Фото Getty Images / Иллюстрация Анна Наконечная
Категория
Лидерство
Дата

Как украинский бизнес научился управлять виртуальными командами. Кейсы Mastercard, OLX, Mondelez и Be–it Agency

5 хв читання

Фото Getty Images / Иллюстрация Анна Наконечная

То, что два года назад казалось катастрофой, сегодня новая норма. 47% украинцев, опрошенных компанией Boston Consulting Group и Gartner, в 2021 году перешли на гибридный формат: на несколько дней приезжают в офис, а остальное рабочее время работают из дому. Как украинский бизнес организовался в формате remote work

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁

Инга Андреева, генеральный директор Mastercard в Украине и Молдове

Удаленная работа принесла определенные испытания: смешивание личного и рабочего времени, отсутствие живого общения и недостаточная физическая динамика. Самое сложное – контроль баланса между личной жизнью и работой. Когда квартира превратились в офис, стало гораздо сложнее разделять рабочее время и личное пространство. У многих появилось ощущение, будто мы работаем 24/7. И действительно, исследования показывают, что на карантине люди стали работать ежедневно на два-три часа дольше, поэтому сейчас мы еще больше поощряем баланс сотрудников между личной жизнью и работой. Мы приняли формат удаленной работы как новую норму и поддерживаем друг друга.

Присутствие в офисе. Мы позволяем сотрудникам приходить в офис при необходимости, но для безопасности и соблюдения социальной дистанции одновременно в нем может присутствовать только часть команды. В условиях дистанционной работы легко потерять эмоциональный контакт с коллегами, ведь звонки не могут заменить нам живое общение. Поэтому я убеждена, что оффлайн-встречи должны происходить, но с соблюдением норм безопасности. Переключение и смена обстановки помогут команде получить хороший эмоциональный заряд, что очень важно в условиях новой реальности.

из личного архива

Инга Андреева, генеральный директор Mastercard в Украине и Молдове. Фото из личного архива

Звонки и встречи. Используем конференц-связь, онлайн-видеовстречи и общие чаты – они не только повышают производительность работы и экономят время, но и позволяют создать эффект присутствия. При этом вдвое сократили время внутренних звонков, и теперь они занимают около 30 минут. Мы не планируем деловые звонки изо дня в день, если вопрос/тема для обсуждения не требует мгновенного реагирования – стараемся выдержать спланированный график и минимизировать внеплановые встречи. Также у компании есть стандартная практика дней без звонков и встреч, а подход к планированию второй половины пятницы достаточно гибок и зависит непосредственно от сотрудника.

Здоровье команды. Вебинары, консультации нутрициологов, фитнес-тренеров, психологов в рамках отдельного мобильного приложения – часть программы поддержания здоровья сотрудников и неотъемлемая составляющая корпоративной культуры.

Елена Киор, менеджер по персоналу по Украине и Евразии «Монделис Украины»

Нам удалось максимально быстро перейти на удаленный формат работы офисных сотрудников. Однако встал вопрос, как сохранить высокий уровень вовлеченности в условиях отсутствия регулярных оффлайн-встреч в офисе.

Мы регулярно информируем коллег (в том числе с привлечением руководства компании) о состоянии дел в компании и направлении движения. Это продемонстрировало хорошие результаты. «Пульс» компании измеряем с помощью регулярных опросов сотрудников – это помогает лучше координировать усилия.

В начале пандемии коронавируса мы расширили программу медицинского страхования сотрудников, включив в нее опцию диагностики и лечения COVID-19. В этом году расширили пакет, добавив лечение постковидного синдрома. Также работники и члены их семей получают психологическую помощь по Employee assistant program.

из личного архива

Елена Киор, менеджер по персоналу по Украине и Евразии «Монделис Украины». Фото из личного архива

Посещения офиса ограничены и могут происходить только при определенных условиях: наличии бизнес-необходимости, согласовании с руководителем и не более определенного количества сотрудников, которые одновременно будут находиться в офисе. Производство, конечно, не может функционировать в режиме онлайн, поэтому продолжаем придерживаться рекомендаций и поддерживаем усиленные меры безопасности.

Проблема отсутствия живого общения с глазу на глаз. Решаем с помощью проекта Random Snack Mate – это случайные онлайн-встречи за чашкой кофе и любимым снеком, во время которых можно познакомиться и пообщаться. Также призываем коллег включать камеры во время созвонов в небольших рабочих группах – это повышает вовлеченность в разговор и поддерживает эффект присутствия.

Культура предоставления обратной связи особенно важна, когда общение сотрудника и менеджера происходит онлайн. А также развиваем наши программы по коучингу и менторству. Создаем возможности роста и развития, в частности, благодаря участию в кроссфункциональным проектам.

Елена Богдан, HR-директор OLX в Украине и Центральной Азии

В течение 18 месяцев специальная группа реагирования OLX Group отслеживает и координирует адаптацию компании к вызовам, вызванным COVID-19. С марта 2020 года вся команда работает в домашних условиях, ввели запрет на все командировки, перевели встречи в онлайн-режим. Удаленный режим работы продлен до марта 2022-го. Работники, которые хотят социализироваться и работать в офисе, – имеют такую возможность.

Офисы OLX могут посещать одновременно не более 15% работников по согласованному посменному графику для разнообразия домашних рабочих будней и работы в коллективе в режиме офлайн. Офис посещают только те, кто не имеет симптомов и не был в контакте с больными COVID-19. В случае заболевания кого-то со смены офис закрывается на двухнедельный карантин. В офисе соблюдают дистанцию, а для встреч используются только переговорные больших размеров.

Мы адаптировались, новая реальность стала привычной. Поиск персонала, адаптация новичков, работа над новыми проектами, реализация бизнес-планов – все происходит онлайн.

из личного архива

Елена Богдан, HR-директор OLX в Украине и Центральной Азии. Фото из личного архива

Эффективная коммуникация. Делаем все возможное, чтобы информация о планах, цели, факты, достижения, изменения в компании были известны максимальному количеству работников в максимально сжатые сроки. Встречи команд, общее собрание всей компании, регулярные встречи руководителя с работником – это то, что дает нам возможность быть рядом, слушать, слышать и делиться.

Роль руководителя. Теперь руководитель – это не только лидер, но и коуч, наставник и друг. Это человек, который рядом и который не только следит за эффективностью работы, но и наблюдает за изменениями в настроении, поведении, дает советы, как работать с волнением, стрессом, нагрузкой и тому подобное.

Поддержка. Введена горячая линия для работников. Проводим опрос по поводу работы дома (так называемый Wellbeing Barometer): что хорошо, чего не хватает, в какой помощи нуждаются. Организуем доставку всего необходимого из офиса работникам. Так, доставляли аптечки во времена дефицита лекарств, предоставляли экспресс-тесты и расширили программу медицинского страхования. Больным доставляем корзины здоровья с фруктами. Проводим онлайн-тимбилдинги, вебинары, йогу, утренний фитнес, совместное приготовление пищи, празднование дней рождения.

Кристина Николаева, директор Be-it Agency

После острого этапа карантина, когда мы начали нанимать людей, стало понятно, что онбординг станет большим вызовом. Ведь ранее новый человек попадал в команду и «опылялся» нашей культурой естественным путем, а из-за удаленной работы эта магия существенно ослабла. Мы пересмотрели процесс онбординга, чтобы у новых сотрудников была возможность получить приятелей среди коллег. Проводим для новичков регулярную встречу с основателем группы компаний One Philosophy (в которую входит Be-it Agency), а также с руководителем агентства в первый месяц работы.

До конца года продолжим работать преимущественно удаленно, но у команд есть возможность встречаться в офисе по определенному графику. Обустроили рабочие места в соответствии с рекомендациями ВООЗ. Как правило, команды собираются поработать рядом хотя бы один-два раза в неделю.

из личного архива

Кристина Николаева, директор Be-it Agency. Фото из личного архива

У лидерской команды созвоны по крайней мере раз в неделю. Также мы проводим регулярные видеовстречи с командой, где говорим не только о работе, но и о том, что вне ее. Ежемесячно у нас есть онлайн-таунхолы, где встречаемся командой группы компаний, а примерно раз в квартал у нас такие же встречи, но уже чисто для команды Be-it Agency. И поскольку мы практически все вакцинированы, с сентября ввели практику ежемесячных неформальных тусовок. Завели для агентства дополнительный чат-«флудилку» по не только рабочим вопросам.

Переход на удаленную работу мы практически не почувствовали благодаря тому, что еще за год до карантина ввели ERP-систему Odoo. Она сочетает в себе наши основные бизнес-процессы: от развития бизнеса до управления проектами и документооборота.

В целом, необходимость работать исключительно отдаленно стала для нас положительным опытом, и мы не планируем возвращаться к докарантинным привычкам. В то же время желание общаться лично, в оффлайне, делиться эмоциями и быть рядом физически никуда не денется. Согласно опросу, большинство нашей команды предпочли бы работать из офиса не чаще двух-трех раз в неделю.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні