Россия с 13 февраля планирует заблокировать морские порты Украины, которые обеспечивают 60% внешнего товарооборота страны. Блокировка временная – на шесть дней, но и она будет стоить украинскому бизнесу миллионы долларов. Почему это происходит, и сколько будет стоить стране тотальная блокада
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Военно-морской флот России с 13 по 19 февраля перекроет Азовское море и часть Черного моря вблизи Украины, пишет Администрация морских портов Украины (АМПУ). Причина: боевые учения, ракетные и артиллерийские стрельбы морского флота РФ.
Это означает, что на шесть дней украинские порты в Азовском море – «Мариупольский» и «Бердянский» – остановятся. В 2021 году они перевалили 8,6 млн тонн грузов, или 6% от всего морского грузооборота Украины. Для понимания масштаба: все 13 украинских морских портов в 2021 году пропустили 153 млн тонн грузов, по данным АМПУ. Это 60% украинского экспорта и около 50% импорта, говорит Олег Нивьевский, доцент Киевской школы экономики (КШЭ).
Порты Черного моря пока останавливаться не будут, но кораблям придется изменить маршруты – идти только в территориальных водах Украины – это 12-мильная зона (22 км) вблизи берега, говорит Виктор Берестенко, президент «Ассоциации международных экспедиторов Украины». Эту зону Россия не может перекрыть, так как это будет равносильно пересечению украинской границы – то есть, вторжению. Грузы с азовских портов по железной дороге или грузовиками будут перенаправлены в порты Черного моря, говорит он.
Многие агротрейдеры уже приостановили заключение контрактов на ближайшие недели на отгрузку продукции из портов Азовского моря, говорит Иван Касынюк, партнер юрфирмы AGA Partners. «Но не из портов Черного моря – я не слышал, чтобы они на время учений прекратили заключать контракты на отгрузку своей продукции там», – говорит он.
Всего в неделю в украинские порты в среднем заходит около 250 судов, говорит Андрей Соколов, представитель транспортной компании Neptune Lines. Эта цифра включает порты Азовского моря и, например, речные порты Рени и Измаил.
Из-за того, что судам придется менять свои привычные маршруты и идти по узкому коридору в 12-мильной зоне могут возникнуть задержки. «Дополнительные расходы судов за день задержки – около $2,5 млн, или $15 млн за 6 дней учений – говорит Берестенко. – Стоимость фрахта, например, судна «Панамакс», – $30 000 в сутки».
На фоне этих новостей стоимость морских перевозок для украинских экспортеров и импортеров уже выросла на $2-3 за тонну, пишет основатель логистической компании The Charterers Олег Солодухов.
Цена тотальной блокады – $5,1 млрд в месяц
Если Россия решится на полную блокаду украинских портов, убытки для Украины могут составить $170 млн в день, говорит Нивьевский из КШЭ. Месяц блокады, по его расчетам, может обойтись в $5,1 млрд или 3,3% ВВП. «Украинские экспортеры не смогут отгружать продукцию, потеряют доходы, соответственно, госбюджет недополучит налоги», – говорит он.
Полная блокада наших морских портов сравнима с перекрытием кровеносной системы человека, говорит Берестенко. «Сначала заполнятся морские терминалы, затем встанет наземная логистика – железнодорожный и автомобильный транспорт, а закончится все остановкой производств», – говорит он. В случае блокады, по его словам, из магазинов также исчезнет две трети импортных товаров, которые также поставляются морем.
Что делать Украине
Министерство иностранных дел Украины уже выразило «решительный протест» из-за блокады Россией Черного и Азовского морей. Вместе с партнерами, прежде всего из Черноморского региона, Украина будет работать над тем, чтобы действия РФ получили «надлежащую оценку и ответ».
Украина также может оспорить действия России в Международном трибунале по морскому праву, говорит руководитель одесского офиса юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Сергей Неделько. Если Россия заблокирует проход судов к украинским портам, то, это будет квалифицироваться как акт агрессии по отношению к Украине, говорит Касынюк из AGA Partners.
Одним из примеров успешного обращения в Международный трибунал служит дело о захвате Россией украинских кораблей и моряков в Керченском проливе в ноябре 2018 года. В мае 2019 года на запрос Украины Международный трибунал по морскому праву обязал Россию немедленно вернуть под контроль Украины военные суда, а также 24 членов их экипажей.
Также Украина может задействовать коллективные меры сдерживания России, говорит Неделько. Они включают созыв внеочередного собрания Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества. Кроме того, Украина должна уведомить Международную морскую организацию о ситуации в регионе и возможных рисках для торгового судоходства, возлагая всю ответственность за возможные последствия на страну-агрессора.
«Это хороший повод для срочного обращения президента Владимира Зеленского к нашими западными союзниками, чтобы решить, можем ли мы считать блокаду украинских морских портов началом агрессии и поводом для введения санкций против России», – говорит Владимир Омелян, экс-министр инфраструктуры Украины.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.