Глава Русской православной церкви (РПЦ), патриарх Кирилл как духовный отец предал свою украинскую паству, поскольку не только не выступил против войны, но и фактически благословил ее. В Украине прихожане отрекаются от приходов, а слово «московский» стало токсичным. Какое будущее у УПЦ МП
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
В первый день войны предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий выступил с патриотическим воззванием, да и все последующее время церковь поддерживает Украину и молится за воинов ВСУ.
Тем не менее, общество в своем большинстве считает конфессию врагом, потому что она долгое время находилась под культурным влиянием русского православия, а часть духовенства искренне разделяла идеи «русского мира» и питала отвращение к патриотическим настроениям в Украине.
УПЦ МП, вопреки названию, не подчиняется напрямую Москве и Русской православной церкви (РПЦ) и не связана с ней финансово. Епископы и духовенство выбираются здесь, в Украине, Москва только формально подтверждает выбор киевского митрополита.
Именно поэтому эта конфессия всегда настаивает на том названии, которым она официально зарегистрирована в Украине — УПЦ. Без приставки МП. Однако в обществе уже давно закрепилось именно такое название — с этой самой приставкой.
Сама УПЦ МП в своем большинстве никогда не выражала желание порвать с Москвой даже эту формальную связь. Да и сам Московский патриархат всегда всеми силами держался за сохранение украинской церкви в сфере своего влияния.
Две попытки украинских епископов отсоединится – в 1992 году и в 2018 году – всегда вызвали обвинения в том, что украинское православие без Москвы – «безблагодатное» и «неканоническое».
УПЦ МП остается крупнейшей религиозной конфессией в стране, объединяя более 12 000 приходов, по данным Госслужбы по этнополитике и свободы совести. Это больше, чем у ПЦУ и Греко-католической церкви вместе взятых.
Но с начала войны начался процесс перехода общин из МП в ПЦУ. По одним данным, их больше 50 с начала войны, по другим – около 100. Духовенство трех епархий, то есть церковных округов, требует от своих епископов выйти из формального подчинения Московскому патриархату.
При этом подавляющее большинство общин избрали более мягкую форму протеста – перестали «поминать» патриарха Кирилла во время богослужения.
Дело в том, что во время воскресной литургии священники несколько раз произносят молитвы, в которых упоминают весь пышный византийский титул «великого господина и отца нашего, святейшего патриарха московского и всея Руси Кирилла».
Самих верующих в церковной среде принято называть библейским термином «паства», а патриарха – «пастырь». Слова из аграрной культуры древнего Израиля исторически закрепились в церковном лексиконе и служат синонимами понятий «духовный отец» или «гуру» и его «дети» или «ученики».
В этой картине мира Кирилл как духовный отец своей украинской паствы попросту предал ее, поскольку в нескольких проповедях не только не выступил против войны, но и фактически благословил ее.
Армия России уничтожает храмы и священников УПЦ МП
Настоящим шоком для духовенства и прихожан УПЦ МП стало и начало войны, и то, как она проходила. Российская армия уже уничтожила или повредила несколько храмов этой конфессии, в Сумской области регент церковного хора погиб от обстрелов вместе со всей семьей сразу после службы.
В Ирпене россияне ранили местного священника, который через несколько дней скончался в больнице. Ирония судьбы – этот священник был сторонником «русского мира».
Против своих братьев по вере – православных украинцев – русская армия посылает батальоны чеченцев-кадыровцев, то есть воюет с православными с помощью мусульман.
Запорожский епископ Лука вместе со священниками отправился вывозить беженцев из Мариуполя – но и его, епископа УПЦ МП, русские солдаты не пускали в осажденный ими город. Он добрался только до Бердянска, откуда смог вывести часть жителей Мариуполя.
Возле Волновахи от российских снарядов пострадали здания монастыря, который был построен старцем Зосимой – этот священник при жизни считался духовным наставником Виктора Януковича. Выглядит все так, что «русский мир» сам уничтожает все, что было им создано.
«Не отец» Кирилл
Это стало холодным душем для части духовенства и прихожан УПЦ МП. Они уже не могут ни называть Кирилла «отцом», ни молится за него. Популярный в Украине священник Александр Клименко, победитель шоу «Голос Украины», прямо называет войну – войной, Путина – военным преступником. Такую же позицию занимает и известный батюшка из Днепра Андрей Пинчук, который с риском для жизни вывозит людей из зоны боевых действий.
Однако переход 50 или 100, или даже 500 общин ничего существенно уже не изменит. Для конфессии в 12 000 приходов – это очень мало. Многие даже после начала войны не собираются выходить из МП.
В нескольких епархиях епископы низвергли из сана тех священников, которые после начала войны перешли в ПЦУ. К примеру, в Черкасской епархии местный митрополит Феодосий в своем указе о запрете священника Романа Личка цитирует один из стихов богослужения: «Лучше б тебе, Иуда, предатель, и не рождаться на свете». При этом в новостях на сайте этой епархии сообщается о помощи беженцам, «которые пострадали вследствие боевых действий». Кто именно эти действия осуществляет – епархия как будто забывает упомянуть.
В этом дипломатическом замалчивании — вся суть провальной медиа-политики УПЦ МП. Начиная с войны на Донбассе эта конфессия не называла Россию агрессором, оправдываясь формулировкой «наши верующие – по обе стороны конфликта».
Руководители конфессии также ни разу открыто не сказали, кого считают ответственным за развязывание этого конфликта, снова туманно говоря о «сатанинских силах». Именно отсутствие ясности в этом вопросе окончательно испортило репутацию этой церкви.
УПЦ МП за кого?
Для общества осталось не ясно – УПЦ МП вообще за кого? За Украину или за Россию? Если верующие есть по обе стороны конфликта, то что же это за верующие такие, которые готовы с оружием в руках убивать несогласных со своей точкой зрения? Нужно четко сказать – кого из сторон вы не считаете христианами.
К примеру, именно так поступили некоторые священники самой РПЦ. Бывший настоятель киевского прихода возле метро Шулявская священник Андрей Ткачев, который с 2014 года живет в Москве, в своей проповеди после начала войны заявил, что война – наказание украинскому народу за Майдан.
Другой популярный московский священник Артемий Владимиров призывает молиться за успех русской армии по освобождению от нацизма. В других проповедях эти священники, по сути, повторяют главные идеи российской пропаганды. Хотя эти священники и являются часть пропагандисткой машины, они все-таки не отделываются туманными фразами и заняли предельно четкую позицию.
В их картине мира украинцы – это дьявольское зло, а русские солдаты – воины света. Тем временем УМП МП отказывается ясно ответить на вопрос общества, кого они считают злом, а кого – добром.
История церкви знает множество примеров, когда духовенство прямо заявляло властям: вы принимаете сторону зла, вы – не христиане. Так делал святой Амвросий Медиоланский, который отлучил от церкви императора Феодосия за жестокое подавление бунта.
Так делали и сами святые РПЦ – митрополит Филипп Колычев, который за жесткую критику царя Иоанна Грозного поплатился свободой, а потом и жизнью. За развязывание гражданской войны в 1918 году патриарх московский Тихон предал проклятию большевиков. Этих людей церковь причислила к лику святых, признавая, что их поведение – пример для христиан.
Однако в современной РПЦ и УМП МП пока не видно священников и епископов, которые бы прямо заявили: Владимир Путин – не христианин, он должен быть отлучен от церкви. Вместо этого духовенство только «просит патриарха Кирилла попросить Путина остановить войну».
Они могли бы сделать и иначе. Один из самых ярких примеров – священник УПЦ МП из Славутича, который во время акции протеста против оккупационных властей прямо обращался к русским солдатам: «Если у вас есть нательные кресты, снимите их, нехристи, потому что христиане не наводят автоматы на мирных людей». Пример для подражания и патриарху Кириллу, и епископам УПЦ МП.
Что будет дальше с УПЦ МП? Все предельно просто. Незначительная часть приходов перейдет в ПЦУ. Однако для подавляющего большинства такой шаг слишком сложен. Слишком долго духовенство УПЦ МП рассказывало о том, что ПЦУ – это раскол, они «безблагодатные», и перейти туда – значит предать Христа.
Знак равенства между верностью Богу и верностью своей юрисдикции поставлен настолько сильно, что это станет решающим препятствием для перехода. Однако без отсоединения от токсичного слова «московский» эта конфессия обречена на маргинализацию. У нее не будет новых прихожан, а ее влияние на общество исчезнет окончательно. Это только вопрос времени.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.