Кабинет министров 17 мая заявил, что отказывается от госрегулирования цен на горючее – решение должно ликвидировать острый дефицит и очереди на заправках. Это сработает?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Наша цель – дать возможность всем операторам завезти достаточно ресурса, чтобы наполнить рынок», – объяснила решение правительства первый вице-премьер, министр экономики Юлия Свириденко на брифинге 18 мая.
Теперь сети АЗС могут самостоятельно устанавливать цены на топливо. Правительство рассчитывает, что стоимость дизтоплива не будет превышать 58 грн, а бензина – 52 грн. Ко всем операторам, которые выйдут за пределы коридора, по словам Свириденко, будут применены санкции, но возвращаться к госрегулированию не намерено.
В определении граничного уровня цен правительство ориентируется на оптовый рынок, говорит Свириденко. По данным консалтинговой компании «Нафторинок», оптовые цены 18 мая уже превышают новый розничный ориентир и составляют 62–65 грн/л – для дизеля и 55 грн/л – для бензина.
Введение нерегулируемых цен предложили сами сети АЗС, говорит Свириденко. По словам руководителя одной из крупных сетей, операторы рынка предоставили правительству несколько вариантов решения проблемы дефицита, среди которых Кабмин выбрал отмену госрегулирования. Принятие такой опции стало неожиданностью для сетей АЗС, говорит аналитик «Нафторинка» Александр Сиренко. Какие еще были варианты разрешения топливного кризиса у Кабмина – неизвестно.
Исчезнет ли дефицит?
Большие сети АЗС, такие как ОККО, WOG, UPG, отказались официально комментировать отмену госрегулирования, ссылаясь на военные риски.
Впрочем, позиция об отмене лимитов у крупнейших игроков не совпадает. Такой вывод можно сделать, если прочесть стенограмму состоявшегося 16 мая заседания парламентского Комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг. Так, вице-президент ОККО Юрий Кучабский отметил, что такое решение не поможет увеличить поставки. «Государственное регулирование цен никоим образом не удерживает поставки в Украину, – говорит Кучабский. – Формула определения граничной цены не мешает импортировать нефтепродукты».
Дополнительные 10–15 грн к действующей цене не решат вопрос наличия топлива на АЗС, согласен Сиренко. По данным, которые он приводит в графике, сети могут зарабатывать, импортируя горючее, а в случае отмены предельных цен увеличится маржа импортеров. Восемь из десяти крупнейших импортеров, по его данным, владеют собственными сетями АЗС.
Руководитель одной из крупнейших сетей заочно апеллирует к Сиренко: «Попробуйте купить сейчас в Европе 95-й бензин дешевле 40 грн. Там тоже уже дефицит. Посредники выставляют надбавку в $150–250 на тонне. А топливо еще нужно довезти».
Главная проблема, по словам Кучабского, не в цене, а в логистических сложностях доставки горючего в Украину. «Дефицит будет, пока не будут наработаны дополнительные маршруты поставки, не будут построены нефтебазы вдоль границы с ЕС», – соглашается маркетинг-директор сети автозаправок «БРСМ-Нефть» Александр Мельничук.
Причины дефицита топлива
(нажмите «читать больше»)
С начала войны топливный рынок оказался в затруднительном положении. Украина импортирует 70% потребляемых в стране нефтепродуктов – всего до 10 млн т бензинов, дизеля и автогаза. Снабжение шло преимущественно из России, Беларуси и морем. В настоящее время эти каналы заблокированы российскими военными кораблями.
Сейчас импортные нефтепродукты завозят через западную границу бензовозами и железнодорожными цистернами. Ранее при наличии дешевой доставки морем этот канал почти не использовался. Чтобы компенсировать нефтетрейдерам увеличенные логистические расходы, Верховная Рада в середине марта упразднила акциз на нефтепродукты и снизила НДС для топлива с 20% до 7%.
Кроме того, российские ракеты уничтожили около 15 украинских нефтебаз, по оценке Андрея Геруса, главы Комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг. Также из-за военных действий остановились Кременчугский и Шебелинский НПЗ, покрывавшие около 50% потребления бензина в стране.
В марте – апреле 2022 года суточный объем ввоза топлива из ЕС вырос втрое, до 12 000 т в сутки, по данным Минэкономики. Импорт продолжает расти. «У нас есть договоренности, что на 30% будет увеличен объем поставок из Румынии и в 3–4 раза – из Польши», – говорит Кучабский.
Дополнительные объемы, по его данным, идут через Словакию и Венгрию. «Если поставки по этим направлениям сработают хорошо, то мы разрулим ситуацию до конца мая», – говорит он.
Если нет, то отмена госрегулирования может привести к росту цен, а дефицит останется, говорит Неля Привалова, глава Нефтегазовой ассоциации Украины, во время заседания Комитета. «С поставками станет немного легче, – добавляет она. – Но если бы это было сделано в начале апреля, то у нас была бы лучшая ситуация».
У руководства WOG на Комитете была другая позиция. Коммерческий директор WOG Михаил Романив говорил, что отмена регулирования цен позволит его сети нарастить импорт. Сети АЗС часто покупали нефтепродукты в Европе по спотовым контрактам, цены по которым были уже выше предельной стоимости в Украине. «Из-за этого не импортировали весь доступный на внешнем рынке топливный ресурс», – говорит Романив.
Операторы действительно иногда отказывались от импорта топлива, потому что его цена не попадала под госрегулирование, соглашается Свириденко. Теперь этой проблемы не будет. «Для Украины сейчас важно не только покрыть потребление, но и сделать запас горючего», – говорит она.
Правительство прогнозирует существенный рост спроса в ЕС из-за возможного эмбарго на российские энергоресурсы со стороны Евросоюза, что может снизить объем доступного ресурса для Украины на этом рынке. «Нормальные запасы топлива для оператора АЗС – это 15 дней, а сейчас 5–6 дней и ниже», – говорит она. Собеседник из крупной компании говорит, что европейские игроки уже готовятся к эмбарго и делают запасы горючего.
Что будет с ценами
По состоянию на 18 мая крупные сети АЗС остались в рамках предельных цен, по данным Консалтинговой группы А-95, пишет minfin. К примеру, ОККО и WOG продают бензин по 39,86 грн/л, дизель – по 42,31 грн/л. Стремительного роста цен после отмены госрегулирования в крупных сетях не будет, прогнозирует Александр Сиренко, аналитик «Нафторинка». «У них и сейчас есть заработок, – говорит он. – Возможна только небольшая коррекция из-за изменения цен на нефть». Впрочем, он также прогнозирует, что малые сети, которые сейчас продают топливо дороже 60 грн за литр, не пойдут на снижение, поскольку стоимость оптовых цен выше 55 грн/л.
Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы «А-95», прогнозирует рост цен на бензин до 55-60 грн/л, дизеля – до 60-65 грн/л. Впрочем, крупные сети, по его словам, могут некоторое время оставаться в коридоре, который определило правительство. «Все будет зависеть от того, как себя поведут люди: увеличится спрос – будут расти цены», – говорит он.
Главная цель – сбить ажиотаж
Отмена госрегулирования может решить еще один немаловажный вопрос – сбить ажиотажный спрос за счет высоких цен, говорит Кучабский. ОККО, по его словам, сейчас продает больше топлива, чем до войны. «У нас хотят заправиться вдвое больше клиентов, – говорит он. – Мы просто не успеваем наполнять АЗС».
Ситуация с горючим на WOG улучшилась, и компания увеличила ограничение с 10 до 20 литров на одну машину. «Но ажиотаж не снижается, люди заправляют канистры, если бак уже полон», – говорит Романив. Кучабский и Романив надеются, что рост цены на топливо сможет снизить спрос и это даст время наладить поставки.
Сиренко сомневается, что спрос упадет. «Сейчас важна не цена, а наличие горючего, – говорит он. – Аграрии уже начинают запасаться под уборочную кампанию и покупают горючее по 70 грн». По его прогнозу, дефицит может продлиться до конца года, когда закончится уборочная кампания. Аграрии ее начинают со второй половины лета. «Удовлетворить на 100% спрос пока невозможно, разве что разблокируют снабжение морем», – говорит он.
Руководитель крупной компании снова с ним не согласен. «До войны через западную границу заходило 2000–3000 т в день, сейчас – 14 000. Мы за два месяца увеличили объемы в 6–7 раз. Осталось удвоить цифру – и о дефиците забудут. Мы это сделаем, дайте немного времени».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.