Грузовики на границе между Польшей и Украиной /Getty Images
Категория
Картина дня
Дата

Минфин уговорил нардепов вернуть пошлины на автомобили и налоги на импортные товары. Сколько денег это принесет бюджету, если закон пройдет Верховную Раду

Грузовики на границе между Польшей и Украиной Фото Getty Images

«Налоговый» комитет Верховной Рады поддержал предложение Минфина отменить часть налоговых льгот, введенных в первые недели войны с Россией. Соответствующий законопроект внесут в зал голосований на следующей неделе. Это должно улучшить ситуацию с госбюджетом. Пока налоговые и таможенные доходы покрывают месячные расходы только на 30%

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Разработанный правительством законопроект №7418, который возвращает пошлину на ввоз в Украину авто для собственного пользования, а также налог на добавленную стоимость и пошлину для импортируемых товаров, поддержало большинство членов профильного комитета Рады. Обе льготы правительство и парламент ввели в марте, чтобы смягчить шок, который бизнес переживал в связи с вторжением РФ.

Сейчас ситуация поменялась. По мнению министра финансов Сергея Марченко, теперь предприниматели «должны разделить стоимость войны с государством».

Парламент рассмотрит законопроект о возврате довоенных налогов на импорт на следующей неделе. По словам первого заместителя председателя «налогового» комитета Ярослава Железняка, это принесет в бюджет дополнительные 15 млрд грн ежемесячно: 9–10 млрд грн НДС и около 5 млрд грн – пошлины на ввоз автомобилей (при условии, если спрос на них останется на том же уровне, что и сейчас). В мае поступления от налогов и таможни составили около 75 млрд грн, чего хватило лишь на треть расходов месяца.

Законопроект направлен не только на наполнение бюджета, но и в поддержку украинского производителя, добавляет глава комитета Данило Гетманцев. «Возврат НДС защитит украинский бизнес от более дешевого импорта. Сейчас наши товары дороже импортных аналогов», – объясняет он.

Законопроект №7418 предлагает:

  • отмену критического импорта и возврат НДС и пошлины на ввоз иностранных товаров в Украину (норма не касается импортных льгот на топливо);
  • отмену с 1 июля льгот (НДС и пошлины) на растаможку авто, кроме идущих на нужды армии;
  • зеркальные льготы на таможенную пошлину для иностранных товаров стран-партнеров Украины.

Последний пункт вызвал больше дискуссий в комитете. Речь идет о льготах для стран, отменивших пошлину для украинских товаров. В настоящее время нулевую пошлину для Украины на один год ввели страны Европейского Союза, Канада и США. «Зеркальная» норма необходима, чтобы продлить этот срок и наладить экспорт украинских товаров в эти страны, пояснил на заседании комитета заместитель министра экономики Тарас Качка. Перечень товаров будет определять Кабинет министров, прежде всего это касается сельскохозяйственных товаров.

Сколько налогов нужно будет доплачивать за авто

нажмите «Читать больше»)

За время льготного импорта машин средняя цена зарубежного автомобиля составила $4632, а средний год производства – 2008 год (данные народного депутата Ярослава Железняка). В настоящее время импортеры освобождены от уплаты НДС в 20%, пошлины в 10% и акциза (рассчитывается в зависимости от типа и объема двигателя). Уплачивается только взнос в Пенсионный фонд при первой регистрации машины.

После отмены льгот импортеру автомобиля по цене $4632 производства в 2008 году и объему бензинового двигателя 1500 куб. см нужно будет уплатить пошлину $463, акцизный сбор $1156 и НДС $1250 (НДС рассчитывается по общей цене автомобиля, а также пошлины и акцизного сбора).

Найдутся ли голоса в Раде

Народным депутатам будут предлагать проголосовать закон №7418 в ускоренном режиме – за одно чтение.

Это не первая попытка вернуть довоенные льготы. В мае народные депутаты пытались принять законопроект №7311-д, который кроме отмены льгот на растаможку авто и возврата пошлин и НДС на импорт предлагал вдвое увеличить военный сбор – до 3%. Документ также был поддержан «налоговым» комитетом, однако в зал Верховной Рады он так и не попал.

Насобирать голоса в парламенте в этот раз будет также сложно, уверена член налогового комитета Нина Южанина. «Вводить льготы всегда легче, чем их отменять», – говорит она.

Пока даже среди членов «налогового» комитета не все готовы голосовать за закон. «У нас соревнуются две идеологии: одна выступает за максимальное освобождение бизнеса от налоговой нагрузки и либерализацию экономики, другая – за возврат налогов», – говорит член налогового комитета Алена Шкрум. По ее словам, у «либерального» подхода пока меньше сторонников.

Если на следующей неделе депутатам не удастся принять закон, предположительно его разделят на два документа: один об отмене льгот на растаможку авто, а другой – о возврате НДС и пошлин для импорта, прогнозирует Железняк.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине