Вечером 27 мая появилась неожиданная новость – Синод УПЦ МП огласил о полной самостоятельности и независимости (подразумевается, что от московской церкви. - Ред.). Forbes попросил экс-редактора нашего издания Влада Головина объяснить что произошло и что это значит (Головин много лет изучает церковный уклад Украины)
Крупнейшая религиозная конфессия страны – Украинская православная церковь Московского патриархата – 27 мая в Киеве приняла решение внести изменения в собственный устав, убрав упоминания о Московском патриархате, что «свидетельствует о полной самостоятельности и независимости». В Православной церкви Украины уже выразили разочарование этими заявлениями, заявив о их недостаточности и слабости. Что же на самом деле произошло?
1. Значит ли это, что УПЦ теперь является независимой от Москвы церковью?
Нет. Это только первый шаг в направлении независимости. Решение отредактировать Устав и убрать из него все упоминания о Москве упрощает существование приходов УПЦ МП и может замедлить процесс их переходов в Православную церковь Украины. С начала войны уже около 500 приходов перешло в ПЦУ – это много за такой короткий срок, но мало по сравнению с общим количеством приходов УПЦ МП – более 12 000.
Дело в том, что еще в декабре 2018 года парламент принял закон, согласно которому любая религиозная организация, управляющий центр которой находится в стране-агрессоре, обязана упоминать об этом в своем названии. По этому закону УПЦ МП должна была провести «ребрендинг» и называться РПЦвУ, то есть Русская православная церковь в Украине. На практике закон не применяется и до сих пор, согласно официальной регистрации Министерства юстиции, в Украине есть только УПЦ и нет никакой УПЦ МП. Изменения в Уставе теперь дают возможность епископам и священникам УПЦ МП не менять конфессии под давлением местных властей и аргументировать свое нежелание формальной независимостью церкви. Однако сама эта «формальная независимость» у УПЦ есть еще с 1990 года, когда патриарх Московский Алексий подарил УПЦ грамоту о независимом управлении.
2. Как должно выглядеть решение о полноценной независимости?
Если переводить формулировки собора УПЦ от 27 мая на язык бракоразводных процессов, то это не развод с Москвой, а, скорее, заявление о разводе. Вместо того чтобы осудить политику патриарха Кирилла, который всячески поддерживает войну против Украины, собор только «выразил несогласие» с его позицией.
Решение о полноценной автокефалии должно в себя включать куда более жесткие оценки патриарха Кирилла. А также осуждение учения «русского мира», которое используется для оправдания войны. Или даже – разрыв «евхаристического общения». К этому духовенство УПЦ МП еще не готово.
И это при том, что сам предстоятель церкви – митрополит Онуфрий в своем докладе на соборе признал, что за время войны уже убито множество священнослужителей УПЦ и разрушено 80 храмов этой конфессии. Однако для значительного количества духовенства УПЦ МП верность патриархату фактически значит верность Христу и окончательный разрыв в таком свете воспринимается как предательство. Накануне в некоторых регионах провели собрание духовенства. В Сумской епархии, которая месяц была под оккупацией, 65% за разрыв с Москвой. В Запорожской епархии, где сейчас проходит южный фронт, у духовенства противоположные настроения – 75% за то, чтобы остаться с Москвой. И это при том, что у самого местного архиерея Луки Коваленко совсем недавно, 17 апреля, в боях против российской армии погиб его брат, военнослужащий ВСУ Александр Коваленко. Лишнее подтверждение того, что верность юрисдикции для духовенства УПЦ МП приобрела мистическое и сакральное значение.
Промосковские настроения в УПЦ МП все еще сильны. Именно для того, чтобы исключить любое влияние Москвы, митрополит Онуфрий готовил все решения тайно. Для этого он сначала снизил статус события, анонсированного на 27 мая. Вопреки ожиданиям, это должен был быть не Поместный собор, высший орган управления церковью, а «собрание духовенства и мирян», то есть, просто круглый стол для обсуждения вопросов, решения которого не имеют никакой силы. В сам день события, 27 мая, Онуфрий решил провести Архиерейский собор и сразу вслед за ним и Поместный (с участием мирян). Такая поспешность сделала невозможным оперативное вмешательство Москвы. Более того, перед входом в Спасо-Преображенский монастырь «Феофания», где проходил собор, охрана отбирала у делегатов мобильные телефоны. Это тоже сделало невозможным для промосковских делегатов оперативно доносить в Москву о ходе события.
И кроме того, своя автокефальная православная церковь в Украине уже есть – это ПЦУ, которую признал не только Константинопольский патриархат, но и большинство других православных церквей мира. Поэтому объявление о автокефалии УПЦ МП сразу поставило бы другой вопрос.
3. Будет ли объединение православных церквей в Украине?
Вряд ли. В своих решениях Поместный собор УПЦ МП выставил для ПЦУ несколько жестких условий. На них в ПЦУ уже отреагировали как не абсолютно неприемлемые. Процесс объединения будет продолжаться «снизу» – часть приходов, несогласных с половинчатыми решениями собора, будет переходить в ПЦУ. Однако само объединения двух ветвей украинского православия маловероятно. В устройстве обеих конфессий много власти принадлежит епископам, которые фактически дублируют друг друга по всем областям. Для объединения кому-то из них нужно будет уступить свою власть.
4. Что значит решение о «самостоятельном мироварении»?
Приготовление ароматического масла – «миро», которое используется в самых разных церковных обрядах – от крещения до освящения храмов – с древних времени считалось одним из признаков самостоятельности и независимости церкви. Это заявление собора – еще один шаг в сторону полной церковной независимости от Москвы.
5.Что будет дальше?
Скорее всего, синод РПЦ в ближайшее время осудит решения в Киеве и, если Онуфрий не одумается, его свергнут с сана. Но с канонической точки зрения такие решения уже не будут иметь значения. Для настоящей независимости УПЦ МП нужно сделать куда больше. К примеру, митрополит Онуфрий мог бы заявить, что он выходит из состава Синода РПЦ, к которому он формально принадлежит. Главная проблема в настоящей автокефалии для УПЦ состоит в том, что церковную независимость должны признать другие православные церкви мира. Даже если сейчас митрополит Онуфрий скажет: мы теперь автокефальная, многие другие православные иерархи скажут ему: мы уже признали митрополита Епифания, предстоятеля ПЦУ. Фактический путь для настоящей церковной независимости для УПЦ МП – это диалог с ПЦУ, к которому окружение митрополита Онуфрия пока не готово.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.