Правительство хочет упразднить беспошлинный ввоз автомобилей. Три «за» и четыре «против» «евроблях» во время войны /Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Правительство хочет упразднить беспошлинный ввоз автомобилей. Три «за» и четыре «против» «евроблях» во время войны

4 хв читання

Shutterstock

Кабмин хочет вернуть уплату НДС, пошлины и акциза при импорте автомобилей. В правительстве это мотивируют необходимостью наполнять госбюджет. В то же время предлагают более прозрачный механизм растаможки машин.

Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного! 

30 мая правительство направило в парламент законопроект, которым предлагает отменить беспошлинный ввоз автомобилей. Если народные депутаты поддержат документ, с 1 июля украинцы снова будут вынуждены платить НДС, пошлины и акцизы при импорте автомобилей.

Как нужно будет платить

(нажмите "читать больше")

За время льготного импорта машин средняя цена зарубежного автомобиля составила $4632, а средний год производства – 2008-й (данные народного депутата Ярослава Железняка). В настоящее время импортеры освобождены от уплаты НДС в 20%, пошлины в 10% и акциза (рассчитывается в зависимости от типа и объема двигателя).

Уплачивается только взнос в Пенсионный фонд при первой регистрации машины. После отмены льгот импортеру автомобиля стоимостью $4632 производства 2008 года и объема бензинового двигателя 1500 куб. см нужно будет уплатить пошлину $463, акцизный сбор $1156 и НДС $1250 (НДС рассчитывается из общей стоимости автомобиля, а также пошлины и акцизного сбора).

Также нужно будет уплатить взнос в Пенсионный фонд $232.

Верховная Рада приняла закон о беспошлинном ввозе автомобилей 24 марта, а 5 апреля он вступил в силу. В парламенте это объясняли тем, что из-за войны многие украинцы потеряли свои машины, которые нужны для эвакуации.

Правительство хочет упразднить беспошлинный ввоз автомобилей. Три «за» и четыре «против» «евроблях» во время войны /Фото 1

Украинцы активно пользовались льготным периодом. Народный депутат Ярослав Железняк обнародовал данные таможни, что с 5 апреля по 30 мая в Украину ввезли 123 600 автомобилей. Львиную долю составляют недорогие, довольно старые автомобили. Ранее Железняк публиковал данные, что на 19 мая средняя цена ввозимой машины составляла $4632, а средний год выпуска – 2008-й. Собеседник Forbes из руководства таможни приводил статистику, что когда было ввезено около 72 000 авто, то 62 000 из них были по цене дешевле $6000.

Правительство хочет упразднить беспошлинный ввоз автомобилей. Три «за» и четыре «против» «евроблях» во время войны /Фото 2

Аргументы против «евроблях»

  • По подсчетам правительства, из-за этой льготы госбюджет недополучил более 13 млрд грн сборов и налогов. В Кабмине считают, что в условиях военного положения, когда Украина должна консолидировать все доходы для борьбы с агрессором, необходимо отменить эти льготы.
  • Давление на платежный баланс. Даже если средняя задекларированная цена близка к реальной, то украинцы потратили на авто более $580 млн. За апрель резервы НБУ сократились более чем на $1 млрд. В мае интервенции НБУ на валютном рынке существенно увеличились, и можно ожидать уменьшения резервов на $2–3 млрд .Поэтому экономический блок правительства за отмену льгот.
  • Международное давление. Отмена налогов вызывает непонимание и раздражение западных партнеров Украины. «Правительства США и Европы выделяют миллиарды долларов на прямую поддержку украинского бюджета. Они эти деньги берут у своих налогоплательщиков, – говорит экс-глава НБУ Валерия Гонтарева. – И они задают вопрос: а почему тогда сами украинцы не платят налоги? О возмущении польских и румынских коллег-таможенников говорил и высокопоставленный чиновник на украинской таможне.
  • Пробки на таможнях. В пиковые дни украинцы ввозят 4000–5000 льготных автомобилей. Инфраструктура таможен не выдерживает такого потока, создаются многокилометровые очереди и пробки. Распоряжение правительства, чтобы «евробляхи» шли только через три таможни, «Устилуг», «Грушев» (с Польшей) и «Малый Березный» (со Словакией), по факту не работает. «Во-первых, они бы там стояли неделями, а во-вторых, в приграничных регионах был бы уже бунт с перекрытием дорог, если бы местных предпринимателей отправляли на пункт пропуска за 300 км», – говорит один из руководителей таможни.

Аргументы «за»

  • Эхо войны

Недополученные 13 млрд грн – миф, считает партнер юрфирмы KM Partners Александр Шеметкин. Если бы не было упразднения, украинцы не ввезли бы так много автомобилей, уверен он. Фактически многие украинцы, не получив защиты от государства, с помощью отмены пошлин смогли частично восстановить свое имущество, отмечает Шемяткин.

На 19 мая количество импортированных автомобилей и количество поврежденных в результате военных действий практически совпадает – 94 400 и 94 500, приводит в пример статистику эксперт по бюджетной политике Юлия Касперович. То есть приблизительные военные потери автопарка этой льготой уже удалось компенсировать, говорит она. По ее мнению, это аргумент в пользу возврата к налогообложению импорта автомобилей. Есть нюанс – часть «евроблях» могла быть сразу передана ВСУ.

  • Помощь военным и медикам

Большая часть импортируемых автомобилей пошла в зону боевых действий, говорит соучредитель Центра экономического восстановления Анатолий Амелин. Отмена пошлин позволила быстро ввезти большое количество автомобилей, необходимых для обороны, считает директор консалтинговой фирмы AUTO-Consulting Олег Омельницкий. «Это дало стимул лучше противостоять российской агрессии. А бороться лучше на колесах», – подчеркивает он.

Контраргумент – машины для военных возят гуманитарную помощь, и они едут по отдельному коридору на таможнях. «Почти у всех волонтеров, кто системно везет автомобили для войны, есть прямые телефоны руководителей или замов всех таможен. Они идут без очередей и задержек», – говорит собеседник с таможни.

Волонтеры, с которыми пообщался Forbes, рассказывают, что не всегда везут автомобили «для войны» как волонтерские. «Часть машин ввозят по обычной процедуре. Не всегда автомобили сразу поступают в воинские части. К примеру, часть машин сначала ремонтируют, а потом им находят владельцев среди военных», – говорит Олег Омельницкий. Кроме того, часть машин импортируют для нужд, например, медицины.

  • Вопрос жизни

Во время войны автомобиль дает возможность быстро эвакуироваться, объясняет пользу от принятого решения один из соавторов инициативы отмены пошлин на автомобили, советник вице-премьер-министра – министра цифровой трансформации Михаила Федорова Георги Цхакая. «Сейчас люди покупают машину не из хорошей жизни, а на случай необходимости эвакуироваться», – говорит он. По словам экономиста Владимира Дубровского, почти три четверти эвакуированных украинцев уехали на собственном транспорте.

Решение за Верховной Радой

Поскольку сейчас в большинстве решений правительство и парламент монолитны, велика вероятность, что Рада поддержит предложение Кабмина, считает Цхакая.

В Минцифры предлагают пересмотреть механизм растаможки автомобилей, сделав его более прозрачным с помощью автоматического подсчета в «Дії», рассказывает советник Михаила Федорова. Украинцы смогут воспользоваться этой процедурой в ближайшее время, сообщил 1 июня премьер-министр Денис Шмыгаль.

Как это будет происходить? Украинцы будут растаможивать автомобили на подъезде к таможенному контролю с автоматической регистрацией. В дальнейшем документы и номера будут посылаться им домой. В качестве альтернативы украинцы смогут забрать их в Центрах регистрации или Центрах предоставления административных услуг.

До упрощения импорта покупатель должен довести на таможне цену автомобиля, чтобы начислить правильные суммы НДС, пошлины и акциза, что создавало коррупционные риски, говорит Цхакая. По его оценкам, коррупционное злоупотребление таможенников при растаможке автомобилей было около $200 млн в год.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд