Зачем Петр Чернышов (в центре) и его друзья тратят десятки тысяч долларов на обучение чужих детей математике. Фото Контора Рі
Категория
Лидерство
Дата

Путевка в жизнь. Зачем Петр Чернышов и его друзья тратят десятки тысяч долларов на обучение чужих детей математике

5 хв читання

Зачем Петр Чернышов (в центре) и его друзья тратят десятки тысяч долларов на обучение чужих детей математике. Фото Контора Рі

«Контора Рі», которая основана Петром Чернишовым, имеет миссию: она прокладывает детям путь к успеху с помощью математики. Сегодня проект учит не только детей, но и их учителей, пропагандируя подход «жизненной математики».

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Учительница из Чернигова Юлия Вовк основала онлайн‑школу «Юный математик» для пяти‑семиклассников, которые хотят побеждать в олимпиадах. Помогает ей коллега из школы №20 Ирина Полевик. Обе они выпускницы проекта «Контора Pi», чья миссия – проложить детям путь к успеху с помощью математики.

Открыл «Контору» бывший президент «Киевстара» Петр Чернышов, 53. В 1946 году его дед Петр Конторович организовал в Свердловском университете кафедру алгебры и геометрии, которой руководил до самой смерти в 1968 году. Чернышов закончил матмех этого университета. «СССР разваливался, – вспоминает он. – У меня был выбор: уезжать и развивать науку за рубежом или идти в бизнес».

«Я в долгу перед математикой, – говорит Чернышов. – Без нее я не был бы успешен в бизнесе». Свой проект он назвал в честь деда и математической постоянной, которая равняется отношению длины окружности к ее диаметру.

Математика в украинских школах преподается плохо. В 2021 году ВНО по этому предмету сдавали 244 410 выпускников. Более 30% из них не сумели получить пороговый балл, необходимый для поступления в вуз. Они не осилили базовые задачи школьной программы.

Впрочем, «Контора Pi» не для подтягивания двоечников. Первым направлением стал летний двухнедельный лагерь для призеров олимпиад. В 2017‑м в лагерь «Империя Детства» под Киевом съехалось 44 отличника. В 2018‑м число слушателей выросло до 62, в 2019‑м– до 80.

Участники лагеря занимались математикой по пять часов в день. Студент факультета кибернетики КНУ Олесь Голембовский всю дорогу из лагеря домой в Ужгород провел за решением задач– так он вдохновился.

«Я сам олимпиадный ребенок и знаю наверняка: у такого типа детей часто проблемы с социализацией», – говорит Чернышов. За социализацию в лагере отвечала психолог Диана Житня‑Кебас. По вечерам дети играли на гитарах, проходили квесты и организовывали талант‑шоу.

По Голембовскому, вечерние игры в «Мафию» лучше всего описывают атмосферу «Конторы Pi». «Я наконец ощутил себя в кругу своих»,– говорит он. После двух лет участия в лагере на третий набор он вернулся уже вожатым.

Одной из задач внеурочной программы было показать, что математическое образование востребовано. Для этого организовали экскурсии в компанию Biopharma Константина Ефименко и в парк UNIT.City, которую провел Максим Бахматов.

Родители не платят за участие ребенка в лагере. Организаторам оно обходится в $800. Большинство семей, по мнению Чернышова, не осилили бы такую сумму. К тому же если родители будут за что‑то платить, то начнут вмешиваться в обучение. «Я сам понимаю, что и как нам лучше делать, и не хочу слушать родителей»,– говорит Чернышов. Три летние программы для школьников обошлись почти в $150 000.

Участница первых двух лагерей Саша Горох в августе 2021 года начинает учиться в Массачусетском технологическом институте. Поступить ей помогла благотворительная организация Ukraine Global Scholars, о которой она узнала от однокашника по лагерю.

Горох особенно запомнился мастер‑класс, на котором их учили составлять и презентовать бизнес‑планы инвесторам. «Знания пригодились, когда я с Олесем Голембовским создавал проект для учителей из регионов, чтобы помочь им открыть и вести олимпиадные кружки»,– вспоминает Горох, которая использует относительно себя местоимения женского и мужского рода.

В 2018 году стартовала программа подготовки учителей по математике, прежде всего из маленьких городов. Каждый такой учитель преподает примерно пяти десяткам детей на протяжении нескольких лет. Готовя агентов изменений, проект покрывает не десятки, а тысячи школьников.

Чтобы попасть в «Контору», учителя должны были заполнить опросник, написать мотивационное письмо, решить задачи на уровне школьной программы и пройти психологический отбор. Житня‑Кебас проводила собеседование с претендентами, чтобы оценить их коммуникабельность и готовность учиться.

Математическое направление в «Конторе Pi» курирует профессор Киевского национального университета Дмитрий Номировский, который подготовил 10 украинских призеров международных олимпиад. Каждое лето он уезжает в Саудовскую Аравию, где тренирует местную сборную. Украинским учителям математики присущи, по его мнению, два недостатка – низкая компетентность и непрактичность знаний, которые они дают детям.

Из‑за пандемии обучение в 2020‑м перевели онлайн. Это позволило растянуть его на три месяца и набрать в разы больше участников, чем в первые два призыва. «Те, кто дошел до конца марафона, научились думать как ученики, поняли сложности и возможности этой роли»,– говорит Житня‑Кебас.

В отличие от офлайн‑школы, на «марафон» могли попасть все желающие. «Записалась даже преподаватель испанского, которая очень любит математику», – вспоминает директор «Конторы Pi» Мария Резник. Для Полевик из Чернигова самым сложным было преодолеть стресс во время контрольных. «Я ошибалась, потому что нервничала и спешила»,– говорит она. Хороший способ прочувствовать эмоции детей во время тестирований.

Учителя вели дневники и делились записями с командой. «Мы обсуждали не только итоги обучения, но и личные переживания,– рассказывает Полевик.– Говорили о семьях, хобби, учениках, обсуждали конфликты в классах». Трехмесячный курс, начавшийся в августе 2020‑го, закончили 147 учителей из 212. Отчислили тех, кто трижды не сдал домашнее задание.

В одном из 37 видео, записанных для курса‑2020, Номировский говорит учителям: «Вы не достигнете успеха, если ваших учеников не интересуют дроби». Вместо зубрежа формул он советует налегать на увлекательные практические примеры. С помощью пиццы из шести кусков можно наглядно показать, что 1/3 и 1/6 в сумме равны 1/2. Еще лучше – не рисовать ее на доске, а принести на урок и съесть всем классом.

Такой подход в «Конторе» называют жизненной математикой. Связать с этой наукой будущее захотят единицы, а сверхзадача– заинтересовать каждого, объяснив, как знание теоремы Байеса и теории вероятности помогают управлять личными финансами или справедливо разделить пиццу.

Обучение одного преподавателя офлайн стоило $650. На съемку роликов для марафона потратили в общей сложности 1 200 000 грн. «Со второго детского лагеря я начал просить друзей о финансовой поддержке»,– рассказывает Чернышов. Теперь половину расходов он оплачивает сам, а половину покрывают спонсорские взносы.

«Я не помогаю проектам, за которыми не стоит личность», – говорит гендиректор инжиниринговой компании «Спецтехоснастка» Владимир Лемперт, который дважды перечислял деньги «Конторе». Чернышова и команду он поддержал бы и в том случае, если бы проект был посвящен языкам или физике. Среди других спонсоров – финансовая группа ICU, юридическая фирма Sayenko Kharenko, CEO Аjax Systems Александр Конотопский, сооснователь «Новой Почты» Вячеслав Климов и другие.

В этом году «Контора Pi» запустила учительский марафон PRO с задачами более высокого уровня. Первый этап прошел весной 2021 года, второй начался летом. Команда ждет конца карантинных ограничений, чтобы вернуться к летним лагерям для детей. От тренировочных сборов олимпиадников эти лагеря отличаются тем, что в них создают сообщество. Онлайн такого добиться невозможно.

Сообщество талантливых детей и преподавателей действительно создается. Учителя продолжают общаться и ездят с открытыми уроками в школы к коллегам. Выпускники первого марафона вместе читают книги и обсуждают их в Discord.

Главное, что дала «Контора Pi» Юлии Вовк,– желание развивать математику и методы преподавания, которым ее обучили. Пройдя марафон, она начала преподавать в олимпиадных кружках трех черниговских школ. «Мне хочется отдать детям то, что я получила»,– говорит учительница.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд