Во время войны для украинского рынка труда возник новый вызов: как поддерживать работоспособность, когда постоянно думаешь о безопасности? Существует семь принципов резильентности, которые помогут бизнесу вытащить своих работников из состояния стресса и построить в компании культуру доверия, рассказывают поведенческий экономист Владимир Вахитов и исследователь Джейн Давидюк
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Шоковая травма, вызванная войной, влияет на эмоциональное состояние населения. Постоянное погружение в негативные новости, мобилизации друзей и знакомых, мысли об экономическом будущем Украины, ожидания конца войны способствуют тревоге и стрессу. Как следствие – бессонница, раздражительность, рассредоточение, депрессия и панические атаки.
Когда человек не удовлетворяет базовую потребность безопасности (в соответствии с иерархической системой потребностей человека Абрахама Маслоу), находящиеся выше по иерархии запросы не активизируются или их сложно реализовывать.
- Категория
- Мир
- Дата
Самовыражение, социальный контакт, творчество, решение потребностей находятся на двух последних ступенях иерархической системы потребностей. Поэтому во время войны для украинского рынка труда появляется новый вызов: как поддерживать работоспособность, когда постоянно думаешь о безопасности?
Эмоциональное состояние и работоспособность
Работникам сложно сосредоточиться на рабочих целях, испытывая высокий уровень стресса или тревоги. Они могут ошибаться или выполнять задачи дольше. По данным исследования Gradus Research «Психическое здоровье и отношение украинцев к психологической помощи во время войны», более 70% населения Украины живет в стрессе, а более 50% испытывает постоянную тревогу.
Более трети респондентов опроса отмечают ощущение напряженности (42%), надежды (41%) и усталости (41%).
Кому-то защитные механизмы психики не дают работать вообще, рационализируя это тем, что «завтра можно не проснуться, зачем инвестировать время в долгосрочные цели». А 20% испытывающих тревогу наоборот начали работать больше, заполняя все мысли «безопасным и тем, что полностью под контролем» – работой.
Уровень эмоционального выгорания зашкаливает, а ресурсов для восстановления гораздо меньше. Однако каждый организм обладает способностью к резильентности – возможности сохранять свои качества, восстанавливаться и развиваться, несмотря на какие-либо негативные события.
Есть семь компонентов резильентности, считает педиатр и эксперт по развитию человека Кен Гинзбург:
- компетентность (competence);
- уверенность (confidence);
- связь (connection);
- характер (character);
- вклад (contribution);
- преодоление (coping);
- контроль (control).
Компетентность
Это знание, как эффективно справляться со стрессовыми ситуациями.
Количество форс-мажоров возросло: экстренное выключение света, онлайн-обучение, эвакуация из горячих точек. Даже адаптированные и гибкие могут стрессировать в таких условиях простого незнания – как отреагирует клиент, руководитель или команда на непредвиденные обстоятельства.
Лучше всего для компании в таком случае – в приложениях Notion или Google Sheets составить перечень всех случавшихся с командой форс-мажоров, продумать кейсы заранее, написать в соседней колонке решения на каждую ситуацию и распространить среди команды.
Поделитесь этой «политикой» с клиентами, они тоже должны понимать, что может произойти в работе с ними. Это Anti Crisis Plan, который даст работникам чувство безопасности. Так они будут понимать: руководители «понимают и принимают реальность».
Для лучшего эффекта можно добавить поле, чтобы члены команды делились, у кого что произошло. Каждый должен понимать: если во время встречи с клиентом исчез свет, перенести ее на другое время – норма.
Уверенность
Это вера в собственные способности, основанные на компетентности.
Во время войны часть людей перестает работать сверхурочно, изменяя жизненные ценности. Другая часть наоборот находит свою зону комфорта в работе, это эскапизм в безопасность.
В таких случаях может быть дисбаланс в командах: работающие восемь часов или менее из-за сложного эмоционального состояния испытывают большое давление, сравнивая себя с коллегами, работающими сверхурочно, приравнивая свой вклад к количеству отработанных часов.
Руководители должны прозрачно транслировать то, что они ориентируются на результат, а не количество проработанных часов, ссылаясь на спринтах или стендапах на измеряемые показатели.
Специалисты могут испытывать творческие кризисы или эмоциональное выгорание, если не будут испытывать собственной ценности и влияния на достижение целей компанией. Не отвергайте фидбек-сессию.
Распространена практика адаптации системы day off в соответствии с новыми реалиями. Часть компаний ввела правило – давать работнику выходной.
Связь
Это чувство принадлежности к какой-либо группе.
Во время войны многие переключились на единоличный формат работы, чтобы не делиться плохими эмоциями или проживать войну самостоятельно. Это защитный механизм, с которым легче идти нога в ногу, чем противостоять.
Многие компании приглашают организационных терапевтов для проведения групповых сессий, чтобы лучше понять, кому как комфортно продолжать работу во время войны.
Для тех, кто выбирает «ассимилироваться» заново в группы, создают расписание тематических встреч. Например, каждый понедельник проходит завтрак с командой, каждый вторник – настольные игры онлайн, каждую среду – встреча, где обсуждаются новости компании.
Ответственный за процесс HR-р или проактивный член команды. Они следят за тем, какой формат лучше работает и собирают фидбек.
Характер
Это чувство уверенности, своей ценности и внутренней силы. Его в компании можно подкрепить, но не вырастить.
После шоковой травмы, которую получили все украинцы в феврале 2022 года, внутренняя опора пошатнулась. Поскольку именно работа является для многих местом реализации, руководители могут инициировать 1:1 встречи, чтобы узнать, в каком состоянии их работники.
Распространена практика создания PDP (personal development plan) – личного плана развития, который дает возможность укрепиться и прорисовать долгосрочные планы, чтобы легче переносить ежедневные эмоциональные перепады.
Вклад
Это ощущение важности от привнесенной ценности в компанию.
Мы часто создаем KPI или OKR с очень амбициозным настроением, руководствуясь высоко поставленной планкой, нежели слишком примитивными задачами.
Существует новый подход, при котором следует выставлять цели, отталкиваясь от двух сценариев: оптимистического и базового.
При первом, работник может стремиться достичь очень амбициозных целей, если имеет для этого ресурс. Наряду с этим ценным для показателей компании будет даже достижение обычных целей.
В двух сценариях должно быть понятно, как повлияет член команды на метрики компании, достигнув тех или иных целей.
Преодоление
Это стратегия преодоления человеком стрессовой ситуации.
Решение проблем, поиск социальной поддержки, избегание – это все возможные методы работы со стрессовыми факторами.
Иногда компании создают копинг-карточки в галерее Notion, соответствующие их ценностям. Например, отдельный раздел среди карточек может касаться войны.
Следует раскрыть такие темы, как дедлайны, приоритеты, коммуникация, фидбеки, встречи в условиях войны. Некоторые основатели записывают от себя 30-секундное видео Loom на каждую из тем, чтобы собрать в библиотеке компании. Кое-кто разрисовывает графиками действий в Figma, кто-то расписывает в Notion.
Основная цель – донести работникам, что работает иначе во время войны.
Контроль
Это способность к самоменеджменту.
Контролировать выполнение задач стало сложнее из-за удаленной работы и десятков факторов, привнесенных войной. Давление со стороны дедлайнов по задачам воспринимается особенно сильно в состоянии войны, когда ты получаешь очередную новость об обстреле или даже слышишь удары ракет рядом.
Давайте работникам больше пространства для выполнения задач и установите систему двойных дедлайнов, если вы работаете с клиентом: один дедлайн внутренний, другой – внешний. Так вы избежите отсрочки перед заказчиком и у вас появится время для дополнительных правок.
Отношение к дедлайнам может быть прописано в копинг-карточках.
Для сохранения команд и работоспособности в них каждый лидер должен заботиться о резильентности в коллективе и, прежде всего, сам должен быть наполнен ресурсом. Тогда он сможет давать членам команды энергию или рассказывать им о копинг-карточках на недельных встречах.
Поймите, на каком уровне каждая составляющая стрессоустойчивости каждого члена команды и помогайте развивать компоненты, которые требуют внимания.
Если руководители будут применять упомянутые семь принципов, команда будет следовать им и построит на их основе культуру доверия.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.