Над тем, как реорганизовать работу и офисное пространство в свете новых данных, ломают голову бизнесмены всего мира. Forbes опросил украинские компании, чтобы узнать об их планах. Из полученных ответов можно сделать вывод, что бизнес склоняется к трем основным вариантам: гибридный режим, полное возвращение в офисы и добавление к классическим офисам опенспейс-пространства для творчества и командной работы
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Nestlé переезжает. Из шестиэтажного офиса возле Рыбальского моста компания в начале 2022 года переберется в опенспейс у метро «Лыбидская». Новое пространство будет разбито на зоны для работы отделов, коворкинг, комнаты для встреч, кофе-поинты и «тихие» комнаты, в которых можно читать, работать и отдыхать. Главное – не разговаривать.
В чем причина переезда? Рядом с офисом, который компания занимает с 2008 года, постоянно идет ремонт. Создать у команды хорошее настроение и поднять боевой дух в таких условиях невозможно, говорит директор Nestlé по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью Владимир Спивак. О переезде компания задумывалась давно, пандемия побудила ускориться.
«Мы уменьшим площадь офиса на 6%, но используем ее эффективнее и дадим команде лучшие условия для работы»,– говорит Спивак. При необходимости в новом помещении смогут работать все сотрудники центрального офиса. Но такой задачи нет – компания выбрала баланс работы из дома и офиса.
Как человечество будет работать после пандемии? Готового ответа ни у кого нет. Как выяснили консультанты McKinsey, опросившие летом 2021 года более 500 топ-менеджеров и 5000 офисных сотрудников, взгляды на оптимальный режим работы у работодателей и работников существенно расходятся. Более половины руководителей настроены на то, чтобы сотрудники работали в офисах минимум четыре дня в неделю, тогда как больше половины сотрудников хотят минимум три дня в неделю работать из дому.
Над тем, как реорганизовать работу и офисное пространство в свете новых данных, ломают голову бизнесмены всего мира. Forbes опросил 80 украинских компаний и банков, чтобы узнать об их планах. Из 43 полученных ответов можно сделать вывод, что бизнес склоняется к трем основным вариантам. На гибридный режим работы переходят более половины, или 27 компаний. Семь из них намерены добавить к классическим опенспейс-пространства для творчества и командной работы. Семь компаний берут курс на полное возвращение в офисы. Девять пока не определились с будущим форматом работы.
Гибридные модели
Первый украинский единорог Grammarly в 2018 году переехал в офис площадью 1750 кв. м в комплексе Gulliver. В феврале 2020-го компания добавила к нему помещение этажом ниже. А еще через месяц оба пространства опустели. Из-за пандемии компания перешла на удаленный режим, в котором останется минимум до конца 2021 года.
С января 2022-го Grammarly планирует начать работу в гибридном формате, с акцентом на удаленку (remote-first). Сотрудники смогут выбирать, как работать – в офисе или удаленно. Обязательным будет только участие в командных встречах, которые будут длиться минимум две недели раз в квартал. Часть сотрудников, которая взаимодействует с несколькими командами, будет приезжать в офисы на месяц. Иногородним сотрудникам компания оплатит переезд и проживание в Киеве.
«Личные встречи помогают поддерживать взаимоотношения и генерировать идеи, а удаленная работа дает больше гибкости»,– описывает преимущества новой модели руководитель киевского хаба Grammarly Анатолий Висикирский. Между сессиями офис Grammarly остается открытым – работать оттуда можно и вне командных встреч.
IT-компания Jooble тоже не расстается с офисом, перейдя на remote-first. Площадь ее пространства на Подоле – 2800 кв. м. Офис, ремонт которого обошелся в €1 млн, посещает около 100 из 500 с лишним сотрудников. За ними закреплены рабочие места. Сотрудники, выбравшие гибкий режим, пользуются системой хот-десков. После перехода на удаленку компания сократила количество комнат для отдыха и оборудовала дополнительные переговорные зоны.
Основатель IT-аутсорсера Innovecs Алекс Луцкий решил, что нынешнее пространство для работы себя исчерпало. Компания, в которой работает 700 человек, в течение полутора лет переедет в новый офис. Точнее – «антиофис». Идея в том, чтобы создать такое пространство, куда сотрудники будут приходить с удовольствием и которое сможет стать альтернативой коворкингам и другим местам для работы. Сейчас в офисе работает около 40% сотрудников компании, обязательное посещение для всех Луцкий вводить не планирует: график работы будут определять менеджеры команд.
MЕTRO Cash & Carry переехала в опенспейс с зонами для отдыха, креатива и встреч еще в начале 2020-го. В планах – переход в режим коворкинга и обустройство студии для съемок обучающих видео. Но находиться в офисе сотрудники не обязаны. Нет у команды и фиксированных рабочих часов. «Мы рекомендуем быть гибкими в назначении встреч,– рассказывает директор MЕTRO по управлению персоналом Анна Толмачева.– Но никто не контролирует, начали вы работать в 8 или в 11».
С 2022 года все сотрудники «Nestlé Украина» будут работать из дому и офиса равное количество времени. «У нас 413 фабрик во всем мире. Их команды выходят на работу каждый день,– транслирует Спивак подход глобальной Nestlé.– Мы не чувствуем морального права работать только удаленно». Полностью удаленный режим не подойдет компании в любом случае: так не получается строить корпоративную культуру и интегрировать новых сотрудников в команду.
«Пространство» вместо офиса
Трансформация офисов в пространство для командной работы – другой тренд, о котором думают украинские компании. В январе 2021 года исследовательская компания DXI опросила 30000 офисных работников в 31 стране. 66% опрошенных жаловались на утрату персонального контакта с коллегами. «Когда теряются связи, останавливаются инновации»,– говорится в отчете Microsoft, посвященном гибридной работе.
Крупнейший IT-аутсорсер Украины SoftServe не планирует полностью переходить на удаленную работу. «Возвращения в доковидные времена точно не будет,– отмечает вице-президент SoftServe по финансам Соломия Гнатив.– Офис должен стать хабом для коллаборации».
Компания открывает экспериментальный офис во Львове. В нем будет меньше рабочих мест, чем до пандемии, и больше зон для общения и отдыха. Если тестирование окажется удачным, SoftServe переведет в такой формат все свои офисы.
Банк «Креди Агриколь» уже перестроил свои помещения, сократив количество рабочих мест на треть, рассказывает HR-директор финучреждения Елена Урусова. «Некоторые кабинеты мы объединили в гибкие опенспейсы,– говорит Урусова.– Один из этажей головного офиса – теперь современный коворкинг».
Схожим образом реорганизовала офисы и IT-компания GlobalLogic. Акцент – на зонах для брейнсторминга и командной работы. Во львовском офисе GlobalLogic 37 помещений для встреч и три зоны для командной работы – там нет столов и можно писать прямо на стенах. «Идею такого пространства подали сотрудники,– отмечает старший вице-президент GlobalLogic Денис Балацко.– Им важно иметь место для общения и генерации новых идей».
Альфа-Банк экспериментирует с концепцией «антиофиса». Команда программистов «Альфы» работает в офисе, стилизованном под 13-комнатную квартиру. «У людей появилась возможность работать дома, и мы решили дать равноценную альтернативу»,– говорит исполнительный директор банка Ольга Филипенко. «Альфа» планирует создать еще два таких пространства.
Вперед, в прошлое
В марте 2021 года Amazon заявил о планах возродить офисную культуру и полностью вернуть сотрудников в рабочие пространства. Распространение штамма вируса «Дельта» заставило переменить курс. В июне Amazon разрешил сотрудникам два дня в неделю работать удаленно.
МХП, одна из крупнейших частных компаний в Украине, в которой работает около 20000 человек, тоже готовится к возвращению сотрудников в офисы. «Допускаем удаленную работу один-два дня в неделю по согласованию с руководителем»,– уточняет Катерина Банщикова, директор МХП по защите здоровья и безопасности.
Один из мотивов возобновления полноценной работы из офисов – повышение эффективности принятия решений, говорит директор по персоналу McDonald’s Ukraine Наталья Тиморина. «Наши сотрудники постоянно присутствуют в ресторанах,– говорит она.– Поэтому для поддержки командного духа и солидарности наша рекомендация – работать в основном в офисе».
Чтобы сотрудники не перезаражали друг друга, МХП разработала протоколы, подробно описывающие офисную жизнь во время пандемии. Все посетители главного офиса попадают под прицел температурной камеры инфракрасного спектра, в систему вентиляции встроена установка для пробиотической дезинфекции, в совещаниях не может участвовать более 35 человек, рассказывает Банщикова.
McDonald’s разделил центральный офис на три зоны (пространство для встреч, фудкорт и зону для работы, отдыха и коворкинга). «Каждый может работать, где удобно. Но рабочие места организованы так, чтобы взаимодействовать друг с другом было легко», – говорит Тиморина. Чем больше взаимодействия между сотрудниками, тем больше инноваций.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.