В мирное время у французского BlaBlaCar было 8 млн пользователей в Украине. За первые четыре дня войны спрос на поездки взлетел втрое – сервисом воспользовалось 50 000 человек. Главная проблема – дефицит водителей. Как работает сервис во время войны, в интервью Forbes рассказал генеральный менеджер BlaBlaCar в Украине Роман Мирошниченко
Вы возглавили украинский офис BlaBlaCar в конце января 2022-го. Готовилась ли компания к возможному вторжению России заранее?
Я присоединился к компании в конце октября, в январе официально объявили о назначении. С этого времени мы начали активно обсуждать эту тему, и за две недели у нас уже была готовая коммуникация для сотрудников.
Мы предлагали денежную поддержку и помощь по релокации на Западную Украину – во Львов, и в Польшу, где у нас есть офисы. Это было готово до войны.
Сколько человек в украинской команде?
У нас 86 человек, все основные продукты для локального бизнеса поддерживаются из Украины. У меня большая гордость за сотрудников, что они смогли поддержать ключевые бизнес-процессы.
Большинство сотрудников уже в безопасных местах, кто-то уехал к родственникам, кто-то снял жилье. Мы помогали искать и бронировать жилье, пока сотрудники были в дороге.
Меньшая часть команды еще остается в Киеве, они не захотели переезжать по разным причинам. Они еще по своим домам, но большинство в безопасности. У всех есть укрытие, деньги, продукты.
BlaBlaCar – основанный во Франции сервис для шеринга междугородних поездок с оценкой $2 млрд. В апреле 2021-го платформа привлекла $115 млн инвестиций и сделала ставку на автобусные перевозки по Европе. Под эти цели BlaBlaCar купил два стартапа с украинскими корнями – платформу для бронирования билетов Busfor и сервис автоматизации для перевозчиков Octobus. Не за горами – выход на IPO, оптимистично прогнозировал в апрельском интервью TechCrunch CEO Николя Брюссон.
На Украину у BlaBlaCar приходится 8% от 100-миллионной аудитории из 22 стран. Российский рынок один из крупнейших – около 30 млн пользователей. В феврале 2020 года из-за европейских санкций стартап прекратил работу в оккупированном Крыму. О планах по выходу с российского рынка после начала полномасштабного вторжения в Украину компания не объявляла.
BlaBlaCar делает большую ставку на бизнес автобусных перевозок. Почему вы приняли решение закрыть это направление в Украине?
Мы работаем как маркетплейс, подключая множество перевозчиков на нашу платформу. В первые четыре дня мы работали. Основная цель была перевезти как можно больше людей на безопасные территории.
За это время сильно увеличилось количество отмен поездок и выросла нагрузка на команду. Многие были без связи, без интернета, но четыре дня мы работали в жестком режиме. На пятый день реальных поездок стало значительно меньше, а количество отмен продолжало расти.
Возможно, за эти дни большая часть перевозчиков доехали до Западной Украины и не захотели возвращаться. Много причин было на стороне перевозчиков: наличие водителей, топлива. Потому на пятый день мы решили отключить продукт по автобусным перевозкам и максимально переключить оставшиеся спрос и предложение на карпул.
Мы увеличили максимальное количество мест в машине с трех до 24, чтобы оставшиеся автобусы могли продолжать работу в постоянно меняющейся обстановке.
При каких условиях вы сможете возобновить автобусные перевозки?
Мы продолжаем общение с перевозчиками. Есть много факторов и разные ситуации. Кто-то занимается волонтерством, кто-то продолжает регулярные рейсы. Но это пока очень небольшое количество от общей массы.
Мы сможем возобновить операции, как только это количество вырастет и это будет достаточный объем и системный подход.
Также мы смотрим на возможность запуска волонтерских рейсов. Но, опять же, когда будет достаточно перевозчиков и запросов от них. Тогда мы сможем автоматизировать эти процессы на нашей стороне. Скорее всего, мы будем подключать их по очереди, когда будем видеть готовность включать отдельные линии, отдельные направления или инициативы по волонтерству.
Сколько перевозчиков у вас было до войны?
Боюсь, мы не можем разглашать эту цифру, но это были сотни перевозчиков.
Сколько водителей было на карпулинговой платформе и сколько осталось сейчас?
Не могу озвучивать цифру до войны, но расскажу динамику.
В первые четыре дня очень сильно уменьшилось количество доступных водителей, что естественно. На минимальных значениях было 1500 активных водителей каждый день.Сейчас у нас 3000 активных водителей в день, и эта цифра растет. Их стало вдвое больше после того, как мы внедрили ряд технических решений.
Мы снизили минимальную стоимость поездки до нуля, чтобы люди могли волонтерить. Мы упростили процесс регистрации и принятия людей с пометкой «волонтер» на платформе.
Поиск на платформе упростили. Раньше был фокус на поездки из точки «А» в точку «Б», например, из Киева во Львов. Теперь вы можете видеть все доступные поездки из одного города, и можно составить себе чуть более сложный, но безопасный маршрут.
Как вы проверяете новых водителей на безопасность?
Мы решили максимально упростить процесс, чтобы могли быстро подключаться волонтеры. Агенты, которые проверяют новых водителей, находятся в Польше. Мы максимально увеличили их количество.
Решение было непростое – мошенников на платформе могло стать больше. По факту, мы усилили борьбу с фродом, и их количество осталось на прежнем уровне. Нам очень помогают пассажиры, которые жалуются, пишут отзывы, а мы можем оперативно реагировать.
Отсеивать мошенников помогают алгоритмы – мы сделали несколько фильтров по логике регистрации. Не могу их все называть, иначе их научатся обходить. Такие ситуации мотивируют этих людей искать какие-либо прорехи в системе.
В каких направлениях сейчас больше всего поездок?
Естественно, это Западная Украина: Львов, Ивано-Франковск, Хмельницкий, Ужгород. Едут отовсюду, из Киева, Центральной Украины, из крупных городов. Я вижу, что есть поездки из Сум, Харькова. Это единичные случаи, но они тоже есть.
Как изменились цены на поездки с началом войны?
Цены остались на том же уровне, но надо понимать, что это средняя температура по больнице. Появилось много бесплатных поездок. С другой стороны, увеличилась дальность и количество пассажиров, машины забиты под завязку.
Есть случаи, когда водители пытаются получить какую-то выгоду из ситуации и ставят высокие цены. Но это достаточно точечные ситуации, а не массовая проблема.
Как вы сотрудничаете с польским и центральным офисом?
В Польше очень хорошо организованы процессы и по перевозке наших сотрудников, и по привлечению автобусов и карпул-водителей. Они развозят людей от границы по территории Польши. Часть поездок кросс-граничные – из Польши, например, в Германию.
На польской стороне мы работаем и с другими перевозчиками, несколько автобусов отправили немецкие партнеры по BlaBlaBus. Это не маркетплейс, а отдельный европейский продукт, где компания сама управляет автобусами.
Также на BlaBlaBus сейчас бесплатные автобусные поездки по Европе для всех украинцев. Это мы сделали с центральным офисом.
В Украине мы работаем с волонтерской организацией UkraineNow. У них есть отдельный раздел для людей, которые ищут транспорт или могут его предоставить. Там есть референс на наш сайт.
У BlaBlaCar сейчас нет монетизации. Какой запас прочности у украинского офиса?
У нас есть два направления бизнеса. На карпул не было монетизации, мы только начали проводить тесты и сразу же их закрыли. На автобусном направлении была комиссия, но мы продолжали инвестировать в рынок.
Запас прочности очень большой – не так давно у нас был раунд инвестиций. Запланированные инвестиции в украинский рынок зарезервированы, мы сможем продолжить их использовать, когда вернем бизнес на довоенный уровень.
Главный офис не урезает финансирование?
Нет.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.