Категория
Лидерство
Дата

Давид и три Голиафа. Чего добился Zoom еще до прихода пандемии

4 хв читання

Давид и три Голиафа. Чего добился Zoom еще до прихода пандемии /Getty Images

Getty Images

Эрик Юань – интереснейший человек. Клиенты постоянно на него давили, чтобы он приехал к ним на встречу. Юань никогда не отказывал, но предварительно говорил: «Я с радостью приеду. Однако могли бы мы сначала попытаться встретиться через Zoom?» Как следствие – путешествие, о котором просили клиенты, не происходило. Поэтому обычно Юань путешествовал по делам всего дважды в год

Мы все знаем историю Давида и Голиафа. Но знакомы ли с историей Давида и троих Голиафов (их имена – Cisco, Microsoft, Google)? Именно в таком мире Эрик Юань работает ежедневно.

Суть Zoom очень тяжело разглядеть, потому что пандемия принесла еще недавно крохотной компании неожиданный суперуспех. Но не будем фокусироваться лишь на этом. Давайте попробуем понять, чего добился Zoom еще до прихода пандемии.

Масштаб. После того, как Cisco купила в 2007 году Webex, Юань оказался в Cisco на высокой инженерной должности. Однако удовлетворения от работы не было, поскольку он не хотел работать над незахватывающей, посредственной системой видеосвязи. В 2011-м он покинул Cisco и основал Zoom.

Зачем? Чтобы создать лучший продукт и серию услуг, которые сделают возможными работу и связь высокого качества без необходимости путешествовать; чтобы сэкономить время, средства, энергию, «свежесть» и здоровье сотням миллионов людей. Цель масштабная. И неубедительная. Было сложно найти финансирование, поскольку инвесторы думали, что рынок перенасыщен конкурентами. Внешне это было правильное наблюдение. Но не по мнению Юаня. Он знал, что можно предложить пользователям кое-что существенно лучшее.

Неудача. Чтобы осуществить этот амбициозный замысел, Юань следовал дорогой, устланной провалами. Он не смог убедить руководителей Cisco одобрить проект, чтобы предоставить покупателям радикальные улучшения. Поэтому не получил финансирования. Его поджидали десятки неудач в процессе совершенствования продукта и услуг. Каждая из этих неудач была словно трамплин, каждое поражение было превращено в скачок вперед.

Неудачи в Zoom – это постоянная диета компании со времен основания и до сегодняшнего дня. Самая свежая – Zoom еще не до конца решил вопрос кибербезопасности и обеспечения приватности. После того как компания публично призналась, что с безопасностью у нее проблемы, в Zoom на 90 дней остановили выпуск новых улучшений, чтобы полностью сосредоточиться на зашифровке коммуникации (encryption). Чтобы ускорить этот процесс, была куплена компания Keybase, в которой работают специалисты по шифрованию. Zoom удалось существенно продвинуться вперед, но работа над усовершенствованиями продолжается.

Скорость. Когда вы живете в стране со множеством Голиафов, все делается быстро, постоянно царит ощущение скорости. Медлительность – первый шаг к гибели на рынке трех Голиафов.

Результат – однозначный. Zoom запустил первый продукт в 2013-м. К 2018 году компания сравнялась с Webex. В конце 2019-го Zoom нарастил свой бизнес и он стал вдвое больше, нежели у Webex. У Zoom траектория роста гораздо стремительнее, чем у Webex и всех остальных конкурентов. Именно это позволило компании лучше всех конкурентов использовать неожиданные возможности рынка во время пандемии.

10x экономия. Ключевая составляющая видения Эрика Юаня – не только удобство, не только низкая стоимость, но также солидная, «умноженная на 10» экономия для клиента.

Если учесть все расходы – перелеты, гостиницы, такси, затраченное на поездки время, то Zoom в десять раз дешевле, чем традиционная встреча. Для больших встреч/конференций цена встречи в Zoom – в 20х–30х ниже.

Доступ. Внешне Zoom на первый взгляд выглядит как несложный бизнес. Трудно разглядеть разветвленную сеть партнеров, программистов, дистрибьюторов, производителей видеооборудования и остальных, кто тесно сотрудничает с Zoom. К ним относятся Redbooth, B2B-программисты, Logitech, Vaddio, in-Focus; производители видеооборудования DTEN, Nest, Poly, Yealink; Zoom также интегрирован со Slack, Skype, SalesForce. К этому нужно добавить экосистему приложений, которые партнеры создают для Zoom.

Важнейшим партнером для Zoom, пожалуй, является облачный сервис Amazon AWS. Во времена взрывного роста AWS приобщал 5000–6000 серверов за один день! И такие темпы могли сохраняться неделями… Более всего важно то, что основы тесного сотрудничества с AWS заложены еще в 2011-м, задолго до взрыва спроса во время пандемии.

Zoom стал абсолютным мастером в построении сетей. С каждым месяцем разрастается невидимая паутина созидателей ценности для клиентов Zoom. Этот образец использования внешних рычагов наводит всех нас на вопрос: насколько обширную сеть творцов стоимости создали мы в интересах наших клиентов?

Алгоритмы. Как и поиск скорости, в Zoom алгоритмы вездесущи. Это алгоритмы улучшения внутренних процессов, шифрование, улучшение функциональности, практичности и задокументированного содержания.

Яркий пример – в союзе с партнером оtter.ai Zoom предлагает приложение, оптимизирующее процесс перевода прозвучавших слов в точный текст, который появляется субтитрами на экране. Как следствие – резко улучшилось понимание сказанного. Организатор автоматически получает текст, который позволяет на скорую руку подготовить резюме встречи, выдержки важнейших моментов и акцентировать шаги, требующие немедленных действий после встречи и тому подобное.

Топ 1%. Эрик Юань агрессивно инвестирует в культуру компании, вкладывает время, внимание, средства. Отдача впечатляет. В рейтинге Glass Door («Лучшие компании для сотрудников») Zoom занял второе место. В оценке Comparably («Где сотрудники наиболее счастливы?») Zoom два года подряд завоевывают первое место.

Рассказ. Пик экономии – это эффективная огласка без копейки на рекламу. Так действуют Tesla, Costco, WhatsApp, Zara, Trader Joes и немногие другие.

Второй из самых высоких уровней экономии – это те, кто рекламируется, но за минимальные средства. В эту группу входят такие компании, как Wegmans, Xiaomi и… Zoom. Почему? Потому что в них главным двигателем известности все-таки являются сами пользователи. В случае Zoom этот эффект еще более мощный, ведь пользователи не только говорят о Zoom, рекомендуют Zoom, но также и приглашают на Zoom-встречи. Особенно важно, что приглашенным чрезвычайно легко и удобно подключаться к конференции в Zoom.

Проверим этот эффект лично. Проведите, пожалуйста, эксперимент. Используйте и сравните Zoom, Webex (Cisco), Microsoft Teams и Google Meet. Каков будет ваш вывод? У кого легче, удобнее и… дешевле? Попробуем другой тест. За последний месяц сколько раз вы рекомендовали другим Zoom, Webex, Microsoft Team, Google Meet?

Натиск троих Голиафов помог Zoom предельно сфокусироваться, достичь максимальной скорости и максимального развития. Если у меня нет перед собой таких Голиафов, возможно, мне нужно их создать? Для развития команды и формирования именно наилучшего предложения для своего клиента.

Бонус-вопрос: в грядущем самая большая угроза для Zoom будет исходить от троих Голиафов или от китайской компании Agora Inc.? Стоит присмотреться и к ней. Временами самые большие угрозы не прямые, а те, что подступают с другого, уникального, угла.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд