Кріс Бейкер, СЕО SoftServe. /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Лидерство
Дата

Давайте фидбек и делитесь успехами. Что украинцам следует перенять от американцев в бизнесе? Колонка СЕО SoftServe Криса Бейкера

4 хв читання

Крис Бейкер, СЕО SoftServe. Фото Коллаж Анна Наконечная

Уже в течение восьми лет американец Крис Бейкер занимает должность CEO в IT-компании SoftServe. В колонке для Forbes он дает оценку украинской бизнес-культуре и объясняет, чему мы можем научиться друг у друга

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Результат прежде всего

Ориентированность на результат и трудолюбие – одни из самых ярких черт украинских предпринимателей разного уровня. Я это замечаю в работе с украинскими коллегами – учредителями SoftServe, менеджерами, руководителями разных направлений или техническими специалистами. Отслеживание результатов, их прогресса и своевременное выполнение договоренностей, а также работа на полную очень важны для украинцев и, я бы сказал, являются единственно возможным способом сотрудничества с партнерами и клиентами. Такой подход ценят американцы. Мы в этом схожи.

В июле 2023 года SoftServe праздновал 30 лет со времени основания. Я приехал во Львов отметить эту дату с украинскими коллегами. Однажды ночью раздалась сирена, я спустился в бомбоубежище и просидел там три часа. На следующее утро, когда я в разбитом состоянии пришел в офис, для моих украинских коллег все было так, будто ничего не случилось – они приходили на работу в офис, участвовали в митингах, готовили утренний кофе и продолжали работать. Создалось впечатление, что усталые глаза были только у меня.

Несмотря на новости, тревоги и вызовы, спровоцированные ужасающей несправедливой войной, украинцы продолжают фокусироваться на результатах, целях, дедлайнах. Здесь, мне кажется, сходство с американцами завершается. Не уверен, мог ли кто-нибудь в мире дальше думать о работе и клиентах в условиях полномасштабной войны, скрываясь от атак на свои города и психологически переживая трагедии и потери ежедневно.

Посещение Украины позволяет мне глубже понимать, через что проходят украинцы сейчас и что значит быть украинцем. Но и в очередной раз убедиться: уникальное сочетание в украинцах инновативности, рвения, единства в общем деле и ориентированности на результат проявляется не только в бизнесе, но и в войне.

Конкурентные преимущества украинцев

Глобальные бизнесы, в общем, во многом похожи. Украинский IТ-бизнес много лет работает на глобальных рынках с интернациональными корпорациями в разных отраслях. Конечно, это влияет на стандарты работы, подходы к формированию корпоративной культуры и бизнес-майндсета.

Но все же у украинцев есть несколько уникальных навыков и характеристик, которые я заметил за годы совместной тесной работы. Некоторые из них отражают ментальные, культурные и даже исторические особенности. Я выделю их не просто из любопытства, а потому, что считаю очень нужными именно сейчас. Кризисные периоды нуждаются в креативности и нестандартности мышления, незаурядной самоотдаче, равно как и готовность к будущему, полному новых изменений и вызовов.

  1. Эффективное управление ресурсами. Ограниченные ресурсы или бюджеты не пугают украинцев. Они умеют работать в сложных условиях и, что самое важное, искать пути, чтобы добиться в этих условиях максимально возможного результата. Американцы ставили бы целью убедить руководство в увеличении бюджетов, к примеру, а вот украинцы будут думать, как выйти из ситуации другим способом: перепланировать роли в команде, экспериментировать, изобретать и т.д.
  2. Трудолюбие. Украинцы способны делать большой объем работы. Всегда есть исключения, но в общем-то я вижу украинцев именно такими. Когда такой подход к работе имеют большинство сотрудников, у бизнеса очевидно больше шансов достичь успеха. Вы готовы поддержать своего работодателя, если нужно.
  3. Адаптивность. Это один из ключевых рабочих навыков будущего. Мы живем в период постоянных изменений, новые технологии или открытия в ближайшем будущем будут форсировать изменения еще больше. Умение изменяться и адаптироваться является и будет одним из тех, что позволит бизнесам и отдельным профессионалам, лидерам выжить в любых условиях. Посмотрите на ситуацию с генеративным ИИ – у нас есть уникальный инструмент, который может изменить многое в любой сфере, разрушить стереотипы относительно уникальности человеческой креативности.
  4. Закаленность. Мир только готовится к турбулентному будущему – а Украина живет в режиме перемен и стрессовых событий уже давно. Только за последние 20 лет у вас было две революции, финансовый кризис, аннексия части страны, пандемия и полномасштабное вторжение. При этом бизнесы и экономика продолжали работать и добиваться результатов, ведь именно последние 10-15 лет стали периодом бума IТ-индустрии. Политические и экономические обстоятельства хорошо закалили украинцев, научили быть эффективными, несмотря ни на что. Это большое конкурентное преимущество.

Говорить о себе

Единственное, по-моему, чего украинцам не хватает, что стоит усовершенствовать или перенять от американцев – умение говорить о себе и делиться своими достижениями. Может быть, даже умение себя хвалить. Украинцы фокусируются на своих рабочих задачах и качестве предоставленных сервисов и услуг, не дожидаясь какого-либо особого признания за это. В то же время коммуникация о проделанной работе на аудиторию, например, коллег, не относится к рабочим задачам, а должна была бы.

В последние десять лет мы в SoftServe очень много работали над внедрением этой культуры внутренней и внешней коммуникации, ведь для бизнеса это очень важно. А для крупной корпорации – необходимо. Поделюсь здесь несколькими направлениями.

  1. Обратная связь и общение по неудобным темам внутри команд или отделов. Это отличный инструмент для улучшения эффективности, если уметь его правильно использовать. Мы не просто поощряем предоставлять фидбеки, а учим это делать экологическим способом – открыто и конструктивно. Для этого мы разработали обучающие решения для менеджеров и сотрудников: от эффективной коммуникации, формирования конструктивных фидбеков до решения комплексных проблем или конфликтов в командах и т.д.
  2. Коммуникация о достижениях. Внимание лидера всегда сосредоточено там, где проблема. Как бы это парадоксально ни звучало – если вы хорошо работаете и достигаете поставленных целей, это часто может оказываться без внимания. Говорить об успехах нужно. На наших внутренних платформах менеджеры направлений публично отчитываются о квартальных результатах, команды рассказывают о важных достижениях на проектах, руководители отделов делятся результатами получения международных наград. Такая активность – часть их работы. Поверьте, хвалиться хорошо сделанной работой – не плохая черта и не тщеславие, по крайней мере, в бизнес-среде. Такая коммуникация помогает коллегам или командам лучше понимать друг друга и мотивирует других.
  3. Признание сотрудников. Украинцы не ожидают признания, но из-за какой-то скромности не умеют наслаждаться результатами своих достижений и понимать их ценность. Достижение является составной частью вашего уникального профессионального опыта. А признание за достижение формирует уверенность и укрепляет бренд профессионала, эксперта или лидера среди членов команды и компании в целом. У нашей компании есть ежегодная награда SoftServe Awards. Мы выдвигаем кандидатов, голосуем и отмечаем эффективных коллег и команды компании. Этот проект – один из немногих, который мы не отменили из-за войны в Украине в 2022 году. О достижениях говорить всегда актуально.
Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд