В ноябре Forbes опубликовал рейтинг «30 до 30» – список амбициозных молодых украинцев, которые переизобретают мир. В него вошла соосновательница бренда Gunia Project Мария Гаврилюк
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В конце 2018 года Гаврилюк была арт-директором украинского бренда одежды Lake Studio. «Я просыпалась с мыслью: «У меня классная работа, но я не вижу вызовов». Главный вопрос, который я себе задавала: «Что дальше?» – вспоминает Гаврилюк, 28. Оказалось, дальше был Gunia Project – бренд, который начинался как хобби партнера Гаврилюк Натальи Каменской. Фигурантка 30 до 30 присоединилась к нему в 2019 году.
Gunia Project выпускает подарки и сувениры, вдохновленные украинской культурой. В его коллекциях – керамическая посуда, текстиль, свечи, украшения и аксессуары. Тарелки с изображениями святых со старинных буковинских икон, шелковые платки с элементами наивных картин украинских художников и подсвечники из гутного стекла понравились покупателям: по словам Гаврилюк, с 2019-го оборот бренда вырос в четыре раза.
Макитра работы Gunia Project оказалась в личной коллекции Папы Римского, бренд создает корпоративные подарки для украинских и международных компаний – PWS, Tefi, VESCO, Hyundai – и представлен в Китае, Корее, США, Канаде, Швейцарии, Швеции. «Рост, тем более быстрый, – это сложно, – признается Гаврилюк. – Из маленькой команды, где все делают все, превращаешься в структуру с задачами и KPI».
Гаврилюк рассказала Forbes, как ей удается совмещать задачи дизайнера и СЕО и о том, во что они с Каменской мечтают однажды превратить Gunia Project.
Расскажите о своем детстве. Что вас сформировало?
Я родилась в семье архитекторов, и мне пророчили путь этой проторенной дорожкой. Но я отвернулась от архитектуры. Когда в нашей квартире делали ремонт и я жила в кабинете мамы, поняла, что здесь мало романтики – в основном чертежи, обмеры, расчеты.
Родители учились в Национальной академии искусств Украины. Их окружение – художники, скульпторы, керамисты и архитекторы. Нас с сестрой всегда брали на вечеринки и пленэры. Так что желания стать экономистом или юристом у меня никогда не было: всегда знала, что хочу связать жизнь с творчеством.
Расскажите о первом опыте работы.
На втором курсе университета я устроилась ассистентом в бренд одежды KAMENSKAYAKONONOVA. Там я познакомилась с Наталией Каменской. Сейчас она мой партнер в Gunia Project.
Это было мечтой: любимый бренд, возможность прикоснуться к высокому. Меня взяли на работу на две недели со словами, что я не подхожу: нужен был опытный, мультизадачный человек. Я убедила их в том, что справлюсь, и осталась в бренде на шесть лет.
На втором году работы поняла, что мне интересен графический дизайн. Освоила Photoshop, увидела вакансию фоторедактора в издании Buro 24/7. Решила попробовать совместить, и у меня получилось. Не знаю, как мне это удавалось. Я была вечно пыхтящим паровозом и света белого не видела.
Как начался Gunia Project?
Очень плавно. Иногда кажется, так встали звезды. Наташа Каменская продала долю в KAMENSKAYAKONONOVA, бренд переименовали в Lake Studio. Она ушла в творческий отпуск и сотрудничала как волонтер с музеем Гончара. Я продолжала работать в бренде.
У Наташи с подругами появилась идея сделать бренд эксклюзивных вещей. Они поехали в Карпаты, нашли там гуни (гуцульская верхняя одежда из домотканного сукна. – Forbes) и решили привезти их в Киев. Позже Наташа предложила мне сходить в архивы музея Гончара. Мы увидели огромное количество разных техник: резьбу по дереву, вышивку, гутное стекло. Вдохновились рушниками и сделали первую коллекцию шелковых платков. Так начался Gunia Project. Но тогда это не было брендом – скорее хобби Наташи.
В Украине много брендов переосмысляют традиции. Вы видите в этом конкуренцию или потенциал для дальнейших коллабораций?
У нас, действительно, много крутых брендов – например, FAINA или Mahno Studio. Думаю, нам нужно стоять плечом к плечу. Мы доносим одинаковые ценности и конечная цель у нас одна – рассказать об украинской культуре. Силами одного бренда это сделать невозможно, мы донесем эту идею только критической массой.
Мы уже сотрудничали с Guzema, ЦУМ, Green Chef, Milk kids. Следующие шаги – коллаборации с международными брендами. Наша мечта – поработать с издательством Taschen. Хотим издать книгу об украинском наивном искусстве и говорить о нашей культуре на весь мир. Почему украинские наивные художники не могут стоять в одном ряду, например, с Фридой Кало? Есть потрясающие работы, которые трогают мое сердце не только потому, что я украинка. Они найдут отклик по всему миру.
Вы вдохновляетесь украинским наивным искусством. Почему?
Наивное искусство – творчество людей, у которых нет художественного образования. Я нашла во Львове на барахолке чей-то портрет, написанный в этом направлении. Он вызывает чувства доброты и тепла. Я понимаю, с какой любовью кто-то рисовал нос из пластилина, делал рамку с резьбой. Люди это делают для себя, не на продажу, и получается очень искренне.
Мы вдохновляемся наивными иконами на стекле. Этих мотивов много в керамике и платках. У них всех добрые и в хорошем смысле смешные лица. Видно, что у художника нет мастерства, но есть желание сделать красиво, даже если иногда не получается.
Расскажите о продажах за рубежом. Чувствуете спрос?
Да, чувствуем. В 2018 году мы выпустили платок-вытынанку, но продажи не пошли: тогда платок на голове считался глупостью. Сейчас их активно заказывают в магазинах по всему миру. Этой позиции понадобилось три года, чтобы добиться успеха.
Мы продаемся в семи магазинах в Китае, Корее, США, Канаде, Швейцарии, Швеции. С международными продажами мы начали работать недавно и видим в этом большой потенциал. Чтобы активнее выходить на иностранные рынки, нужно больше усилий производства: в международных магазинах нельзя поставить товар не вовремя. Это сумасшедшие штрафы и репутационные риски. У них большие заказы, маленькие сроки и очень серьезные обязательства.
Какие зоны роста сейчас есть у вас и у бренда?
В какой-то момент Gunia начала активно расти. Нам приходится перестраиваться, создавать структуру, разделять зоны обязанностей. Для меня это большой вызов: я хотела быть дизайнером, а сейчас заняла позицию CEO. Большая часть моей работы – управленческая.
Я чувствую безграничное поле для развития: меня никто не учил, я многое делаю интуитивно. Учусь финансам, управлению и HR. Прохожу курсы на Laba, смотрю множество видео, читаю бизнес-литературу. Недавно мы выиграли в проекте по развитию женского лидерства Visa She`s Next обучение в kmbs – очень жду начала курса.
Как вы совмещаете дизайнерскую и предпринимательскую деятельность?
Дизайнеру и предпринимателю во мне сложно уживаться. В первом случае очень важны погружение и изоляция. Когда работаешь в компании, где тебя часто дергают и многим нужен твой совет, это сделать сложно.
Но не думаю, что предприниматель вытеснил дизайнера. Мы все время создаем новые продукты: сегодня – платки, завтра – ковры, послезавтра – лампы, а потом захотим сделать вазы. У нас нет рамок. Мы вдохновляемся, творим, и я активно участвую в этом процессе.
Как вы проводите свободное время?
Занимаюсь спортом. Люблю тренировки за то, что прихожу на них с кучей мыслей о работе, а выхожу другим человеком с сумасшедшим зарядом эндорфинов.
Поездки для меня – новый глоток энергии. Перед ними я все время чувствую, что это не вовремя, сейчас нельзя уезжать. Но в путешествии понимаю, что мир не рухнет, пока я отдыхаю. Люблю встречаться вечером за вином с друзьями и душевно о чем-то говорить: это большая отдушина.
Расскажите о выгорании в творческой профессии.
Микровыгорания происходят часто из-за количества работы, интенсивности, ответственности не только за себя, но и за других людей. Чем больше становишься, тем больше риски. Хочется иногда выпить валерьяночки, когда не уверена в завтрашнем дне.
Что любите читать и смотреть?
Люблю сериалы, для меня это очевидный выбор. Часто прихожу домой уставшая, без ресурса концентрироваться на двухчасовом фильме и думать о подводных смыслах. Сериалы для меня проще и понятнее. Но, когда обращаюсь к кинематографу, люблю смотреть Уэса Андерсона: в его фильмах яркие картинки и интересные сюжеты. Люблю Тарантино, у него потрясающе смешные диалоги. Недавно пересмотрела большинство фильмов братьев Коэнов.
Мне советуют много бизнес-литературы, но в ней бывает много воды. Поэтому я переключилась на художественную. Сейчас читаю «Семь лет в Тибете»: такие книги позволяют отдохнуть и погрузиться в историю.
О чем вы мечтаете?
Редко мечтаю – чаще строю планы. Хочу, чтобы Gunia Project стал большим международным брендом, был представлен на платформе Net-A-Porter и ассоциировался с украинским наивом.
Хотим начать открывать школы, где будут обучать мастеров. Мы все время об этом думаем, но пока не хватает рук. Уверена, дорастем до этого. Хочу иметь возможность популяризировать традиционные техники, приглашать художников со всего мира и делиться опытом.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.