Основатель Amazon Джефф Безос однажды обратил внимание комментаторов: «Не смотрите на наш сегодняшний результат. Смотрите на то, что мы делали три-четыре года назад, чтобы его достичь». Именно это относится к Китаю, но с небольшой разницей – смотрите на то, что Китай делал три-четыре десятилетия назад, чтобы понять нынешнее положение вещей в Поднебесной.
В 1980-х годах Китай отправил 40 000 деловых людей (экономистов, руководителей, аналитиков) по всему миру. Больше всего они были сосредоточены в Соединенных Штатах Америки и Японии, где сконцентрированы лучшие методы развития и ведения успешных экономических и бизнес-организаций.
Миссия четкая и недвусмысленная – выучиться у лучших. А вторая часть миссии (шепотом) – стать лучше них.
Ход мыслей также четкий: «Мы слишком бедны, чтобы переизобретать. Поэтому знания лучших должны стать для нас платформой, на которой будем строить наше хозяйство и систему. Мы должны тщательно изучить их методы, идеи, средства, опыт, технологии, знания, базы данных и тому подобное. У нас есть выбор – либо переизобретать, либо изучать, подражать… и перегнать. Выбираем второй вариант».
Параллельно с процессом «международного обучения» Китай развил внутреннюю сеть более 20 «технологических зон», в которых работа сосредоточилась над приложением и изученного, и полученных технологий. Эта сеть должна была служить как nursery – теплица для выращивания новых экономических организаций.
В 1990-х активный поиск лучших знаний обрел иную форму. В 1980 году в Америке учились 10 000 китайских студентов. В 1990-м их было 70 000. В 2020-м – 372 000. Мне нужно лишь взглянуть на это число, чтобы рассказать об экономическом развитии Китая в последующие 20 лет.
Присмотритесь ближе к данной цифре и увидите, что эти студенты в основном приехали изучать не историю искусства, английскую литературу, философию и тому подобное. Они изучают бизнес-администрирование, программирование, точные науки, маркетинг, финансы, проектный менеджмент.
Параллельно с увеличением количества студентов в 1990-х бюрократы в Пекине приняли законы, которые сделали возможным рост предпринимательства в Юго-Восточном Китае: Шэньчжэнь, Гуандун, – именно этот район является одним из самых предпринимательских и ближайшим к Гонконгу.
Эти все факторы подготовили почву для событий 1998–2000-х: основания Alibaba, Tencent, Baidu и JD.com. За 15 лет этот квартет достиг стоимости в $1 трлн. Важнее то, что они стали наиболее сконцентрированным сообществом вкладчиков в стартапы, даже более мощным, чем ведущие венчурные фонды Кремниевой долины. Эта горстка компаний ежегодно вкладывает более $20 млрд в стартапы по всему миру, ища новые идеи, технологии, таланты.
Но особый их акцент – на инвестиции в Китае. В результате этого возникла новая волна стартапов, которая невероятно быстро развивает рыночную стоимость:
- Xiaomi за 10 лет – $100 млрд;
- Meituan за 10 лет – $200 млрд;
- Bytedance за девять лет – $250 млрд;
- Pinduoduo за пять лет – $170 млрд.
Это общие цифры. Поразительнее всего – микроопыт скорости движения.
В 2016-м Didi Chuxing запустила четыре мощных новых товара-услуги, чтобы одолеть Uber. Неслыханный темп нововведения. За семь лет Xiaomi инвестировал в 300 стартапов-партнеров для развития своей экосистемы домашних устройств. Tencent инвестировал в сотни стартапов и компаний, чтобы укрепить свою модель и создать «мировую лабораторию» лучших идей. Вместе взятые эти инвестиции создают стоимость в $259 млрд.
Показателей скорости – десятки. Это и рост стоимости, и глобализация за пять лет (DiDi, Xiaomi), и запуск новых услуг, возведение фабрик и тому подобное.
Скорость действия – невероятная. Это словно другая планета в мировой экономике. И эта скорость касается не только стартапов. Ее видим в построении железных дорог, портов, аэродромов, современных домов, целых городов.
Это явление – радикально более быстрое воплощение – одновременно является угрозой для таких лидеров, как США, Япония, Европа, и хорошей лекцией для начинающих. Но лекция непростая. Не будем всматриваться только в результаты и масштаб ускоренного успеха. Посмотрим на фокус и скорость, ведь они являются первопричинами.
О скорости, так называемой China Speed, сегодня с большим опозданием говорят многие комментаторы и эксперты (хотя были исключения, когда об этом говорили еще семь-восемь лет назад). Говорят, но понимают ли?
Честно говоря, это явление нелегко охватить. Это не приложение «грубой силы», не диктатура правительства, не вливание миллиардов в какую-то определенную цель. Нет. Это скорее иной, многомерный, подход, состоящий из большого числа компонентов, каждый из которых играет ключевую роль.
Что это за компоненты? Интенсивно вглядываться в будущее, выискивая пробки, препятствия, задержки, думать, где можно решать их заранее. Использовать воображение, чтобы предвидеть «непредвиденные» препятствия и неожиданности, и готовить противодействия. Работать параллельно, где только возможно. Развить софистическую ловкость синхронизации под-процессов, чтобы избегать ненужных задержек. Готовить запасы, чтобы справляться с непредвиденными кризисами.
Но из всех компонентов самый основной – менталитет. Время – весомо, дисциплина времени – весома. Потерянная неделя, потерянный день – невероятно ценны.
Эта дисциплина мышления есть в таких компаниях, как нынешние Tesla или Amazon и Merck 1980-х годов. Эта дисциплина делает возможной невероятную скорость даже в организациях, где работают десятки тысяч сотрудников. Эта дисциплина мышления присутствует во всем Китае.
Наши понятия о скорости, подготовке, исполнении и стратегии – устарелые. Существует новый стандарт, определяющий: 1) что возможно; 2) что нужно, чтобы этого достичь: радикальная сосредоточенность над важнейшим и усиление скорости как основное средство дальновидной стратегии (парадокс: чем дальновиднее стратегия, тем более быстрыми и решительными становятся шаги в этом году, в этом месяце, на этой неделе). Это лекция, которую может изучить каждый – каждая команда, компания, страна.
Если посмотреть на мир сквозь призму скорости стратегического действия, то первое место занимает Китай. А кто второе? Мне сложно сказать. Мне даже сложно назвать кандидатов на серебряную медаль в этой олимпиаде хозяйственного развития. Может, стоит задать себе простой вопрос: «А почему не мы?»
- Категория
- Лидерство
- Дата
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.