Правительство хочет упразднить беспошлинный ввоз автомобилей. Три «за» и четыре «против» «евроблях» во время войны /Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Правительство хочет упразднить беспошлинный ввоз автомобилей. Три «за» и четыре «против» «евроблях» во время войны

4 хв читання

Shutterstock

Кабмин хочет вернуть уплату НДС, пошлины и акциза при импорте автомобилей. В правительстве это мотивируют необходимостью наполнять госбюджет. В то же время предлагают более прозрачный механизм растаможки машин.

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.

30 мая правительство направило в парламент законопроект, которым предлагает отменить беспошлинный ввоз автомобилей. Если народные депутаты поддержат документ, с 1 июля украинцы снова будут вынуждены платить НДС, пошлины и акцизы при импорте автомобилей.

Как нужно будет платить

(нажмите "читать больше")

За время льготного импорта машин средняя цена зарубежного автомобиля составила $4632, а средний год производства – 2008-й (данные народного депутата Ярослава Железняка). В настоящее время импортеры освобождены от уплаты НДС в 20%, пошлины в 10% и акциза (рассчитывается в зависимости от типа и объема двигателя).

Уплачивается только взнос в Пенсионный фонд при первой регистрации машины. После отмены льгот импортеру автомобиля стоимостью $4632 производства 2008 года и объема бензинового двигателя 1500 куб. см нужно будет уплатить пошлину $463, акцизный сбор $1156 и НДС $1250 (НДС рассчитывается из общей стоимости автомобиля, а также пошлины и акцизного сбора).

Также нужно будет уплатить взнос в Пенсионный фонд $232.

Верховная Рада приняла закон о беспошлинном ввозе автомобилей 24 марта, а 5 апреля он вступил в силу. В парламенте это объясняли тем, что из-за войны многие украинцы потеряли свои машины, которые нужны для эвакуации.

Правительство хочет упразднить беспошлинный ввоз автомобилей. Три «за» и четыре «против» «евроблях» во время войны /Фото 1

Украинцы активно пользовались льготным периодом. Народный депутат Ярослав Железняк обнародовал данные таможни, что с 5 апреля по 30 мая в Украину ввезли 123 600 автомобилей. Львиную долю составляют недорогие, довольно старые автомобили. Ранее Железняк публиковал данные, что на 19 мая средняя цена ввозимой машины составляла $4632, а средний год выпуска – 2008-й. Собеседник Forbes из руководства таможни приводил статистику, что когда было ввезено около 72 000 авто, то 62 000 из них были по цене дешевле $6000.

Правительство хочет упразднить беспошлинный ввоз автомобилей. Три «за» и четыре «против» «евроблях» во время войны /Фото 2

Аргументы против «евроблях»

  • По подсчетам правительства, из-за этой льготы госбюджет недополучил более 13 млрд грн сборов и налогов. В Кабмине считают, что в условиях военного положения, когда Украина должна консолидировать все доходы для борьбы с агрессором, необходимо отменить эти льготы.
  • Давление на платежный баланс. Даже если средняя задекларированная цена близка к реальной, то украинцы потратили на авто более $580 млн. За апрель резервы НБУ сократились более чем на $1 млрд. В мае интервенции НБУ на валютном рынке существенно увеличились, и можно ожидать уменьшения резервов на $2–3 млрд .Поэтому экономический блок правительства за отмену льгот.
  • Международное давление. Отмена налогов вызывает непонимание и раздражение западных партнеров Украины. «Правительства США и Европы выделяют миллиарды долларов на прямую поддержку украинского бюджета. Они эти деньги берут у своих налогоплательщиков, – говорит экс-глава НБУ Валерия Гонтарева. – И они задают вопрос: а почему тогда сами украинцы не платят налоги? О возмущении польских и румынских коллег-таможенников говорил и высокопоставленный чиновник на украинской таможне.
  • Пробки на таможнях. В пиковые дни украинцы ввозят 4000–5000 льготных автомобилей. Инфраструктура таможен не выдерживает такого потока, создаются многокилометровые очереди и пробки. Распоряжение правительства, чтобы «евробляхи» шли только через три таможни, «Устилуг», «Грушев» (с Польшей) и «Малый Березный» (со Словакией), по факту не работает. «Во-первых, они бы там стояли неделями, а во-вторых, в приграничных регионах был бы уже бунт с перекрытием дорог, если бы местных предпринимателей отправляли на пункт пропуска за 300 км», – говорит один из руководителей таможни.

Аргументы «за»

  • Эхо войны

Недополученные 13 млрд грн – миф, считает партнер юрфирмы KM Partners Александр Шеметкин. Если бы не было упразднения, украинцы не ввезли бы так много автомобилей, уверен он. Фактически многие украинцы, не получив защиты от государства, с помощью отмены пошлин смогли частично восстановить свое имущество, отмечает Шемяткин.

На 19 мая количество импортированных автомобилей и количество поврежденных в результате военных действий практически совпадает – 94 400 и 94 500, приводит в пример статистику эксперт по бюджетной политике Юлия Касперович. То есть приблизительные военные потери автопарка этой льготой уже удалось компенсировать, говорит она. По ее мнению, это аргумент в пользу возврата к налогообложению импорта автомобилей. Есть нюанс – часть «евроблях» могла быть сразу передана ВСУ.

  • Помощь военным и медикам

Большая часть импортируемых автомобилей пошла в зону боевых действий, говорит соучредитель Центра экономического восстановления Анатолий Амелин. Отмена пошлин позволила быстро ввезти большое количество автомобилей, необходимых для обороны, считает директор консалтинговой фирмы AUTO-Consulting Олег Омельницкий. «Это дало стимул лучше противостоять российской агрессии. А бороться лучше на колесах», – подчеркивает он.

Контраргумент – машины для военных возят гуманитарную помощь, и они едут по отдельному коридору на таможнях. «Почти у всех волонтеров, кто системно везет автомобили для войны, есть прямые телефоны руководителей или замов всех таможен. Они идут без очередей и задержек», – говорит собеседник с таможни.

Волонтеры, с которыми пообщался Forbes, рассказывают, что не всегда везут автомобили «для войны» как волонтерские. «Часть машин ввозят по обычной процедуре. Не всегда автомобили сразу поступают в воинские части. К примеру, часть машин сначала ремонтируют, а потом им находят владельцев среди военных», – говорит Олег Омельницкий. Кроме того, часть машин импортируют для нужд, например, медицины.

  • Вопрос жизни

Во время войны автомобиль дает возможность быстро эвакуироваться, объясняет пользу от принятого решения один из соавторов инициативы отмены пошлин на автомобили, советник вице-премьер-министра – министра цифровой трансформации Михаила Федорова Георги Цхакая. «Сейчас люди покупают машину не из хорошей жизни, а на случай необходимости эвакуироваться», – говорит он. По словам экономиста Владимира Дубровского, почти три четверти эвакуированных украинцев уехали на собственном транспорте.

Решение за Верховной Радой

Поскольку сейчас в большинстве решений правительство и парламент монолитны, велика вероятность, что Рада поддержит предложение Кабмина, считает Цхакая.

В Минцифры предлагают пересмотреть механизм растаможки автомобилей, сделав его более прозрачным с помощью автоматического подсчета в «Дії», рассказывает советник Михаила Федорова. Украинцы смогут воспользоваться этой процедурой в ближайшее время, сообщил 1 июня премьер-министр Денис Шмыгаль.

Как это будет происходить? Украинцы будут растаможивать автомобили на подъезде к таможенному контролю с автоматической регистрацией. В дальнейшем документы и номера будут посылаться им домой. В качестве альтернативы украинцы смогут забрать их в Центрах регистрации или Центрах предоставления административных услуг.

До упрощения импорта покупатель должен довести на таможне цену автомобиля, чтобы начислить правильные суммы НДС, пошлины и акциза, что создавало коррупционные риски, говорит Цхакая. По его оценкам, коррупционное злоупотребление таможенников при растаможке автомобилей было около $200 млн в год.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні