Украинские чиновники пожаловались на тысячи твитов, видео на YouTube и посты в разных соцсетях, имеющих направленную на украинцев ненавистническую риторику или содержащие российскую пропаганду. И в начале войны технокомпании активно реагировали на подобные жалобы. Теперь же их реакция не так быстра, как хотелось бы. The Washington Post проанализировала отчет об исследовании действий техногигантов. Forbes выбрал главное из текста
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Николай Балабан, заместитель председателя Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности, рассказал, что в первые месяцы войны американские технологические компании были очень проактивны, очень хотели помочь. А теперь они даже телефонных разговоров избегают. Он добавил, что Facebook и LinkedIn (принадлежит Microsoft) продолжают поддерживать связь с агентством Балабана, а YouTube уже второй месяц не отвечает на электронное письмо.
Устав от игнорирования, в конце апреля Украина обратилась к независимым исследователям в Disinformation Situation Center, европейскому объединению нескольких неприбыльных организаций, чтобы проанализировать эффективность модерации на разных платформах. Похоже, что украинцы волнуются не без причины.
Отчет об исследовании показывает, что техногиганты действительно не обращают достаточного внимания на аккаунты и сообщения, которые повторяют нарративы Кремля, распространяют антиукраинские оскорбительные высказывания или даже выдают себя за украинских чиновников.
Также заметно, что Россия изменила тактику: теперь она использует не аккаунты государственных медиа, а отдельных инфлюэнсеров и «армии троллей», вербуемых через такие мессенджеры, как Telegram.
Украинские чиновники и исследователи отслеживали и жаловались на посты, которые использовали оскорбительные и дегуманизирующие высказывания об украинцах как способ оправдать войну.
Примеры в исследовании показывают, что большие онлайн-платформы приняли недостаточно мер для защиты их пользователей… А это влияет на реальные жизни людей во всем мире.
Тьерри Бретон, европейский комиссар
Среди обидных фраз и выражений были «укробабуины», «хохлы», «укропы», «майданутые», «смерть бандеровцам, пленных не брать!», «Украина будет стерта с лица Земли Ура!».
Исследование показывает, что более 70% постов на YouTube и Twitter, на которые пожаловались как на антиукраинские, все еще доступны для просмотра по состоянию на конец июня. А более 90% аккаунтов, публиковавших такие посты, остаются активными.
Исследователи говорят, что это приводит к тому, что кремлевская риторика ширится по Европе и грозит подорвать активную поддержку Украины в странах-союзницах.
Что говорят в компании?
Политики Facebook, YouTube и Twitter запрещают прославлять российское вторжение или оскорбления украинцев на национальной основе, но компании отметили, что одного нарушения обычно недостаточно, чтобы заблокировать аккаунт пользователя. И YouTube, и Twitter сказали, что приняли меры по поводу некоторых аккаунтов, на которые указал The Washington Post, ссылаясь на отчет.
Представительница YouTube не сказала ничего по поводу обеспокоенности украинских чиновников, но сообщила, что компания «на постоянной связи с украинским правительством» и с начала войны удалила более 70 000 видео и 9000 каналов за нарушение политики платформы.
В Twitter сказали, что компания продолжает сотрудничать с разными организациями и мониторит нарушения политики сети. Там также добавили, что компания старается не просто удалять неприемлемые посты, а способствовать распространению достоверной информации и не рекомендовать аккаунты госмедиа или посты с обманчивой информацией.
Отчет также показал, что LinkedIn удалял менее половины постов, обозначенных украинскими чиновниками как российская пропаганда войны. LinkedIn не ответил на запрос о комментарии.
Из положительного: Facebook удалил все 98 антиукраинских ненавистнических постов, на которые пожаловались украинское правительство и исследователи, но большинство аккаунтов, ответственных за эти посты, остаются активными. В целом Facebook и Instagram хорошо реагируют на подобные жалобы, но исследователи хотели бы видеть больше проактивности со стороны платформ.
Из 15 000 постов, на которые пожаловались в ходе исследования, большинство были твиттами. Вероятно потому, что на этой платформе проще создавать ряд аккаунтов и сохранять анонимность, чем на других. Более 1000 постов и комментариев было на YouTube, несколько сотен на Facebook и Instagram и менее 100 на LinkedIn.
Почему так случилось?
Один из соавторов отчета не считает, что это злой умысел со стороны техногигантов. Причину он усматривает в нехватке ресурсов, инвестиций и сотрудников со знаниями русского, украинского языков и ситуации в целом.
Медиаплатформы давно критикуют за то, что они направляют гораздо меньше ресурсов на неанглоязычные регионы. А еще Facebook и Google упрекали в том, что они не обращали достаточного внимания на кремлевские дезинформационные кампании против Украины еще с 2014-го, которые стали подготовкой для российского вмешательства в американские выборы в 2016-м.
Эксперты соглашаются с тем, что в начале войны техногиганты сделали многое для противодействия российской дезинформации. Facebook, Instagram и YouTube активизировались на фронте проверки фактов, свернули продажи рекламы в России и открыли прямой доступ для украинских чиновников, чтобы те могли сообщать о российской дезинформации и пропаганде.
Эти действия были достаточно эффективными – настолько, что российское правительство запретило Facebook, Instagram и Twitter в стране.
Но когда все больше заголовков медиа стали отражать внутренние проблемы других стран, такие как инфляция, цены на бензин, право на аборт, удорожание стандартов жизни и прочее, внимание технологических компаний переключилось.
Это было замечено и в Кремле. Теперь, по выводам исследователей, вместо аккаунтов крупных государственных медиа российскую пропаганду ширит армия «троллей», которых ищут через Telegram.
Балабан рассказал, что можно заметить российскую причастность к недавнему увеличению ложных постов о безопасности эвакуации из Украины и призыве в армию.
«Эти психологические игры очень похожи на те, что были в 2014-м или 2016-м, – сказал Балабан. – Они ищут проблемы в обществе, трещины, которые можно использовать для создания более глубокого конфликта в стране».
Что с этим делать?
Тьерри Бретон, европейский комиссар по внутренней торговле и услугам, говорит, что выводы исследования подчеркивают необходимость регулирования работы технокомпаний.
«Примеры в исследовании показывают, что большие онлайн-платформы приняли недостаточно мер по защите их пользователей… А это влияет на реальные жизни людей во всем мире».
Немецкие исследователи отмечают, что российская пропаганда направлена не только на украинцев. Дезинформация и отрицание войны распространяются по Западной Европе с целью подорвать поддержку людей, чтобы они сомневались в необходимости дорогостоящих мер по противостоянию российской агрессии, таких как санкции против российской нефти или военная поддержка Украины.
Пиа Ламберти, одна из немецких исследовательниц, говорит, что хотя это хорошо, что техногиганты реагируют на жалобы о дезинформации, но им нужен более проактивный, систематический подход к российской пропаганде. «Если возникает необходимость проверить факт, вы уже опоздали», – уверена она.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.