Кріс Бейкер, СЕО SoftServe. /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Лидерство
Дата

Давайте фидбек и делитесь успехами. Что украинцам следует перенять от американцев в бизнесе? Колонка СЕО SoftServe Криса Бейкера

4 хв читання

Крис Бейкер, СЕО SoftServe. Фото Коллаж Анна Наконечная

Уже в течение восьми лет американец Крис Бейкер занимает должность CEO в IT-компании SoftServe. В колонке для Forbes он дает оценку украинской бизнес-культуре и объясняет, чему мы можем научиться друг у друга

Як створити продукт, який полюблять клієнти? Отримайте цінні поради від співвласника monobank™ – Олега Гороховського. Купуйте квиток на Форум підприємців, який відбудеться 27 червня.

Результат прежде всего

Ориентированность на результат и трудолюбие – одни из самых ярких черт украинских предпринимателей разного уровня. Я это замечаю в работе с украинскими коллегами – учредителями SoftServe, менеджерами, руководителями разных направлений или техническими специалистами. Отслеживание результатов, их прогресса и своевременное выполнение договоренностей, а также работа на полную очень важны для украинцев и, я бы сказал, являются единственно возможным способом сотрудничества с партнерами и клиентами. Такой подход ценят американцы. Мы в этом схожи.

В июле 2023 года SoftServe праздновал 30 лет со времени основания. Я приехал во Львов отметить эту дату с украинскими коллегами. Однажды ночью раздалась сирена, я спустился в бомбоубежище и просидел там три часа. На следующее утро, когда я в разбитом состоянии пришел в офис, для моих украинских коллег все было так, будто ничего не случилось – они приходили на работу в офис, участвовали в митингах, готовили утренний кофе и продолжали работать. Создалось впечатление, что усталые глаза были только у меня.

Несмотря на новости, тревоги и вызовы, спровоцированные ужасающей несправедливой войной, украинцы продолжают фокусироваться на результатах, целях, дедлайнах. Здесь, мне кажется, сходство с американцами завершается. Не уверен, мог ли кто-нибудь в мире дальше думать о работе и клиентах в условиях полномасштабной войны, скрываясь от атак на свои города и психологически переживая трагедии и потери ежедневно.

Посещение Украины позволяет мне глубже понимать, через что проходят украинцы сейчас и что значит быть украинцем. Но и в очередной раз убедиться: уникальное сочетание в украинцах инновативности, рвения, единства в общем деле и ориентированности на результат проявляется не только в бизнесе, но и в войне.

Конкурентные преимущества украинцев

Глобальные бизнесы, в общем, во многом похожи. Украинский IТ-бизнес много лет работает на глобальных рынках с интернациональными корпорациями в разных отраслях. Конечно, это влияет на стандарты работы, подходы к формированию корпоративной культуры и бизнес-майндсета.

Но все же у украинцев есть несколько уникальных навыков и характеристик, которые я заметил за годы совместной тесной работы. Некоторые из них отражают ментальные, культурные и даже исторические особенности. Я выделю их не просто из любопытства, а потому, что считаю очень нужными именно сейчас. Кризисные периоды нуждаются в креативности и нестандартности мышления, незаурядной самоотдаче, равно как и готовность к будущему, полному новых изменений и вызовов.

  1. Эффективное управление ресурсами. Ограниченные ресурсы или бюджеты не пугают украинцев. Они умеют работать в сложных условиях и, что самое важное, искать пути, чтобы добиться в этих условиях максимально возможного результата. Американцы ставили бы целью убедить руководство в увеличении бюджетов, к примеру, а вот украинцы будут думать, как выйти из ситуации другим способом: перепланировать роли в команде, экспериментировать, изобретать и т.д.
  2. Трудолюбие. Украинцы способны делать большой объем работы. Всегда есть исключения, но в общем-то я вижу украинцев именно такими. Когда такой подход к работе имеют большинство сотрудников, у бизнеса очевидно больше шансов достичь успеха. Вы готовы поддержать своего работодателя, если нужно.
  3. Адаптивность. Это один из ключевых рабочих навыков будущего. Мы живем в период постоянных изменений, новые технологии или открытия в ближайшем будущем будут форсировать изменения еще больше. Умение изменяться и адаптироваться является и будет одним из тех, что позволит бизнесам и отдельным профессионалам, лидерам выжить в любых условиях. Посмотрите на ситуацию с генеративным ИИ – у нас есть уникальный инструмент, который может изменить многое в любой сфере, разрушить стереотипы относительно уникальности человеческой креативности.
  4. Закаленность. Мир только готовится к турбулентному будущему – а Украина живет в режиме перемен и стрессовых событий уже давно. Только за последние 20 лет у вас было две революции, финансовый кризис, аннексия части страны, пандемия и полномасштабное вторжение. При этом бизнесы и экономика продолжали работать и добиваться результатов, ведь именно последние 10-15 лет стали периодом бума IТ-индустрии. Политические и экономические обстоятельства хорошо закалили украинцев, научили быть эффективными, несмотря ни на что. Это большое конкурентное преимущество.

Говорить о себе

Единственное, по-моему, чего украинцам не хватает, что стоит усовершенствовать или перенять от американцев – умение говорить о себе и делиться своими достижениями. Может быть, даже умение себя хвалить. Украинцы фокусируются на своих рабочих задачах и качестве предоставленных сервисов и услуг, не дожидаясь какого-либо особого признания за это. В то же время коммуникация о проделанной работе на аудиторию, например, коллег, не относится к рабочим задачам, а должна была бы.

В последние десять лет мы в SoftServe очень много работали над внедрением этой культуры внутренней и внешней коммуникации, ведь для бизнеса это очень важно. А для крупной корпорации – необходимо. Поделюсь здесь несколькими направлениями.

  1. Обратная связь и общение по неудобным темам внутри команд или отделов. Это отличный инструмент для улучшения эффективности, если уметь его правильно использовать. Мы не просто поощряем предоставлять фидбеки, а учим это делать экологическим способом – открыто и конструктивно. Для этого мы разработали обучающие решения для менеджеров и сотрудников: от эффективной коммуникации, формирования конструктивных фидбеков до решения комплексных проблем или конфликтов в командах и т.д.
  2. Коммуникация о достижениях. Внимание лидера всегда сосредоточено там, где проблема. Как бы это парадоксально ни звучало – если вы хорошо работаете и достигаете поставленных целей, это часто может оказываться без внимания. Говорить об успехах нужно. На наших внутренних платформах менеджеры направлений публично отчитываются о квартальных результатах, команды рассказывают о важных достижениях на проектах, руководители отделов делятся результатами получения международных наград. Такая активность – часть их работы. Поверьте, хвалиться хорошо сделанной работой – не плохая черта и не тщеславие, по крайней мере, в бизнес-среде. Такая коммуникация помогает коллегам или командам лучше понимать друг друга и мотивирует других.
  3. Признание сотрудников. Украинцы не ожидают признания, но из-за какой-то скромности не умеют наслаждаться результатами своих достижений и понимать их ценность. Достижение является составной частью вашего уникального профессионального опыта. А признание за достижение формирует уверенность и укрепляет бренд профессионала, эксперта или лидера среди членов команды и компании в целом. У нашей компании есть ежегодная награда SoftServe Awards. Мы выдвигаем кандидатов, голосуем и отмечаем эффективных коллег и команды компании. Этот проект – один из немногих, который мы не отменили из-за войны в Украине в 2022 году. О достижениях говорить всегда актуально.
Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Передзамовлення нового номеру Forbes Ukraine. Купуйте зараз за 209 грн замість 279 грн

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине