Верховная Рада приняла законопроект, упрощающий условия производства дистиллятов малыми предприятиями. Он снижает порог входа в индустрию – вместо 500 000 грн лицензия будет стоить 30 000 грн и создает понятные нормы работы. Как это повлияет на производителей крепкого крафтового алкоголя
«Стоимость лицензии в 30 000 грн упростит нам жизнь. Потому что сейчас мы платим 500 000 грн в год и уже второй месяц оформляем кредиты, чтобы выйти на нормальное функционирование», – говорит Forbes владелец Первой закарпатской палинчарни Виктор Фейер.
Дистилляторы, небольшие производители крафтового алкоголя, производят фруктовые наливки, настойки, некоторые – виски, кальвадос и бренди. "Маленькие дистилляторы могут производить от 50 000 до 200 000 бутылок в год", — говорит председатель Ассоциации крафтовых дистилляторов Украины Екатерина Камышина.
До недавнего времени такие производители опирались на закон №481/95, регулировавший в целом весь этиловый спирт и, в частности, табак. Понятие «дистиллятор» не было в законодательстве, а оптовая лицензия стоила 500 000 грн. Законопроект об упрощении условий работы дистилляторов зарегистрировали в Верховной Раде два года назад, но приняли только летом 2023-го. Новый закон должен привести нормы рынка к требованиям законодательства ЕС, а также смягчить регулирование в сфере, говорит глава налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев.
В 2021 году рынок собственного производства в HoReCa, домашнего производства и крафта достигал около 400–700 млн грн, говорит генеральный директор Pro-Consalting Александр Соколов. За последний год он снизился до 200 млн грн. Это приблизительные цифры, потому что более 90% дистилляторов работают в тени, добавляет Соколов.
«На сегодняшний день в Украине производителей крафтового алкоголя точно больше 1000, но лицензию имеют только четыре из них», — рассказывает Камышина из Ассоциации крафтовых дистилляторов Украины. В Ассоциацию уже начали обращаться предприниматели, которые интересуются как построить собственную дистиллерию или получить разрешительные документы, добавляет она.
Большая реформа для малых производителей
«Первая закарпатская палинчарня» – предприятие, которое занимается переработкой ягод и фруктов и готовит напитки из плодовых спиртов. Мощности рассчитаны на 500–700 бутылок в день. Объемы небольшие по сравнению с ликероводочным заводом, говорит владелец Виктор Фейер.
В стоимость каждой бутылки закладывается еще 5–7 грн, потому что «Палинчарня» платит 500 000 грн оптовой лицензии. Без нее производство не будет легализовано. Новый закон уменьшает стоимость лицензии более чем в 16 раз – до 30 000 грн.
У других дистилляторов возникают проблемы со своим позиционированием. Сергей Степанов в Днепропетровской области положил начало торговой марке «Энтузиаст». В развитие производства бренди и бурбона планирует вложить до $200 000, но не знал, как правильно построить процесс. «В старом законе вообще не указана категория «дистилляторов», – говорит Степанов.
В местных органах власти Степанову сказали, что конкретных тактико-технических характеристик производства алкоголя нет. «Например, строим спиртохранилище на свой страх и риск, только учитывая пожарную безопасность», – добавляет владелец «Энтузиаста».
В новом законе появилось понятие, что дистиллятор – это производитель, объем реализации которого не более 100 000 литров в год. Крафтовики смогут подавать отчет об объемах производимой и реализованной продукции ежеквартально (вместо ежемесячно). Уменьшился штраф за неправильное представление отчетности – с 17 500 до 1020 грн.
Малые производители дистиллятов теперь смогут легально создавать крафтовый крепкий алкоголь, используя украинское сырье (зерно, фрукты, виноград, ягоды), говорит глава профильной ассоциации Камышина. Такое малое предприятие также будет привлекать туристов, потому что одна из особенностей работы дистиллерий – отдельный дегустационный зал, добавляет она.
Есть ли шансы у малых дистилляторов выйти в большой ритейл? В Fozzy Group к крафтовым алкогольным производителям предъявляют требования по регистрации, качеству, вкусу продукта и его представленности на рынке. С проектом для крафтовиков «Лавка Традиций» в «Сильпо» сотрудничают, в частности, производители игристого сидра и наливок Berryland и «Хани Баджер» и производитель водки «Хмельные Традиции».
Крафтовый алкоголь в «Сильпо» занимает минимальную долю, говорит руководитель пресс-службы Fozzy Group Иван Пальчевский. Однако эта категория может генерировать около 10% продаж, добавляет он.
Одна из проблем в работе дистилляторов с ритейлом – объемы. «Мы проанализировали, что готовы сделать столько бутылок, а сети могут сделать заявку больше, и тогда мы не в состоянии выполнить заявку», – говорит владелец «Первой закарпатской палинчарни» Виктор Фейер.
В «Ашане» формируют заказы раз в две-три недели, чтобы поставщик смог изготовить продукцию, говорит руководитель отдела закупок этой сети Виктория Шило. Чтобы повысить внимание таких товаров, сеть публикует товары крафтовиков в каталогах и рассказывает о них в соцсетях. В супермаркетах сотрудники размещают крафтовый алкоголь на отдельных полках.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.