Владимир Авраменко,  владелец АВК. /Александр Чекменев
Категория
Лидерство
Дата

Хочешь быть лидером – не беги. Правила бизнеса владельца АВК Владимира Авраменко

Владимир Авраменко, владелец АВК. Фото Александр Чекменев

В этом году торговой марке АВК исполняется 30 лет. Она родилась в независимой Украине и пережила все форс-мажоры, которые испытала страна. Война с Россией и экономический кризис оставили создателя марки Владимира Авраменко, 61, ни с чем: две фабрики остались в захваченном Донбассе, две – ушли кредиторам за долги. Вместо них Авраменко построил новую фабрику в Днепре, с мощностями в 10 раз меньшими, чем у довоенной АВК. Он переизобретает компанию – отказывается продавать сладости дешево и выпускает продукты, не привычные для украинского рынка, – мультизлаковые снеки Brunch и растительное мясо Dreameat. Forbes публикует прямую речь предпринимателя, сокращенную и отредактированную для ясности

🎂 День народження у нас — подарунки вам. Forbes Ukraine чотири роки, тому даруємо 44% знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом FORBES4 до 31 березня. Оформлюйте зараз за цим посиланням

  • То, чем ты занимаешься во взрослой жизни, зависит от того, какие книжки ты читал в детстве. Потом воплощаешь эти мечты во взрослой жизни – ощущаешь вкус победы и идешь дальше. Я любил книги про приключения и изобретения. 
  • Я всегда хотел делать то, чего не делают другие. Могу с гордостью сказать, что мы были пионерами в создании украинской кондитерской промышленности.
  • У каждого возраста свои приоритеты. В 20 лет – много энтузиазма, энергии, уверенности и мало знаний. В 30 думаешь о том, чтобы заработать, строить и поддерживать семью. В 40, если ты успешен, начинает штормить: думаешь о рейтингах, наградах, высоких доходах. Мне 61, и мои приоритеты сильно изменились. Они теперь точно не денежные.
  • Думаю о том, куда идет общество, что после нас останется. Я не могу быть собакой на сене, понимая, какой потенциал и объем знаний есть у нашей компании. Я хочу создавать продукты будущего, которые будут полезны человеку и завтра, и через 100 лет. В этом я вижу свою миссию. Поэтому мы идем в полезное питание, запустили линейку мультизлаковых снеков Brunch и растительное мясо Dreameat. Эти продукты – вершина того, что мы сделали за 30 лет. И это только начало.
  • Когда создаешь уникальный продукт и становишься первым на рынке, за тобой все бегут. Ты избегаешь ценовых войн, можешь соответствовать высоким стандартам и получаешь поле для невероятного креатива. Когда ты уходишь в океан, где нет акул, то создаешь себе драйв для жизни и работы.
  • Я больше не хочу ждать. Как раньше распространялись новые тренды? Что-то рождалось в Америке, лет через пять приходило в Германию и Польшу, а еще через три года – в Украину. И все компании выдерживали этот временной лаг. Я так больше не хочу. Поэтому мы создали микропроизводство для растительного мяса. Разработка лежала у нас на полке 20 лет. Сегодня для нее пришло время.
  • Не надо бежать за конъюнктурой. Ее нужно создавать. Если хочешь быть лидером, не беги. Ляг на диван, прислушайся к себе, походи по лесу, придумай, чем будешь заниматься. У меня в 1991 году был выбор: стать коммерсантом, заниматься дерибаном госсобственности или придумать что-то другое. Я придумал. Мы с единомышленниками создали АВК с нуля. Американский инвестфонд Western NIS Enterprise Fund даже признал инвестицию в нас своим лучшим решением. Потом, правда, мы все потеряли, но ничего, поднимаемся. 
  • Мы с первого дня заточены на уникальность. Если ты себя не любишь, не ценишь труд коллектива, то никто тебя не любит. И когда ритейлер просит упростить рецептуру, чтобы снизить цену, мы не можем пойти на такое. Это окупается. За два года мы экспортировали 1 200 т продукции в Японию. Если мы соответствуем требованиям Японии, то можем спать спокойно.
  • Знания нужно использовать. Голова – это не облачные технологии, которые могут хранить бесконечное количество информации. Человек должен сначала накопить знания, потом распорошить их, сложить между собой пазлы, синтезировать и принять решение. Так создается все новое, и накопленные знания работают на пользу, а не пылятся в голове.
  • Легко относиться к финансовым потерям. Заработали-потеряли – это нормальный процесс. Тем более мы столкнулись с форс-мажором. Мы пришли в эту жизнь без денег и уйдем без денег. Главное, что мы смогли сделать за последние семь лет, – не умереть. Деньги не самое главное в жизни.
  • Мой главный совет детям и молодым бизнесменам: никто не знает, что впереди, но ты должен идти до конца и верить в себя несмотря ни на что.
  • Выживает не тот, кто сильнее, а тот, кто идет до конца. Чем отличается сталь от чугуна? Уровнем углерода. Если углерода более 2%, это чугун, менее – сталь. Сталь гибче чугуна, в бизнесе лучше быть легированной сталью, чем чугуном. Я бы у себя уровень углерода понизил, хотя легированности во мне тоже хватает. 
  • АВК сегодня – это сжатая пружина. Все думали, что мы вот-вот сломаемся, а мы не ломаемся. Мы, как пружина, уже разжимаемся, вернем свое и дальше пойдем. Мы можем многое дать обществу – не только в продуктах питания, но и в философии бизнеса. Нельзя сдаваться.
  • Репутация – это все. Как в студенчестве говорили: первые три года ты работаешь на зачетку, потом она работает на тебя. Так и в бизнесе. Я всю жизнь работал на свою зачетку. Когда в моем бизнесе случился форс-мажор, практически все партнеры пошли мне навстречу. Сингапурская Olam, шведская ААК и Cargill дали сырье с отсрочкой платежа, машиностроительные компании – оборудование.
  • Мощности предприятия – это не главный показатель. Когда мы остались без производственных мощностей, то сразу вспомнился наш опыт в самом начале бизнеса, когда работали по системе privat lable на шоколадной фабрике в Тростянце и на Карла Маркса в Киеве. Мы стали производить нашу продукцию на фабриках в Ровно, Полтаве, Киеве, Чехии, Германии и Турции. Сегодня весь мир так работает. На одном заводе могут делать разные автомобили. Меня больше не драйвят мысли о том, чтобы создать свое производство. Драйвит идея создать уникальный продукт. 
  • Генерал без армии – никто. Не железо и оборудование важны, а люди. У нас на производстве задействованы 271 человек. Я не всех знаю по именам и в лицо, но я над этим работаю. Да, их труд стоит не дорого – это и плюс, и минус, но без людей ничего не будет. Некоторые трудятся на предприятии по 20 лет, работают дети и внуки наших сотрудников. Они – хранители знаний. Вы знали, например, что на качество конфеты может влиять атмосферное давление? Вот и я не знал, а они знают.
  • Мы должны быть трендсеттерами в отношении не только продуктов питания, но и уровней зарплат. На высокие зарплаты мы можем привлечь более квалифицированных специалистов. Нам нужны успешные люди, которые гордятся и являются амбассадорами своей работы. Все должно быть в гармонии. Если мы повышаем качество продукции, технологий, то и уровень зарплат и рабочую культуру следует поднимать. 
  • Я всегда буду строить оазисы благополучия. Это мое кредо. На наших предприятиях всегда выплачивались зарплаты, несмотря ни на что. Если я не могу прокормить 10 000 людей, то прокормлю 1000. Но я хочу хорошо прокормить. Поэтому у сотрудников есть страховка, все необходимые условия, и я плачу зарплаты выше средней по рынку. Наши продукты не могут стоить дешево, и люди, которые их делают, не могут стоить дешево. Это больше не наша логика работы. Я не хочу, чтобы Украина была страной дешевого труда.
  • Во мне сохранились заложенные советским образованием целеустремленность и пытливость. Это то, что помогает быть сильным и добиваться своих целей. Я хочу показать своим примером, что можно делать очень яркие проекты, находясь в этой стране, в этом обществе и законодательном поле. Украина –интеллектуальная страна, великая нация, и не надо думать только о куске хлеба на сегодня. Моя мечта, чтобы Кремниевая долина перемещалась к нам, и не только в IT-сфере.
Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине