Инвестиционные компании и отдельные предприниматели много лет продвигали идею индустриальных парков, вкладывали миллионы долларов в стройку и выбивали налоговые льготы. А теперь, когда началась война и сотни компаний нуждаются в релокации, оказалось, что в стране почти нет достроенных площадок, куда можно было бы эвакуировать бизнес
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
До войны на двух заводах торгово-промышленного холдинга UBC Group в Харьковской области трудились 3000 человек, разрабатывая холодильное оборудование. Но из-за постоянных обстрелов Харькова российскими войсками эти предприятия остановились. «В один из наших заводов прилетело четыре бомбы по 500 кг каждая», – говорит основатель компании Игорь Гуменный.
Чтобы восстановить работу, UBC начала перевозить часть сотрудников и оборудование из Харькова в Винницу, где местные власти нашли подходящее помещение под аренду. В этом городе уже работает один из трех заводов Гуменного – Green Cool, который расположен на территории винницкого кластера холодильного машиностроения.
Всего на 5 апреля Министерство экономики Украины получило 1424 подобные заявки на релокацию бизнеса. Переехали и возобновили работу пока только 67 компаний.
Не всем повезло найти помещение так же, как Гуменному. Ключевая проблема эвакуации крупных предприятий – нехватка подходящих помещений, говорит Орест Фильц, руководитель отдела привлечения инвестиций Львовской ОГА. «Традиционно крупная промышленность была сконцентрирована в Центральной и Восточной Украине, – говорит он. – Сейчас это все переезжает на запад страны».
Помочь с размещением могли бы индустриальные парки. Из 52 зарегистрированных в Украине парков 23 находятся в девяти областях, куда бизнес бежит от войны. Их общая площадь – 923 га. Для понимания масштаба: это почти 1300 футбольных полей. На такой территории могло бы работать 40 предприятий вроде завода Coca-Cola под Броварами.
Но эти площади практически не задействованы в эвакуации.
Льготы для индустриальных парков
Верховная Рада в сентябре приняла первый из трех законов об индустриальных парках. Он расширил перечень предприятий, которые могут размещаться в индустриальных парках, а также ввел финансовые стимулы для них, в том числе:
- компенсацию процентной ставки по кредитам на обустройство и их деятельность;
- разрешение на работу компаний из сферы переработки промышленных и бытовых отходов;
- строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог, линий связи, средств тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерных коммуникаций и прочей инфраструктуры.
Два еще не принятых закона (№5688 и №5689) предусматривают для участников парков:
- нулевую пошлину на ввоз оборудования;
- отмену налога на прибыль на 10 лет;
- право органам местного самоуправления самостоятельно устанавливать налог на землю для индустриальных парков.
Эти законы были приняты в первом чтении в декабре 2021 года. Депутаты должны были голосовать за законы в феврале 2022-го.
У бизнеса нет времени ждать
В идеале индустриальные парки – это промышленные площадки с помещениями и инфраструктурой: дорогами, электричеством, водой и газом. Это могут быть переоборудованные промзоны (brownfield) или ранее не застроенные территории (greenfield).
В отличие от строительства предприятия с нуля, участники индустриального парка могут сэкономить время и деньги, так как управляющая компания берет на себя проектировку и строительство помещений, обустраивает и обслуживает инфраструктуру, дороги, сети поставок газа, воды, электроэнергии, получает все необходимые для этого разрешения.
Правда, в Украине подавляющие количество индустриальных парков – это greenfield и на них нет помещений, куда можно быстро перенести бизнес, говорит Дмитрий Горюнов, старший экономист Центра экономической стратегии. По словам директора управляющей компании индустриального парка на западе Украины «Соломоново» Владимира Панова, чтобы запустить производство в таком парке, нужно не менее года.
У бегущего от войны бизнеса нет такого количества времени.
Во Львовской области семь из девяти зарегистрированных индустриальных парков – это пустые поля даже без электричества и воды, говорит Фильц. Это почти 200 га пустующей территории. Остальные два, которые обещают дать лучшие условия, только строятся:
- Первая очередь «Спарроу Парк Львов» на 11 740 кв. м готова на 60% и достроится в конце сентября, говорит Тарас Ястремский, коммерческий директор девелопера Sparow Capital.
- Первая очередь М10 Lviv Industrial Park на 14 400 кв. м готова на 35% и достроится к концу 2022 года, говорит Михаил Сакун, инвестиционный директор Dragon Capital, которой принадлежит проект.
Спрос на площади М10 Lviv Industrial Park, по словам Сакуна, сильно превышает общую арендную площадь первой очереди парка. Несмотря на это, ускорить строительство пока возможности нет из-за нехватки стройматериалов и нарушенной логистики. «Многие украинские поставщики остановили свои производственные мощности, а некоторые заводы разрушены», – говорит он.
Свободные помещения пока есть в индустриальном парке «Белая Церковь», который принадлежит Василию Хмельницкому. Это два помещения на 6000 кв. м, где смогут разместиться одна-две компании, говорит директор парка Андрей Ропицкий. Но этот парк находится в Киевской области, в 90 км на юг от столицы.
Всего в парке шесть резидентов, среди которых «Нова Пошта» и агрокомпания «Волица-Агро». В текущем году индустриальный парк, открытый в 2018-м, планировал выйти в прибыль. Парк зарабатывает на продаже или аренде помещений и земли, а также услугах по охране и уборке территории. По такой же модели будет работать и М10 Lviv Industrial Park.
Общие инвестиции в индустриальный парк «Белая Церковь» Ропицкий оценивает в $40 млн. Земля обошлась в $5 млн, инфраструктура тоже в $5 млн, остальное было инвестировано в строительство помещений. Убыток в 2020 году двух юрлиц, связанных с этим индустриальным парком, – 23,4 млн грн, свидетельствуют данные YouControl.
Участники рынка считают, что поддержка правительства была слабой; многие владельцы площадок в ожидании больших государственных льгот откладывали дальнейшее их обустройство. По словам Ропицкого, это одна из причин, почему в Украине нет большого количества по-настоящему работающих индустриальных парков. «[Без льгот] многие не готовы вкладывать такие деньги, – говорит он. – А учитывая ситуацию с безопасностью, сейчас без государственных гарантий точно никто строить ничего не будет».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.