Категория
Лидерство
Дата

Как компании и ее владельцам правильно коммуницировать кризисные кейсы? Гайд от эксперта по консалтингу Марины Стародубской. Спойлер: советы релевантны не только для Лидии Сметаны и ее бренда One by One

4 хв читання

Инцидент с водителем владелицы масс-маркет бренда одежды One by One Лидии Сметаны был одним из самых обсуждаемых в соцсетях и на страницах СМИ в эти выходные. Реакция же Сметаны и ее бренда (коммуникационщики только перепостили ее пост в Instagram) на ситуацию возмутила пользователей. Forbes Ukraine попросил Марину Стародубскую рассказать, как в этом кризисном для репутации бренда случае должны были «отработать» команда его коммуникационщиков и сама владелица

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Что произошло?

В Киеве 10 октября водитель владелицы масс-маркет бренда одежды One by One Лидии Сметаны выехал на тротуар и влетел в четырех людей. На следующий день Лидия Сметана прокомментировала инцидент в Instagram, поделившись своим восприятием и оценкой ситуации. Ее пост перепостили и на странице бренда в соцсети. В посте она отметила, что «шокирована» и держит все на личном контроле.

Но реакция Сметаны вызвала недовольство у ее и подписчиков One by One. «Какое лицемерие», «Лидия, вы вроде писали текст под диктовку, ноль эмпатии», «оправдание в комментариях вашей персоны от ваших же сотрудников» – лишь некоторые из комментариев. Как следствие – кризисная ситуация с лидером проекта влечет репутационный риск для компании.

Как реагировать на подобные бизнес-риски с точки зрения коммуникаций?

Три шага реагирования от Марины Стародубской

Около 80% репутационных кризисов компаниям устраивают работники, свидетельствуют данные Harvard Business Review. А любой бизнес-риск влечет репутационный риск, согласно исследованию Creating a risk intelligent enterprise, проведенному Deloitte. Так что временные и финансовые инвестиции в кризисные коммуникации имеют бизнес-смысл.

Результативные кризисные коммуникации имеют профилактическую и реактивную составляющие. Чем качественнее проработана первая, тем менее вредной для корпоративной репутации будет вторая.

Профилактика возможных коммуникационных кризисов

Подготовка – самый важный этап. У вас должен быть классификатор наиболее вероятных кризисов. С оценкой по шкале «вероятность-вредность», с описанием, как выглядит кризис. А также – базовый набор шагов для решения, базовые общие месседжи.

Наработайте информационную политику компании с описанием процессов согласования коммуникаций, спикеров и тем их ответственности, алгоритмов работы в штатном и кризисном режимах.

Проинструктируйте работников, которые от имени компании или ее владельцев/менеджмента взаимодействуют с внешними стейкхолдерами:

  • Работник – это лицо компании или представитель собственников, поэтому действует в соответствии с кодексом поведения и требованиями к должности. Помните об этом, обдумывая, что сказать и как действовать.
  • Проработанные (в том числе с записью на видео) месседжи для использования в пределах коммуникационных полномочий работника: о компании и его/ее работе.
  • Отработанная цепь действий при попадании в кризис или при наблюдении публичного негатива о компании: с кем контактировать, что сказать или написать, как поступать, находясь внутри кризиса.

Желательно наличие у компании коммуникационного отдела или специалиста с опытом кризисных коммуникаций и прямым подчинением СЕО, оперативным доступом к собственникам/менеджменту в кризисных условиях.

Как реагировать, если уж все летит

Если кризис связан с брендом, продуктом или услугой, имеющими название, отличающееся от компании, следует держать коммуникацию от имени уполномоченных представителей бренда. Если же кризис связан с компанией – от имени компании.

Если компания имеет название, идентичное продукту, или название компании упоминается на упаковке продукта, кризис может охватить несколько направлений бизнеса. Здесь консолидируйте коммуникации на уровне компании.

Если кризис начался с подачи работника или он вовлечен в него, немедленно контактировать с ответственным специалистом по коммуникациям для получения инструкций.

Если у вас есть соответствующий работник, уполномоченный спикер от компании, ему нужно согласовать со специалистом по коммуникациям, что говорить, и сказать это, если есть обращение от журналистов на месте.

В случае, если кризис требует привлечения компетентных государственных органов (например, Национальной полиции), позиция компании ограничивается базовыми фактами со ссылкой на привлечение соответствующих внешних специалистов и их действия, которые помогут выяснить причины произошедшего кризиса.

Если в кризис вовлечен работник, представляющий владельца/менеджмент компании (например, водитель), коммуницирует руководитель работника.

Так или иначе – проанализируйте причины кризиса и соответственно измените внутренние процессы и политики. Так вы исключите возможность подобного кризиса в будущем или снизите вероятность его возникновения.

Как минимизировать репутационные потери

Кризисы, несущие угрозу жизни или причинившие вред здоровью людей, не могут иметь положительной развязки для компании. Хейт будет, и, к сожалению, заслуженный. Так что следует искать не как «выйти из кризиса победителем», а способ минимизировать репутационные потери.

Хуже всего, что можно сделать в кризисе, где есть пострадавшие – пробовать «перевернуть» ситуацию в пользу компании – это будет выглядеть как цинизм и манипулятивность. Так вы не добавите «баллов» бренду или репутации бизнеса.

Четыре шага, чтобы минимизировать кризис:

  • Попросить прощения и проявлять эмпатию. Если в кризисе люди получили телесные повреждения или погибли, манера общения должна быть скромной. Должны ощущаться сожаление и готовность помогать пострадавшим.
  • Оказать пострадавшим поддержку. К примеру, финансировать лечение. Если люди погибли, эмпатически и корректно взаимодействовать с семьями и предложить помощь, в том числе финансовую. Это важный процесс, его нужно организовать профессионально, с привлечением юристов, коммуникационщиков и психологов.
  • На негативные комментарии клиентов должен быть ответ о том, что произошло и как компания/собственники помогают пострадавшим в кризисе. Не пытайтесь оправдываться.
  • Проработать вариант, когда часть клиентов откажется от продукции и услуг компании, чтобы удержать бизнес на плаву. Это касается серьезных и публичных кризисов.

Серьезные кризисы имеют длинный шлейф негатива для репутации – вам могут вспоминать недостойный поступок или серьезное негативное действие несколько лет. Держите это в голове и готовьтесь отвечать на вопросы о кризисе даже на мероприятиях, не касающихся его темы.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд