Проблема на 8,5 см. Украина начнет строительство колеи, соединяющей украинскую железную дорогу с европейской. Почему это очень важно /Фото Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Проблема на 8,5 см. Украина начнет строительство колеи, соединяющей украинскую железную дорогу с европейской. Почему это очень важно

Shutterstock

Правительство хочет строить железнодорожную евроколею до Львова, а затем по всей Украине. Это может помочь спасти украинский экспорт и увеличить пассажиропоток в Евросоюз. Правда, для проекта нужно несколько сотен миллионов долларов.

Украина начнет поэтапно переходить на европейскую колею и интегрировать украинскую железную дорогу в ЕС, сказал на недавнем заседании правительства премьер-министр Денис Шмыгаль. Зачем это нужно? Разница между колеями в 8,5 см тормозит скорость, с которой украинские товары могут экспортировать за границу.

До войны свыше 70% грузов вывозили из Украины через морские порты. Сейчас почти все порты прекратили работу. Через железную дорогу шли крохи – всего 11%. Блокировка морей экстрадировала из портов Одессы и Николаева самый популярный украинский экспорт – зерно и металлы. Их пытаются вывезти автотранспортом, по железной дороге или через работающие дунайские порты. Из-за спроса на последних уже даже образовалась большая, нескольконедельная, пробка на 100 судов.

Похожая проблема на железной дороге. Одиннадцать железнодорожных пограничных пунктов на границах с Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией и Молдовой не выдерживают нагрузки. В среднем 18 суток стоит в пробках груз на западных пограничных переходах. Строительство в Украине евроколеи позволит сократить количество дополнительных технических остановок и ускорить движение.

Проблема разницы в размерах колей в Украине и странах ЕС

В странах ЕС ширина между железнодорожными колеями составляет 1435 мм, а в Украине – 1520 мм. Чтобы доставить груз по железной дороге в пункт назначения из Украины, например, в Германию, нужно в логистическом центре вблизи границы перевалить груз из вагона, предназначенного для украинских колей, в вагон, курсирующий по европейским колеям. Второй вариант – переставить вагоны на вагонные тележки, предназначенные для украинских или европейских колей.

Первым проектом может стать строительство евроколеи от станции Мостиска II во Львовской области, недалеко от границы Польши, до Львова. Этому замороженному проекту уже несколько лет, говорит заместитель директора департамента инвестиционной деятельности УЗ Владимир Шемаев. «Укрзализныця» недавно вернулась к его реанимации.

Сейчас евроколеи доходят до станции Мостиска I, от которой до Львова проложены две колеи украинской ширины. Одну из них, протяженностью 81 км, предлагается заменить на евроколею. Стоимость, по расчетам УЗ, $175 млн. Также планируется строительство новой железнодорожной станции Скнилов во Львове стоимостью $25 млн. На реализацию проекта отведено до четырех лет.

До войны УЗ рассчитывала, что в результате этого проекта перевозка грузов на всей польско-украинской границе увеличится на 30–40%, или на 300–400 вагонов в сутки, говорит бывший председатель правления УЗ Евгений Кравцов. После начала войны и роста спроса на перевозки в ЕС его эффективность может быть еще больше.

В мае «Укрзализныця» ежедневно грузила в среднем 300 000 т – это около 40% довоенного объема коммерческого грузооборота, говорит глава правления Александр Камышин. Он рассчитывает, что новая ветвь позволит увеличить пропускную способность, однако это требует дополнительных частных инвестиций в логистическую инфраструктуру вдоль евроколеи.

Евроколея позволит привлечь дополнительно около 37 000 контейнеров. За январь–сентябрь 2021 года УЗ перевезла 334 000 контейнеров. По расчетам Шемаева, проект оккупируется за 10–15 лет.

Пассажирский проект

Первоначально проект планировали для улучшения пассажирского сообщения с ЕС, но полномасштабная война внесла коррективы. Он включит Львов в систему пассажирских ж/д перевозок Польши и других стран Восточной Европы, говорит заместитель министра финансов Александр Кава. Украинцам станет удобнее добираться в польские города.

Сейчас, чтобы попасть по железной дороге в Варшаву, нужно пересаживаться в Перемышле, что увеличивает продолжительность поездки на два-три часа. Шемаев из «Укрзализныци» оценивает годовой дополнительный пассажиропоток в Польшу, сгенерированный новой линией, в 365 000 человек. Большинство будут формировать украинцы, которые будут ездить в Польшу на работу, учебу, по делам бизнеса.

По сути, новую евроколею можно сравнить по эффективности с линией LHS. Это железнодорожная ветка с украинской широкой колеей, которая начинается в Украине и заканчивается в городе Славкув в Польше, рассказывает он. До войны по этому маршруту ежедневно курсировали до 12 пар поездов.

Какие сложности

Кроме инвестиций в строительство инфраструктуры необходимо найти подвижной состав. Сначала на этом маршруте, скорее всего, будут работать только иностранные пассажирские компании из Польши или Германии, считает Владимир Шемаев. Однако впоследствии Украине также нужно будет закупить собственный подвижной состав на узкой колее. Например, для полноценного обслуживания польских маршрутов нужно будет купить примерно 10 электропоездов вроде Stadler Flirt за $10 млн каждый или четыре-пять больших поездов Hyundai Rotem по $25 млн.

Будет ли расширение евроколеи на всю Украину? «Это дорого, долго и сложно, но необходимо, – сказал ЭП операционный директор «Укрзализныци» Вячеслав Еремин. По его словам, рассматриваются следующие маршруты: Львов–Киев, Львов–Одесса, Львов–Кривой Рог. «Это основные направления пассажирооборота и грузооборота в ЕС даже после открытия портов», – говорил он.

«Строительство евроколеи от Львова до Киева будет стоить минимум $500 млн, – посчитал экс-замминистра инфраструктуры Виктор Довгань. – Дорого и долго». Более эффективным является строительство пересадочных и перевалочных пунктов на границе Украины с ЕС, что обойдется в несколько десятков миллионов долларов.

Украина и мировой голод /Фото Getty Images

Украина и мировой голод

(нажмите «Читать больше»)

Украинский экспорт продовольствия дает еду 400 млн человек. В 2022 году Украина планировала экспортировать 25 млн т зерновых в разные страны мира. Большая часть должна была идти именно через морские порты, оккупированные или заблокированные россиянами.

Европа помогает Украине доставить ее зерно по автодорогам и железнодорожным путям в порты Румынии или страны Балтии. Хотя даже по самым оптимистичным прогнозам только 20% украинского зерна можно будет экспортировать таким образом, пишет Economist.

В украинских зернохранилищах, еще не пострадавших из-за военных действий, полно кукурузы и ячменя. Фермерам негде хранить следующий урожай, который начнут собирать в конце июня, а значит, он может испортиться.

Россия и Украина поставляют на мировой рынок 28% пшеницы, 29% ячменя, 15% кукурузы и 75% подсолнечного масла. Происхождение половины импортируемого Ливаном и Тунисом зерна – из Украины и России; в Ливии и Египте эта цифра составляет две трети.

Материалы по теме