Анна Луковкина, основательница «Все. Свои» /из личного архива
Категория
Картина дня
Дата

«Все. Свои» больше года не отдает деньги двум сотням брендов. Как самый большой магазин украинской одежды залез в долги

Анна Луковкина, основательница «Все. Свои» Фото из личного архива

Маркетплейс украинских брендов «Все. Свои» погряз в долгах, а его новые магазины во время пандемии только приносят убытки. Бренды – анонимно и публично – свирепствуют в соцсетях, требуя выплатить деньги за их товар. Почему испортились отношения между культовым магазином и «всеми своими»

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Первый магазин «Все. Свои» открылся на Крещатике в 2016-м – через год после того, как основательница Анна Луковкина запустила ярмарки на Андреевском спуске, на которых продавали только украинские товары.

Три этажа магазина на центральной улице страны вмещали товары 250 локальных брендов – учредители называли это крупнейшим магазином локальных товаров в мире. На витринах были не только манекены с одеждой, но и манифесты. Витрины заполняли пластиковыми пакетами и вешали фразу «К черту пакет», выставляли скульптуры украинской художницы Марии Куликовской и плакаты в поддержку Олега Сенцова, когда он был заключенным в России. «У нас самые большие, самые заметные витрины на Крещатике, и грех их использовать для скучных манекенов», – говорила DTF Луковкина в 2018 году.

Два года спустя Луковкина открыла второй магазин – тоже на Крещатике; он продавал уже товары для дома еще 150-ти брендов. В 2019-м открылась точка в ТРЦ Lavina mall, в 2020-м – в ТРЦ Retroville. До пандемии продажи с ярмарок и магазинов росли на 21% каждый год, рассказала Forbes Луковкина.

«Все. Свои» больше года не отдает деньги двум сотням брендов. Как самый большой магазин украинской одежды залез в долги /Фото 1

Магазин «Все. Свои» в ТРЦ Retrowille

«Все. Свои» на Крещатике был удобной площадкой для начинающих брендов, говорит Алиса Бучнева, основательница Kyiv Corner. Локальным бизнесам без отлаженных поставок было легче продаваться на уже готовом маркетплейсе. «Твое дело – принести им товар, дальше делают все сами. Брендам приходит автоматическая рассылка с CRM, что продалось, и можно сразу посчитать проданное», – говорит Бучнева.

Бренд поставлял товар в магазины, «Все. Свои» его продавал и забирал 30% комиссии с продаж. Ранее с брендов также брали деньги за аренду, но от этого отказались с осени 2021 года.

По такой схеме работали всего 320 производителей, продукцию которых можно купить в физических магазинах. В пандемию, по словам Бучневой, маркетплейс выплачивал производителям деньги раз в месяц, до 25 числа следующего месяца.

Но регулярные выплаты прекратились. Открыто бренды начали жаловаться на это летом 2021 года. В июле пользователь Sergey Getun просил вернуть долги в комментариях под постом в Facebook; в сентябре публичный пост о долгах написала Ольга Беркман, продающая в сети керамику.

Сейчас магазины «Все. Свои» должны деньги 223 брендам, рассказала Forbes Луковкина. Общую сумму долга она не назвала, но суммы разные. Бренду киевских сувениров Kyiv Corner, например, по последней сверке в ноябре 2021-го, «Все. Свои должны 57 000 грн, говорит Бучнева. Долг за одежду Duck Side – 476 000 грн. «Нам сообщили, что начнут отдавать средства с марта 2022 года по 10% ежемесячно, – говорит Антон Долинский, основатель бренда одежды Duck Side, одного из брендов-партнеров «Все. Свои». – Но подобный график уже переносили раз пять».

Пользователь Twitter под никнеймом _farba_ написала, что некоторым брендам должны более 1 млн грн. Она не захотела раскрыть свое имя по просьбе Forbes.

«Все. Свои» выплатили брендам часть задолженности после мартовского локдауна, говорит Луковкина. В будущем компания планирует ежемесячно выплачивать всем одинаковый процент суммы задолженности. Параллельно ее магазины подняли комиссию производителям до 50%, из-за чего товары подорожали. Часть производителей перестала продаваться в магазинах «Все. Свои». Что пошло не так?

Откуда появились долги

Почти вся выручка «Все. Свои» (90%) шла от продаж в физических магазинах. Однако из-за пандемии и спада спроса новые магазины в ТРЦ не окупились – аренда проедала бюджет, говорит Луковкина. Сумму аренды она не разглашает из-за условий договора.

«Решение открыть новый магазин [в ТРЦ Retrowille], принятое и подписанное еще до пандемии, оказалось очень неудачным», – говорит она. Через год магазин так и не стал рентабельным, поэтому Луковкина закрыла его.

Но Долинский считает, что пандемия – это прикрытие. По его словам, финансовые проблемы «Все. Свои» начались после открытия второго магазина на Крещатике в 2018 году. С этого времени Duck Side начали регулярно задерживать выплаты на два месяца.

Forbes просил других производителей рассказать о своих трудностях в Telegram-чате брендов «Все. Свои», но больше никто не согласился, даже на условиях анонимности. Долинский и Бучнева говорят, что бренды боятся заявлять о долгах публично: им могут перестать платить вообще, придется возвращать деньги через суд.

1 февраля 2022 года Луковкина лично разослала брендам письмо с извинениями. «Внешние факторы катастрофически повлияли на количество посетителей в январе, и, учитывая нестабильную ситуацию вокруг безопасности, мы прогнозируем, что февраль тоже не даст необходимого результата», – писала Луковкина.

Ранее с брендами общались только бухгалтер и категорийные менеджеры, рассказывает Бучнева. В этот раз учредительница лично обещала начать выплаты в марте и не считать долги декабря-января «пандемическими».

Луковкина отказалась раскрыть финансовые показатели компании. А из открытых источников точную выручку «Все. Свои» посчитать сложно: сеть управляется разными юридическими лицами. Выручка ООО «Рикстен», например, в 2020 году составила почти 16 млн грн, в 2019-м – почти 17,5 млн, свидетельствуют данные YouControl. Луковкина – его владелица. Но сетью могут управлять и другие юрлица – в резюме одного из бывших работников на Work.ua указаны также ООО «Авион групп» и ООО «ОЛИНЕКС». Их финансовая отчетность на YouControl отсутствует.

Для сравнения: в 2021 году выручка департамента украинских дизайнеров ЦУМа, также расположенного на Крещатике, напротив «Все. Свои», – 150 млн грн. Общую выручку ЦУМ не раскрывает.

Несмотря на жалобы брендов и их знакомых в соцсетях, Луковкина обещает разрешить кризис. По ее словам, сеть уже снизила операционные расходы и обновила команду, чтобы увеличивать продажи. «Фокусируемся также на развитии онлайна, чтобы снизить зависимость от карантинных ограничений», – говорит она.

Долинский не верит, что ему вернут его почти полмиллиона гривен, но Бучнева из Kyiv Corner оптимистичнее. «Я надеюсь, они отдадут долги, набьют себе финансовую подушку и будут дальше работать, – говорит она, – а их процент от продаж – он объективен, потому что они делают всю работу за тебя».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине