Завод «Еврокар» хочет воспользоваться отменой льгот на автоимпорт и ищет партнеров в мире. Какой у него план на масштабирование в условиях войны?
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
«Еврокар», расположенный в селе Соломоново, 10 июня получил машинокомплекты на производство 80 автомобилей Skoda Kodiaq и Karoq. «Это машины для украинского рынка, контракты на покупку которых были заключены до начала войны, – говорит основатель группы «Еврокар» Олег Боярин, 50.
До конца года компания планирует выпустить до 3000 автомобилей Kodiaq и Karoq. «Сроки перезапуска других моделей будут зависеть от наличия заказов», – говорит Боярин.
«Еврокар» приостановил производство в первые дни после полномасштабного вторжения России. Часть производственных помещений была перепрофилирована в логистический центр под нужды беженцев и волонтеров. Завод входит в группу «Атолл Холдинг», принадлежащую Боярину и объединяющую более 50 компаний, занимающихся автопроизводством, дистрибуцией, строительством автоцентров и т.д.
В 2021 году «Еврокар» выпускал автомобили Skoda, Volkswagen, Seat, Audi. В 2020 году выручка предприятия составила 2,8 млрд грн.
«Еврокар» первым из украинских автопроизводителей возобновил производство легковых автомобилей после начала полномасштабной войны, говорит директор AUTO-Consulting Олег Омельницкий. Раньше кроме Еврокара легковые автомобили выпускали ЗАЗ, черкасский «Богдан» и Кременчугский автосборочный завод. Правда, последние два остановили производство легковых автомобилей еще несколько лет назад.
Автомобили Skoda на «Еврокаре» будут производить методом крупноузловой сборки SKD. Завод может выпускать 50 000 – 100 000 машин в год.
В 2021 году, по данным AUTO-Consulting, «Еврокар» увеличил продажи на 21% – до 6178 новых автомобилей Skoda. Бренд занимает четвертое место по продажам в Украине.
В мае 2022 года в Украине было реализовано 2670 новых легковых автомобилей – почти в 3,3 раза меньше, чем в мае 2021 года. Как и год назад, Skoda занимает четвертое место в рейтинге брендов по количеству проданных машин. В мае этого года в Украине было продано 188 новых автомобилей Skoda, что почти в 3,4 раза меньше, чем за аналогичный период 2021-го.
Источник: AUTO-Consulting
Будет ли иметь влияние отмена льгот
5 апреля вступил в силу закон о беспошлинном ввозе автомобилей. В парламенте введение льгот объясняли тем, что из-за войны многие украинцы потеряли свои машины, которые нужны для эвакуации. По данным таможни, которые обнародовал народный депутат Ярослав Железняк, по состоянию на 6 июня в Украину ввезли 140 310 льготных авто. Львиную долю составляют недорогие, довольно старые автомобили.
30 мая правительство направило в парламент законопроект, которым предлагает отменить беспошлинный ввоз автомобилей. Если народные депутаты поддержат документ, с 1 июля украинцы снова будут вынуждены платить НДС, пошлины и акцизы при импорте автомобилей. Поможет ли это «Еврокару»?
Боярин говорит, что без возврата налогов он будет вынужден снова законсервировать производство и вернуться к автоимпорту. Если же льготы отменят, теоретически «Еврокар» сможет посоревноваться за часть потребителей, потерявших свои автомобили в результате войны. Омельницкий говорит, что не следует ожидать большого роста спроса на новые машины после прекращения беспошлинного импорта. «Покупатели новых автомобилей и подержанных иностранных находятся в разных ценовых сегментах», – считает он.
Стоимость новой Škoda Karoq стартует от $21 500, Kodiaq – от $31 000. За время льготного импорта машин средняя цена импортного автомобиля составила $4632, а средний год производства – 2008-й (данные народного депутата Ярослава Железняка).
После отмены льгот импортеру автомобиля по цене $4632 производства в 2008 году и объему бензинового двигателя 1500 куб. см нужно будет уплатить пошлину $463, акцизный сбор $1156 и НДС $1250 (НДС рассчитывают из общей цены автомобиля, а также пошлины и акцизного сбора).
Потенциальные покупатели новых автомобилей Škoda, по его словам, это разные государственные и коммунальные структуры, которые из-за войны заморозили тендеры. Потенциальный спрос со стороны только полиции он оценивает не менее чем в 1000 машин, столько было утрачено в зоне боевых действий.
«Полиция не будет покупать подержанные импортные автомобили, поскольку нет времени заниматься их дальнейшим ремонтом, – говорит Омельницкий. Ранее полиция уже покупала автомобили Skoda Rapid, однако эта модель уже снята с производства.
Часть заказов могут обеспечить ВСУ и терроборона, которые частично закрывают свою потребность за счет гуманитарных и волонтерских автомобилей, говорит президент Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. По его мнению, «Еврокар» может доукомплектовывать гражданские автомобили с учетом военных запросов непосредственно на заводе.
Это позволит «Еврокару» перейти на мелкоузловую сборку автомобилей и расконсервировать остальное производство. «Нет экономического смысла запускать покрасочную камеру, пока на заводе не достигнуто производство 50 000 – 100 000 автомобилей в год. Пока таких объемов нет, оборудование будет законсервировано», – объясняет Олег Омельницкий.
Боярин очень рассчитывает на госзаказ. Три месяца назад «Еврокар» обратился к власти с просьбой рассмотреть возможность производства легковых автомобилей для армии в Соломоново. По его подсчетам, за 13–15 млрд грн, которые государство недополучило от беспошлинного импорта автомобилей, «Еврокар» мог изготовить 30 000 легковых автомобилей для армии.
Параллельно «Еврокар» ведет переговоры с мировыми автопроизводителями, которые прекратили производство в России, по налаживанию совместного производства в Украине.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.