Цены на АЗС снижаются, а километровые очереди исчезают. Удалось ли Украине преодолеть острый дефицит топлива /Getty Images
Категория
Картина дня
Дата

Цены на АЗС снижаются, а километровые очереди исчезают. Удалось ли Украине преодолеть острый дефицит топлива

3 хв читання

Getty Images

Спустя месяц после ликвидации госрегулирования цен на топливо очереди на АЗС заметно сократились, а нефтепродукты начали дешеветь. Впрочем, ситуация остается напряженной: сети АЗС боятся накапливать ресурс из-за рисков ракетных ударов, а стоимость транспортировки выросла в разы.

В июне Украина увеличила импорт дизеля, бензина и сжиженного газа до 20 000 т в сутки, говорит аналитик Upeco Александр Сиренко. По сравнению с маем, поставки дизеля выросли на 70%, бензина – на 40–45%, говорит он. В апреле о таких объемах можно было только мечтать. Тогда максимальная поставка в Украину была на уровне 10 000 т.

Увеличению импорта способствовало несколько факторов. В июне полноценно заработали «зеленые коридоры» для грузовиков, которые позволяют бензовозам пересекать западную границу без очередей, говорит Елена Осипчук, PR-директор компании Socar. Также, по ее словам, выросла пропускная способность железной дороги на границе. К тому же, по данным Сиренко, импорт бензина в этом месяце начала группа «Приват», владеющая крупнейшей сетью АЗС в Украине – более 1500 заправок под 11 брендами.

Еще одна причина – небольшие сети АЗС, а также потребители, прежде всего аграрии, начали сами импортировать топливо, тогда как раньше закупали его на внутреннем рынке, говорит Сиренко. Компании приобрели цистерны для перевозки топлива, выросло количество поставщиков, говорит владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин. «Перевоз топлива стал очень прибыльным бизнесом, потому что правительство сняло госрегулирование», – говорит он.

С другой стороны, в Украине закончилась посевная, что снизило спрос на горючее. «Рынок наконец-то успокоился», – говорит Осипчук.

До войны Украина потребляла около 1 млн т горючего в месяц, текущая динамика импорта позволяет удовлетворить спрос на 60% от довоенного – 600 000 т в месяц. В июне Украина импортировала 400 000 т дизеля и 200 000 бензина и сжиженного газа, сообщил председатель парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус.

Учитывая падение потребления, ресурса на рынке уже достаточно, чтобы появилась конкуренция за потребителя, а это снижение цен, говорит Сиренко. Герус прогнозирует, что в июле водители на АЗС смогут заправляться без ограничений.

Что будет с ценами

Оптовые цены в конце июня упали до 50 грн/л дизеля и до 47–48 грн/л бензина, по данным Upeco. Для сравнения: 17 мая, когда правительство решило отменить дерегулирование, оптовые цены дизеля были 62–65 грн/л, бензина – 55 грн/л.

На протяжении июня средние розничные цены на АЗС держались на одном уровне – 57 грн/л дизеля и 52 грн/л бензина. Таким образом, оптовые цены впервые за почти 3 месяца упали ниже розничных. Теперь продавать топливо в розницу стало выгодно, поэтому предложение на заправках будет расти, а цены – снижаться, говорит Сиренко.

В ближайшие дни средние розничные цены снизятся на 1–2 грн, до 50 грн/л бензина и 55–56 грн/л дизеля, если не произойдет существенных изменений, прогнозирует Сиренко. Текущая динамика наполнения рынка позволяет снизить цены в течение 2–3 недель до уровня 53–54 грн/л дизеля и 49 грн/л бензина, прогнозирует Леушкин. «Ниже цены не упадут из-за дорогостоящей логистики», – говорит он.

В Польше, Болгарии, Словакии, откуда Украина импортирует топливо, средняя оптовая цена дизеля — 40 грн/л за литр, по данным владельца сети АЗС Prime Леушкина. Стоимость фрахта бензовоза, например, из Днепра в ЕС и обратно стоит €7500, что в 4 раза дороже, чем в прошлом году, говорит он. Такая стоимость перевозки увеличивает конечную цену литра горючего на 10 грн плюс 3 грн наценки оператора АЗС, подсчитал Леушкин.

Причины дефицита топлива

(нажмите "читать больше")

До войны Украина импортировала 70% потребляемых в стране нефтепродуктов – это до около 10 млн т бензинов, дизеля и автогаза. Снабжение шло преимущественно из России, Белоруссии и морем. В настоящее время эти каналы полностью заблокированы. Кроме того, из-за военных действий остановились Кременчугский и Шебелинский НПЗ, которые обеспечивали около половины потребления бензина в стране.

В 2021 году Украина импортировала 6,85 млн т дизельного горючего : 42% было поставлено из Беларуси, 30% – из России; импорт бензина в Украину составил 1,28 млн т: 78% было поставлено из Беларуси; импорт автогаза составил 1,6 млн т: 40% – из России, 30% – из Казахстана.

Теперь все топливо Украина вынуждена импортировать через западную границу бензовозами и железнодорожными цистернами. Ранее этот канал поставки не имел экономического смысла из-за более дорогой логистики. Чтобы компенсировать логистические расходы, Верховная Рада в середине марта упразднила акциз на нефтепродукты и снизила НДС для топлива с 20% до 7%.

Возможен ли возврат острого дефицита

Возврат госрегулирования может снова привести к дефициту, уверен Леушкин. «Если регулирование вернется, то, вероятно, мы будем проигрывать другим импортерам и экспортерам конкуренцию за перевозчиков, что приведет к снижению поставок», – говорит он.

Сети АЗС сейчас держат запасы топлива не более чем на 7 суток, опасаясь ракетных ударов. До войны этот показатель был не менее 15 дней. «Все, что импортируется, сразу развозится по АЗС, обходя нефтебазы – говорит Осипчук. – До окончания войны это вряд ли изменится». Сейчас трудно спрогнозировать, вернется ли в Украину дефицит топлива, потому что ситуация постоянно меняется, говорит Сиренко.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд