Россия через ОРДЛО может реализовать в Украине два сценария. Первый – дожать Киев, чтобы внедрить Минские договоренности на российских условиях с признанием Украиной «администраций» ОРДЛО. Если он не сработает – признать «Л/ДНР» и начать гибридную эскалацию с возможностью ввести войска по приглашению предварительно признанных псевдогосударств
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
18 февраля главари так называемых «ДНР» и «ЛНР» Денис Пушилин и Леонид Пасечник заявили, что «украинская армия готовит наступление» на оккупированные территории Донецкой и Луганской областей, и объявили о начале эвакуации населения в Россию. Хотя украинская власть сразу опровергла это заяление, Владимир Путин распорядился выплатить каждому беженцу по 10 000 рублей.
15 февраля Госдума попросила президента РФ признать независимость ОРДЛО.
Forbes снова публикует текст аналитика Марии Золкиной о том, как Кремль планирует разыгрывать карту ОРДЛО.
Россия выходит из Минских договоренностей – именно так в Украине и на Западе восприняли обращение российской Госдумы к Владимиру Путину с просьбой признать независимость республик на оккупированном Донбассе. Это только добавило напряжения к очередному раунду переговоров Кремля с Западом – в это же время в Москве шли переговоры Владимира Путина с немецким канцлером Олафом Шольцем.
Такие маневры Кремля говорят: никаких оснований для реальной деэскалации нет. А заявления о готовности отводить российские войска – не больше, чем часть дипломатической игры против Киева и его западных союзников.
Последнее слово о признании независимости псевдообразований на оккупированной части Донбасса – за президентом России. Хотя пресс-секретарь Путина уже согласился, что такой шаг «не коррелирует с Минскими договоренностями», расслабляться рано. Четкого регламента, в какой форме президент РФ должен отреагировать на такое обращение, нет. А это значит, что Россия может использовать «незавершенное» признание для новых форм шантажа и давления в переговорах.
Шантаж признанием независимости ОРДЛО
Активные переговоры с Францией, Германией и Великобританией в контексте Украины сводились к одному: предоставить РФ гарантии неприсоединения Украины к НАТО, а также де-факто заставить Киев выполнять Минские соглашения. В российской интерпретации. Как именно – безапелляционно подтверждал на встречах советников нормандского формата Дмитрий Козак. Россия требует прямого диалога между Киевом и оккупационными администрациями, после чего – имплементации политических положений Минска.
Даже под угрозой нового российского вторжения добиться этого в Нормандской четверке пока не удалось. Поэтому Россия добавляет еще один гибридный инструмент – шантаж возможным признанием субъектности Л/ДНР.
Сейчас следует ожидать новых попыток «уговорить» Украину пойти на политические уступки по выполнению Минских договоренностей. Под предлогом необходимости отвернуть эскалацию и сохранить Минские договоренности, которые могут рассыпаться после выхода из них России.
Для этого Москва может использовать два инструмента.
Первый – предложить новую срочную встречу нормандских советников. Где, в отличие от двух предыдущих в Париже и Берлине, на кону будет стоять не только военная эскалация, но полное разрушение восьмилетнего переговорного процесса.
Второй – действовать через двусторонние переговоры с вовлечением в процесс европейских партнеров. Особенно – через Германию.
Берлин не готов к сверхжестким санкциям, таким как остановка «Северного потока-2» или предоставление Украине даже оборонного вооружения, но в то же время стремится «вписать» позицию России в новую архитектуру безопасности в Европе. Украины как члена НАТО в этой системе, судя по заявлениям немецкого канцлера в Москве, нет.
Относительно «Минска» – Берлин от Киева будет ждать обновления или принятия новых законов об «особом статусе», изменений в Украинскую Конституцию и выборов на временно оккупированной территории. Собственно, все то, что Россия требует обсуждать в политической подгруппе Минской ТКГ с незаконными представителями ОРДЛО.
Если напрямую устрашение через признание Кремлем «республик» на Украину вряд ли подействует, Россия может давить опосредованно – пользуясь дипломатической растяжкой, в которой оказался Берлин. С одной стороны, Германия должна быть солидарна со США, НАТО и действовать превентивно, чтобы не допустить российской агрессии в Украине. С другой стороны, Берлин стремится оставить открытым канал для теплого диалога с Россией. Для такого игрока сценарий с полным выходом России из Минских договоренностей будет выглядеть менее приемлемым, чем для самой Украины.
Украина с дипломатической точки зрения от де-факто отказа России от Минских договоренностей только выиграет. Это может быть шанс выйти из тупика переговоров и не быть обвиненными в срыве дипломатического урегулирования.
Давление Москвы: два сценария развития событий
Сегодня на столе два варианта развития событий. В случае молчания Путина по поводу обращения Госдумы, Украине следует ожидать масштабного усиления давления. По крайней мере, в течение ближайших нескольких недель. При этом не соглашаться на уступки для формального отказа Кремля признавать эти субъекты независимыми.
Другой сценарий – это провал российского дипломатического давления на Киев, признание Кремлем «республик» и начало гибридной эскалации. С боевыми действиями, главным образом на Донбассе, кибератаками, диверсионными мероприятиями и другими классическими методами РФ.
Так Россия откроет для себя еще одну возможность: в любой момент официально вовлечь в боевые действия свою регулярную армию по приглашению предварительно признанных ею псевдогосударств. Или ради «защиты» российских граждан на основе продолжающейся на Донбассе массовой паспортизации с 2019 года.
Во всяком случае, сейчас будет разворачиваться новый виток противостояния. И появление нового инструмента давления будет влиять на переговорный процесс и вероятность военного обострения.
Задачей Украины на ближайшие недели будет не только выдержать давление с требованиями политических уступок от Москвы, но и убедить западных союзников, что такие уступки – неоправданны.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.