Категория
Лидерство
Дата

Лидер с эмоциональным интеллектом – уникальный актив компании. Пять признаков, что у вас с этим все в порядке

Getty Images

Getty Images

Наибольшего успеха достигают те руководители, которые в критический момент способны взять себя в руки и достойно выйти из сложной ситуации. Проверьте, обладаете ли вы компетенциями эмоционального интеллекта

Не выдержавшие служебных перегрузок и скатившиеся до психопатологического поведения топ-менеджеры способны быстро разрушить коллектив и уничтожить бизнес компании. 

Рой Лубит

Управление эмоциями – это ответ на растущий уровень стресса и мультизадачности, которые сопровождают человека в течение жизни. Особенно это касается руководителей, отвечающих за большие коллективы.

Один из ведущих мировых экспертов эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман проанализировал отличительные черты самых успешных топ-менеджеров крупных американских корпораций. 

Он выявил, что наибольшего успеха достигают те руководители, которые в критический момент способны взять себя в руки и не поддаться гневу, панике, апатии и достойно выйти из сложной ситуации. Это и есть компетенции эмоционального интеллекта.

Если руководитель способен удержаться от эмоциональной вспышки в кризисной ситуации, он сохраняет отношения с сотрудниками, получает их уважение. Становится эмоциональным лидером и авторитетом.

Чем более высокую ступень занимает человек на карьерной лестнице, тем более важным для него является наличие эмоционального интеллекта и менее важным – технических навыков.

Топ-менеджеры во время своей работы сталкиваются с сотнями разных проблем. Одна ситуация может потребовать от руководителя гибкости и чувствительности. Другая – терпения и твердости. Третья – осторожности, а четвертая – решительных и рискованных поступков.

Например, руководитель, который проявил сочувствие к семейной проблеме своего сотрудника, помог найти замену и отпустил его домой, тем самым формирует доверительные отношения и создает атмосферу поддержки в коллективе.

Понимание проблемы клиента, пропустившего платеж в связи с непредвиденными обстоятельствами, в последующем влияет на его лояльность, а также долговременные отношения, которые выгодны для бизнеса. Ведь привлечь нового клиента стоит намного дороже, чем удержать старого.

Чтобы успешно справляться с трудными ситуациями, руководителю нужно уметь сохранять спокойствие, поддерживать оптимизм и иметь рациональный взгляд на ситуацию. 

А как это возможно, если, к примеру, клиент остался недоволен вашей работой? Или под угрозой срыва ответственный проект? Или когда команда проваливает дедлайны?

Выйти из этих ситуаций достойно поможет развитый эмоциональный интеллект.

Три ежедневных упражнения, которые помогут руководителю развить свой эмоциональный интеллект.

1. Замечайте, что вы чувствуете в каждый момент времени. 

Задавайте себе вопрос: «Что я сейчас чувствую и почему?». Это поможет понимать причину эмоций, а значит, лучше управлять ими.

2. В сложных ситуациях спрашивайте себя: «Какой результат я хочу получить в данной ситуации? Какие действия помогут мне его получить?». 

Эти вопросы помогут отсеять те эмоции и действия, которые могут помешать достигнуть этого результата.

3. Замечайте чувства своих сотрудников и выделяйте время, чтобы выстроить личные взаимоотношения. 

Это поможет лучше почувствовать эмоциональную атмосферу в коллективе. Знать индивидуальные особенности каждого члена команды и исходя из этого строить свою кадровую политику.

Пять признаков, что у руководителя уже развит высокий эмоциональный интеллект:

1. Проявляет внимательное отношение к чувствам и состояниям сотрудников. 

Внимательное отношение к чувствам сотрудников повышает их доверие к руководителю. В результате этого люди не боятся прийти к менеджеру с личной проблемой, озвучить информацию, которую они могли бы скрыть. Утаенные сведения, связанные с рабочим процессом, могут стать чем-то вроде пороховой бочки, которая взорвется в любой, обычно самый неподходящий, момент. 

2. Эмоционально сбалансирован и умеет управлять своими эмоциями. 

Такой руководитель сохраняет самообладание даже в сложных ситуациях. Это помогает ему принимать эффективные решения не под влиянием сильных эмоций. Взвешенно подходить к различным вопросам в организации.

3. Не повышает голос и не унижает своих сотрудников. 

Развитый эмоциональный интеллект помогает руководителю спокойно и аргументированно доносить информацию и ставить задачи. Внимательно и с уважением относиться к замечаниям подчиненных или их несогласию. 

Слышать позицию сотрудников и менять свое изначальное решение, если аргументы коллектива оказались весомыми. Атмосфера открытости без страха и диктата в стиле «будет так, как я сказал» позволяет идеям открыто циркулировать в воздухе и вдохновляет на новаторство.

4. Имеет уважение и доверие у коллектива. 

Сотрудники ценят руководителя, который относится к ним с уважением. Крики или моральное унижение со стороны руководителя могут надолго разорвать хрупкий эмоциональный контакт. 

Проверено, что сотрудник, который ценит своего руководителя, будет стараться выполнить свою работу как можно лучше. В том числе, чтобы не разочаровать и не огорчить шефа.

5. Является эмоциональным лидером и образцом для подражания. 

Руководитель с развитым эмоциональным интеллектом демонстрирует качества и способности, которые вызывают восхищение у сотрудников:

Как он так может решать конфликты? Как справляется с давлением? Почему всегда приходит на помощь в критических ситуациях?  

Такой лидер становится моральным авторитетом для сотрудников, а его мнение и слово имеют высокий вес. 

Очевидно, что иметь формальный статус руководителя – не одно и то же, что быть эмоциональным лидером для своего коллектива. Современному топ-менеджеру нужно не только разбираться в вопросах бизнеса, но и иметь лидерские качества, быть эмоционально зрелой личностью.

Таким образом, руководитель с высоким эмоциональным интеллектом имеет много преимуществ перед формальным лидером. Тем, кто привык к директивному стилю управления, такой подход может показаться чрезмерно сложным. 

Действительно, это требует больше внимания к своей личности и налаживанию взаимоотношений с коллективом. Однако, как показывает опыт многих успешных компаний, именно такой стиль управления помогает максимально раскрыться каждому сотруднику. 

А в долгосрочной перспективе такие коллективы и компании имеют большую креативность, работоспособность и устойчивость перед внешними кризисами.

Организации во главе с эмоциональными лидерами становятся чем-то большим, чем просто местом, где зарабатывают деньги.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков