Категория
Лидерство
Дата

Прочный тыл. Война подтолкнула женщин к управлению семейным бизнесом. Семь вдохновляющих историй

Родинний бізнес /Антон Забельский для Forbes Ukraine

Виктория Давыденко, управляющая фермой «Соломахино Ранчо» Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

Forbes рассказывает и показывает семь историй женщин, которые взяли на себя управление семейным бизнесом, пока их мужчины защищают Украину. Каждая из них – образец несокрушимости и креативности.

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Виктория Давыденко, 34

Управитель фермы «Соломахино Ранчо» с. Литвиновка, Киевская область

ферма «Соломахино Ранчо» /Антон Забєльський для Forbes Україна/фото з особистого архіву

Виктория Давыденко, 34 Фото Антон Забєльський для Forbes Україна/фото з особистого архіву

Дата основания компании: 2016 год

Продукт: школа верховой езды, исправление проблемных лошадей

Количество сотрудников: до пяти человек

Выручка: 2021 год – 250 000 грн, 2022 год – 102 000 грн

О бизнесе

В арендованной конюшне семья Давыденко содержит более 50 лошадей. Здесь учат людей и лошадей понимать друг друга и исправляют поведение животных. Клиенты – коневладельцы и люди «с конем в сердце», рассказывает Виктория.

Изменения войны

До вторжения Максим Давыденко занимался бытом и развитием ранчо, а ветеринар по образованию Виктория отвечала за корма для лошадей. «Сейчас его работу выполняю я», – говорит Виктория. Муж помогает дистанционно и во время отпусков. «Он – моя опора, знает, что я всегда рядом», – отмечает Виктория.

Опыт

Самый большой вызов – закупить корм для коней после деоккупации Киевщины. «Уберечь бизнес помогли команда и люди, – говорит Виктория. – Поставщики давали сено в долг, конюхи ухаживали за лошадьми во время оккупации, зарубежные конники помогали с кормами, лекарствами». Сейчас самая сложная проблема – пристроить лошадей, потерявших владельцев.

Будущее

Весной Виктория планирует возобновить работу школы ответственного коневладельца, где будут обучать ветеринарии и взаимодействию с животными. «Хотим ввести иппотерапию, реабилитацию для военнослужащих», – рассказывает она.

Татьяна Тимошенко, 48

Управляющая партнер Regata Club г. Киев

Regata Club /Антон Забєльський для Forbes Україна/фото з особистого архіву

Татьяна Тимошенко, 48 Фото Антон Забєльський для Forbes Україна/фото з особистого архіву

Дата основания компании: 2015 год

Продукт: белье и одежда

Количество сотрудников: до трех человек

Выручка: в 2021 году – 3 млн грн, в 2022-м – 300 000 грн, за 11 месяцев 2023-го – около 1,5 млн грн

О бизнесе

Александр Матяш основал торговую марку Regata Club вместе с другом детства Евгением Алексеевым в 2015 году, находясь в добровольческом батальоне в зоне АТО. Сложные условия службы натолкнули на идею создать удобное белье.

Так появились «труханяки» и «носки», как называет свою продукцию Александр. «Мы с Александром познакомились позже», – говорит Тимошенко. Она работает во Всемирной организации здравоохранения, где отвечает за направление «Экстренная медицинская помощь и медицина катастроф». «Regata Club – бизнес, в который я вкладываю душу».

Изменения войны

После 24 февраля вести бизнес Татьяне помогают сын Кирилл и помощница Оля. Александр, до войны отвечавший за корпоративные заказы и разработку моделей, ведет страницы бренда в соцсетях.

Татьяна была готова стать во главе бизнеса, потому что имеет опыт – во второй половине нулевых возглавляла правление медицинского центра «Добробут». «Знаю, что такое бизнес-процессирование, маркетинг, финансы», – говорит она. Татьяна инициировала расширение ассортимента Regata Club и диверсификацию каналов сбыта.

Будущее

«Для меня основное – сохранить бизнес и по возможности развить, пока Александр воюет», – отмечает Татьяна. В планах запустить свой производственный цех.

Ирина Ланцова, 28

Креативный директор производителя кофе Minelly г. Гостомель, Киевская область

Minelly /Антон Забєльський для Forbes Україна/фото з особистого архіву

Ирина Ланцова, 28 Фото Антон Забєльський для Forbes Україна/фото з особистого архіву

Дата основания компании: 2015 год

Продукт: производство кофе под собственным брендом и для иных марок

Количество сотрудников: до 50

Выручка: в 2022 году – 26 млн грн, за 11 месяцев 2023-го – 71 млн грн

Изменения войны

Ирина Ланцова полтора года делала все, за что в кофейной компании до войны отвечал ее муж Александр Ныщик. Во время оккупации Гостомеля у них была похищена продукция на 500 000 грн, констатирует Ланцова.

Обстрелами повредило склад и производство, однако оборудование не пострадало. Удержать продажи помогла предварительно заказанная крупная партия зеленого зерна. Ранее Ланцова консультировала компании по развитию собственных брендов, но в военное время взяла на себя продажи кофе. «Партнер мужа Владимир Тригуб делал все, чтобы нам было что продавать», – говорит Ланцова.

Вклад

«Я привнесла в бренд креативную рекламу, которой до меня не делала ни одна кофейная компания», – рассказывает Ирина. Фишка бренда, которую ввела Ланцова – ароматизированный кофе в дрипе. «Судя по отзывам клиентов, довольно удачно изменила логотип Minelly», – отмечает Ланцова.

Будущее

Раненый Александр Ныщик был эвакуирован из-под Бахмута, сейчас он проходит реабилитацию, возвращается в бизнес. «Я заняла роль креативного директора», – говорит Ирина. Ближайшая цель – попасть на полки всех крупных торговых сетей и выйти на рынок Польши.

Диана Шестакова, 23

Совладелица издательства «Стилет и стилос» г. Киев

«Стилет и стилос» /Антон Забєльський для Forbes Україна/фото з особистого архіву

Диана Шестакова, 23 Фото Антон Забєльський для Forbes Україна/фото з особистого архіву

Дата основания компании: 2021 год

Продукт: книги

Количество сотрудников: пять

Выручка: н/д

Изменения войны

Муж Дианы Шестаковой Александр Андриевский вернулся в ряды ВСУ 26 февраля 2022-го. С тех пор она овладела многими бизнес-навыками. Кроме маркетинга, Диана ведет бухгалтерию, сотрудничает с авторами, типографиями, книжными магазинами. Издательство специализируется на интеллектуальной и милитари-литературе.

Вызов

Удержать бизнес помог тираж книги «Война как внутреннее переживание» Эрнста Юнгера, заказанной до полномасштабного вторжения. «После анонса получили много заказов от военных», – говорит Диана.

Тираж книги «Украинская демонология» Ивана Нечуя-Левицкого помог привлечь новую аудиторию. В настоящее время издательство масштабируется. «Переход на новый уровень – всегда стресс для бизнеса», – признается Шестакова.

Планы на будущее

Через пять лет Диана с мужем планируют ежегодно публиковать более 20 книг с тиражами от 5000, а также увеличить вовлеченность в работу ветеранов и переселенцев. «Мой муж – идейный вдохновитель. С ним все получится», – говорит Шестакова.

Елена Шушпанова, 46

Совладелец дегустационного зала «Лямпа» г. Одесса

«Лампа» /Стефанія Амамджян для Forbes Ukraine

Елена Шушпанова, 46 Фото Стефанія Амамджян для Forbes Ukraine

Дата основания компании: 30 октября 2022 года

Продукт: дегустации вина от украинских крафтовых виноделов

Количество сотрудников: все делает сама, для продвижения услуги сотрудничает с гидами

Выручка: н/д

О бизнесе

Пять лет назад Александр Шушпанов начал развивать собственную торговую марку вина Wine Valley на винодельческих мощностях, которые на Одесщине. Елена занималась интерьерным текстилем. После начала полномасштабного вторжения пришлось остановить производство вина, но через полгода супруги открыли в центре Одессы дегустационный зал украинских крафтовых вин.

Изменения войны

Александр Шушпанов – профессиональный сомелье, до того как стал военным, проводил дегустации. «На мне сейчас все управление «Лямпой», – говорит Елена. Проблема, с которой столкнулась Шушпанова, – нехватка знаний. «Для каждой дегустации под каждое вино, под каждый образец изучала много материала», – рассказывает она. Муж помогает советами. Что самое сложное? «Выполнять физическую работу», – признает Елена.

Опыт

«Когда на меня свалилась вся ответственность за бизнес, поняла, что не такая уж хрупкая и немощная, – говорит Шушпанова. – Война показала, что наши женщины могут все». Еленина цель – сохранить бизнес ради Александра: «Чтобы ему было куда вернуться и заниматься тем, что он любит».

Гася Оксюковская, 46

Совладелец семейной фермы «Ферма для друзей» с. Водяники, Черкасская область

«Ферма для друзей» /Олександра Вдовиченко для Forbes Україна/фото з особистого архіву

Гася Оксюковская, 46 Фото Олександра Вдовиченко для Forbes Україна/фото з особистого архіву

Дата основания компании: 2014 год

Продукт: выращивание ягод и овощей, фермерская консервация, агротуризм

Количество сотрудников: до четырех человек в сезон

Выручка: н/д

О бизнесе

На семейной ферме на 2 га в Черкасской области семья Оксюковских выращивала и перерабатывала овощи и развивала агротуризм. Муж Андрей отвечал за обработку земли и растений, сбор урожая, инженерию, отправку заказов.

«По образованию он инженер-строитель, поэтому все, что построено на ферме и включается одной кнопкой, сделано его руками», – говорит Гася. До войны она отвечала за соцсети и кулинарию. Они женаты с Андреем 23 года.

Изменения войны

«После мобилизации мужа и остановки агротуризма бизнес потерял 50% объема», – сообщает Гася. Сокращение ключевого направления компенсируют увеличением производства консервации на 20%.

Вызов

«Я не волновалась, смогу ли управлять этим бизнесом – был опыт управления командой из 300 человек», – объясняет Гася. Сейчас на нее завязано большинство процессов: от логистики и обработки растений до уборки урожая и отправки заказов.

«Когда Андрей шел на войну, боялся, что я не справлюсь физически, но я научилась делать много нового», – говорит Гася. Она гордится, что удалось удержать ферму, в чем помогла ей 75-летняя мать. «Похудела, ухудшился сон, но не остановлюсь, – говорит Гася. – Муж меня очень оберегает».

Марина Максимюк, 51

Коммерческий директор «Авто-Сила» г. Днепр

«Авто-Сила» /Михайло Чайка для Forbes Ukraine/фото з особистого архіву

Марина Максимюк, 51 Фото Михайло Чайка для Forbes Ukraine/фото з особистого архіву

Дата основания компании: 2010 год

Продукт: продажа автотоваров, производство антифризов, моторных масел и тормозной жидкости

Количество сотрудников: 35

Выручка: 2021 год – 100 млн грн, 2022-й и 2023-й – 55–60 млн грн

О бизнесе

Юрий Максимюк занимался автобизнесом 18 лет, дистрибьютора «Авто-Сила» основал в 2010 году. После начала полномасштабного вторжения компания потеряла почти половину доходов в результате расторжения контрактов с российскими поставщиками. «Пришлось перестраиваться, – говорит Марина. – Подписан контракт с итальянским концерном на импорт автохимии и моторных масел».

Изменения войны

«Возглавить бизнес для меня – вызов судьбы, – говорит Марина. – Собрала себя в кулак, некогда было плакать, нужно было действовать». В ноябре 2023 года компания вернулась на довоенные объемы продаж.

Опыт

«Поняла: чем страшнее ситуация, тем счастливее я должна быть. Мы с подругами основали миниклуб: каждый день с 7:30 занимаемся спортом – бокс, пробежки. Затем награждаем себя завтраком в кафе. С друзьями встречаемся по воскресеньям на игру «Мафия». Мы никогда не были так счастливы. «Если вы найдете таких единомышленников, это большое счастье», – уверяет Марина.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине