Категория
Лидерство
Дата

Тайный ингредиент Джека Ма

3 хв читання

Джек Ма, основатель Alibaba. /World Economic Forum

Джек Ма, основатель Alibaba. Фото World Economic Forum

В мире есть много прекрасных школ. Основатель Alibaba Джек Ма учился в лучших: в «Колледже неуспехов» и «Университете неудач».

В Университет Ханчжоу он поступил с четвертой попытки. А как он искал работу! Его неудачи в этой области поистине легендарны. 30 раз Джек Ма посылал резюме и получил 30 отказов. 10 лет он пытался поступить в Гарвардскую школу бизнеса. Не взяли (возможно, это самая дорогая ошибка этой бизнес-школы). Его список неудач, вероятно, наиболее поразительный в мире.

Считается, что самый важный день в жизни Джека – 4 апреля 1999 года. В тот день он и его 17 друзей встретились у него дома, чтобы основать Alibaba. Это не совсем так. Alibaba – четвертая или пятая попытка Джека Ма запустить компанию. До этого он создал агентство переводов, разрабатывал сайты, возглавлял государственную фирму, занимавшуюся электронной коммерцией.

О нем написаны тысячи статей. И как-то от внимания всегда ускользает самое важное: создавая Alibaba, Джек Ма руководствовался одной неотступной, недвузначной миссией. Лучше всего он сказал о ней сам: «Мы здесь для того, чтобы помочь малым предприятиям продавать, расти, создавать новые рабочие места».

Иными словами, наша задача – помочь развивать нашу экономику снизу вверх. В эпоху, когда все взгляды обращены к наиболее крупным, могущественным компаниям, Ма сосредоточился на другом конце спектра. Он, как и всегда, думал против течения.

Эта четкая миссия – развитие снизу вверх – придала организации невероятной энергии и стала двигателем всего, что создавалось в Alibaba: от построения первой платформы до появления услуг «в облаке».

В 1999-м Ма основал платформу B2B – Alibaba.com. Она сделала возможными как импортно-экспортные операции, так и торговлю внутри Китая.

В 2003-м он создал Taobao Marketplace, чтобы помочь малым предпринимателям открывать онлайн-магазины для китайских потребителей. В 2008-м – открыл Taobao Mall (ныне Tmall). Эта онлайн-платформа розничной торговли помогает малым китайским фирмам торговать разными товарами, в особенности продукцией крупных брендов, таких как P&G, Adidas, Gap, Nokia, Philips, Samsung и многие другие.

В 2010-м Ма запустил AliExpress – сайт международной розничной торговли, который помогает китайским фирмам продавать свой товар онлайн по всему миру.

Для малого китайского бизнеса все эти инициативы приумножили возможности продаж и развития. Но перед этими малыми игроками стояли многочисленные вызовы и барьеры в плане инфраструктуры страны.

Джек организовал серию атак на эти барьеры, развивая недорогие услуги и даже целые бизнесы. В 2004-м его компания ввела услугу AliWangWang, чтобы упростить связь между продавцами и покупателями. Тогда же внедрили Alipay, чтобы гарантировать безопасную оплату товара. В 2010-м запустили eTao – поисковый движок для закупок. Еще через три года Alibaba в сотрудничестве с другими компаниями создала Cainiao – сервис доставки продуктов.

Видя рост малых предприятий, Джек так же четко осознавал, что их технические потребности быстро растут. Он упростил процесс продаж, настало время упростить IT-процессы. «Облачный» сервис стартовал в 2009 году. Спрос оказался взрывным. К 2016 году Alibaba Cloud приобрела миллион клиентов и вышла на миллиард долларов оборота.

Это трудно и приятно одновременно – расшифровывать мышление Джека, глядя только на его поступки. Можно увидеть длинную цепь событий, которую он привел в действие. И каждое из этих событий – логичная, необходимая производная основной миссии: помогать продавать и расти малому бизнесу. Это как красивая комбинация в шахматной партии. Эти ходы указывают на то, что мощная миссия не только дает энергию, но и задает направление необходимых шагов, которые нужно совершить ради клиента.

Alibaba всегда сравнивают с Amazon. Это ошибка. При более пристальном рассмотрении это радикально разные творения-системы, созданные на основе абсолютно разных концепций, рыночных обстоятельств и непохожих миссий.

Джек не был подражателем. Он вводил инновации, не стоял на месте и был асимметричным конкурентом par excellence. Джек Ма мыслил и конкурировал по-другому. Он постоянно искал новые рычаги, чтобы извлечь из ограниченных ресурсов масштабные результаты.

Он двигался именно так, потому что этого требовали обстоятельства. Но обратите внимание, с каким удовольствием он выстраивал и реализовывал все свои ходы.

Alibaba чуть старше тинейджера. Но за два десятилетия компании удалось построить механизм, который помогает миллионам малых предприятий продавать, расти, внедрять IT-решения для экономии средств и удобного масштабирования.

Этот механизм превратил Alibaba в бизнес, способный инвестировать в исследования $5 млрд ежегодно. Зачем? Чтобы открывать будущее. И помогать малым расти.

В 2017-м, перед тем как уйти из компании, чтобы заняться благотворительностью и образовательными проектами, Джек озвучил новую миссию, тесно связанную с первоначальной: «Служить двум миллиардам заказчиков и создать 100 миллионов рабочих мест за 20 лет».

Мыслить против течения и постоянно действовать – вот что дает отдачу. Совокупность действий Джека Ма – чему они могут нас научить?

  1. Думай против течения и двигайся.
  2. Действие снизу вверх может дать начало мощной позитивной спирали развития.
  3. Аутентичная миссия придает организации колоссальную энергию и указывает на четкое направление роста.
  4. То, как вы действуете, – это и есть ваша модель, хотите вы того или нет.

Какова модель Джека Ма? В Китае каждый 17-летний подросток знает, кто это такой. Каждый. И знает, что он создал. И теперь этот подросток верит, что тоже способен на великое свершение. Представьте хотя бы на минутку, сколько новой энергии это порождает!

Опубликовано в первом номере журнала Forbes (июнь 2020)

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине