Лей Цзюнь,  СЕО Xiaomi. /Getty Images
Категория
Лидерство
Дата

Со скоростью света. Чего можно поучиться у основателя Xiaomi Лэй Цзюня

Лей Цзюнь, СЕО Xiaomi. Фото Getty Images

Существует скорость света, скорость звука. Однако знаем ли мы, что есть также «скорость Xiaomi»? Xiaomi начала свою работу в 2010 году. Чего она достигла за это время?

Масштаб. Основатель и СЕО Лэй Цзюнь (Lei Jun) начал с крайне нескромной визии. Он хотел, чтобы Xiaomi стала ведущим производителем мобильных телефонов (на рынке таких суперконкурентов, как Apple, Samsung, Huawei и т. д.), умных, подключенных (connected) устройств для дома (от TV до кухонных приборов) и интернет-услуг. Не в Китае, а глобально. Не за 20–30 лет, а за десятилетие. Визия на грани безумия. Масштабная? Да. Но выполнимая ли?

Неудача. Масштаб без множества неудач – невозможен. У Xiaomi бывали и маленькие неудачи, и огромные.

С помощью любителей в Xiaomi стекался непрерывный поток информации о недостатках, проблемах, сложностях при использовании их устройств. Но также приходили идеи и советы. Команды Xiaomi относились к ним с энергией и энтузиазмом. Их мотто – «Найдем недостатки и исправим их. А покупатели нам в этом помогут».

Были и стратегические неудачи. Сначала Xiaomi продавала мобильные телефоны исключительно онлайн. В 2016-м оказалось, что многие покупатели предпочитают покупать их в магазинах. Xiaomi пережила ту же беду, что и Dell десятью годами ранее. Только хуже: у Xiaomi выручка упала на 20%, а капитализация – с $50 млрд до $5 млрд.

В отличие от Dell, Xiaomi не стала ждать два года. Реакция на кризис была незамедлительной. Компания построила сотни собственных магазинов (суперэлегантных вроде Apple), а благодаря партнерам получила дополнительные тысячи точек продаж. Так они сначала поступили в Китае, затем в Индии, а после и во всем мире. Рост продаж восстановился. Стоимость компании стремительно взлетела. В результате Xiaomi возобновила доступ к ресурсам для дальнейшего развития.

Скорость. Вышеупомянутые улучшения товара Xiaomi внедряла каждый вторник! Неслыханный такт улучшений для любой отрасли. Компания также периодически проводила flash sales: день-два – и все товары проданы.

Когда нужно было войти в розничную торговлю/ритейл, Xiaomi за два-три года построила более 600 магазинов в Китае. За четыре года их насчитывалось уже 1800. А партнерских точек продажи – 10 000. За очень короткое время подобную картину они создали в Индии. За семь лет Xiaomi расширила деятельность на 80 стран мира и инвестировала в 300 компаний-партнеров.

В мобильной отрасли компания заняла четвертое место в Китае, первое – в Индии, третье – в Европе. В конце 2020 года Xiaomi занимала третье место в мире после Samsung и Huawei. Рыночная стоимость? От 0 до $100 млрд за одно десятилетие.

Бережливость. Xiaomi использует целый арсенал средств для постоянного сокращения расходов. Сосредоточенность на онлайн-продажах (оригинально на 100%) экономит ежегодно сотни миллионов долларов. Xiaomi непрерывно снижает затраты на материалы, комплектующие и процессы. Компания также распространяет рекламу на своих мобильных устройствах, чтобы еще больше снизить цену для пользователя.

Постоянное увеличение числа фанатов – скоростной механизм передачи информации из уст в уста – экономит сотни миллионов долларов ежегодно. Все сэкономленное Xiaomi агрессивно транслирует на сниженные цены для покупателя. Наивысший результат? В Англии цена Xiaomi на 60% ниже, чем на Samsung.

Доступность. Xiaomi создала «традиционную» сеть партнеров: Light, Unity, Baidu, IKEA, Oppo и другие. Но у Xiaomi есть также и неожиданная модель развития партнерства.

Лэй Цзюнь основал инвестиционный фонд на $4 млрд. Он вкладывает в китайские стартапы, которые разрабатывают сетевые устройства для дома и сопутствующие товары. Сейчас этих компаний более 300. Сотрудничая с Xiaomi и ее операционной системой Мi, они создают самую большую в мире экосистему интернета вещей (Internet of Things, IoT) для домашнего пользования.

Лэй Цзюнь также руководит вторым фондом на $1 млрд. Этот фонд воспроизводит китайский процесс инвестиций на индийском рынке. Его цель – создать более 100 партнеров – производителей приложений (applications), а в Индии развить такую же обширную сеть интернета вещей для дома, которая уже создана в Китае.

Алгоритмы. Unity, Light, Baidu вместе с Xiaomi являются соавторами серии алгоритмов для игр, оптики и многих других сфер использования. Союз Xiaomi с Baidu особенно широк и амбициозен. Он сосредоточен на обработке алгоритмов в области интернета вещей и алгоритмов в различных проектах адаптации искусственного интеллекта. Эти две вместе взятые инициативы окрестили АIoТ, стремясь получить технологическое первенство в домашнем ИВТ, а затем и в других отраслях.

Самостоятельно Xiaomi усердно работает над тем, чтобы разработать алгоритмы для лучшего использования и размещения объявлений на мобильных устройствах. Чем уместнее и привлекательнее эта реклама, тем более приемлема она будет для пользователя. Чем более приемлема, тем больше средств будет поступать от рекламы, и это будет давать возможность Xiaomi еще сильнее снижать цены на свои мобильные телефоны.

Топ 1%. Два года назад у Xiaomi было 10 000 сотрудников. За год компания наняла 5000 сотрудников, в основном инженеров. Но на этом не остановилась. Сегодня в Xiaomi работает более 18 000 сотрудников, половина из которых инженеры.

Лэй Цзюнь переструктурировал организацию, чтобы создать больше возможностей для роста молодых талантов. «Я хочу, чтобы Xiaomi стала мечтой самых талантливых инженеров, – говорит он. – Мы будем постоянно усиливать стратегию развития таланта и улучшения состава наших команд».

Лэй Цзюнь создает войско. С какой целью?

Рассказ. Лэй Цзюнь научился многому у Стива Джобса: эстетика, дизайн, классные магазины, синие джинсы и черная рубашка, круг почитателей. Какая же самая важная лекция? Как завоевать и удержать внимание.

С самого начала и по сей день главным двигателем узнаваемости Xiaomi является модель «из уст в уста». Лэй Цзюнь усиливает этот процесс постоянным наплывом событий, объявлений, новостей, выступлений. Он – мастер привлечения внимания.

Следуя его примеру, сама компания Xiaomi является динамичной, молниеносной, дает высокую ценность за низкую цену, и самое главное – компания крутая. Армия фанатов растет, и они завлекают других рассказами о мобильных телефонах, домашней технике, играх, интернет-услугах, а самое важное – о неожиданных победах.

К тому же имидж Xiaomi – ренегат. Компания является постоянным «андердогом», который, вопреки всему, продолжает преодолевать препятствия. О таких историях любят говорить все.

Подобно Джобсу Лэй Цзюнь разработал широкую сеть партнеров и построил мощную систему нововведений. Систему, которую трудно раскусить. Xiaomi – это производитель или ритейлер (входит в 10 крупнейших розничных продавцов в мире)? Король продажи мобильных телефонов онлайн или универмаг (department store) домашних приборов? Дирижер оркестра продажников экосистемы интернета вещей или скрытый торговец суперприбыльными интернет-услугами (маржа 68%), готовый взорваться в масштабного продавца этих услуг и таким образом финансировать многие другие инициативы (например, наступление на Америку)?

Стратегический хамелеон

Лэй Цзюнь также учился у Брюса Ли. В знаменитом утерянном канадском интервью Брюс Ли дал собеседнику важный совет: «Дорогой друг, задумайся о природе воды. Когда наливаешь воду в чашку, она принимает форму чашки. Когда в бутылку – форму бутылки. Вода – неуловима, вода не имеет формы. Будь водой, друг».

Эту короткую лекцию Лэй Цзюнь глубоко усвоил и воплотил в реальность. Поэтому сейчас Xiaomi такая разная. Xiaomi – вода. Xiaomi – молния. Xiaomi – непредсказуема. В этой тройственности кроется большая угроза. Apple, вы слушаете?

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд