Категория
Лидерство
Дата

«Качественный протез стоит €46 000–90 000, но мы должны обеспечить людей руками и ногами, чтобы вернуть их на рабочие места». Интервью Ольги Рудневой – CEO Superhumans Centre, который занимается реабилитацией ветеранов

Ольга Руднєва, CEO Superhumans /из личного архива

С августа 2022 года Руднева возглавляет Superhumans Centre: проект, который помогает получить протезирование, психологическую поддержку и реабилитацию. Фото из личного архива

В протезировании и реабилитации будут нуждаться десятки тысяч украинцев, констатирует CEO Superhumans Centre Ольга Руднева. Сколько средств на это понадобится и какие главные вызовы видит перед собой глава клиники протезирования

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

Ольга Руднева, 46, – известный игрок украинской сферы благотворительности. В течение 18 лет Руднева возглавляла Фонд Елены Пинчук, действие которого направлено на борьбу с ВИЧ/СПИД. В феврале 2022 года она стала координатором крупнейшего гуманитарного склада HelpUkraineCenter. С августа 2022-го Руднева возглавляет Superhumans Centre – проект, который помогает получить протезирование, психологическую поддержку и реабилитацию.

Superhumans Centre работает на средства благотворителей. В том числе и украинских, однако их основной донор – за пределами страны. «Это тот, кто ищет гуманитарные проекты и не готов предоставлять помощь на приобретение оружия, но готов – на гуманитарные вопросы», – говорит Руднева. В центре оказывают помощь не только военным, но и гражданским, потерявшим конечности из-за российской агрессии, в том числе детям.

Что помогает Рудневой сохранять скорость и ресурс? «Я по своей природе проект-менеджер, – объясняет она. – Мне хорошо в кризис, так как кризис дает мне больше возможностей что-либо решать». Еще одна составляющая стойкости – пример пациентов Superhumans Centre. Руднева описывает одну из традиций центра: каждый, кто выписывается, должен подняться и спуститься по лестнице. «Они преодолевают это каждый раз, и я преодолеваю это эмоционально вместе с ними», – говорит она.

Руднева стала гостьей второго сезона проекта «Business Breakfast с Владимиром Федориным». Ее послание зрителям – с войны в трудовые коллективы будет возвращаться большое количество людей. «Создавая комфортные условия для них, мы создаем безопасную и комфортную среду для себя и своих детей», – говорит CEO Superhumans Centre. Она выступит на благотворительном форуме Forbes Ukraine «Независимые», который пройдет во Львове 25 августа и будет посвящен реинтеграции ветеранов.

Сколько средств нужно Superhumans Centre для работы, какому количеству украинцев потребуются протезы и с каких компаний следует брать пример бизнесам, строящим программу адаптации ветеранов.

«Качественный протез стоит €46 000–90 000, но мы должны обеспечить людей руками и ногами, чтобы вернуть их на рабочие места». Интервью Ольги Рудневой – CEO Superhumans Centre, который занимается реабилитацией ветеранов /Фото 1

О Superhumans Center

Мы предоставляем услугу психологической поддержки, протезирования и реабилитации. Надо не просто дать человеку протез, а научить с ним ходить. Мы также социализируем пациентов – помогаем обрести новые роли в жизни. Человеку не нужна нога и рука просто так, человеку нужна нога и рука, чтобы куда-то прийти и что-то сделать.

Когда мы основали Superhuman Center (это была идея Андрея Ставницера), то создавали инструмент построения новой картины Украины. После войны мы будем страной с большим количеством людей с инвалидностью. Это будут люди с инвалидностью без конечностей на улице или это будут люди с крутыми протезами, со шрамами вместо ран? Верим: если будем видеть людей, получивших достойное медицинское обслуживание, это будет другая траектория развития Украины.

В октябре мы запускаем новую услугу: реконструктивная хирургия для людей, которые потеряли лицо и нуждаются во вмешательстве для возвращения идентичности.

Мы находимся во Львове и будем расширяться еще на пять регионов Украины. Мечтаем однажды открыться в Мариуполе и в Крыму.

О мощностях и бюджетах Superhuman Center

Стоимость реконструкции, перестройки и оборудования первого здания Superhumans – $3,5 млн. Мы приступили к реконструкции девятиэтажного здания, где будет палатный фонд, хирургическое отделение, апартаменты для зарубежных врачей. Это еще $14 млн. Каждый новый регион – от $2 млн до $3 млн на капитальные вложения, строительство, оборудование.

Наша мощность – 50 пациентов, получающих протезы, в месяц. Это $1 млн в месяц. Но в целом во Львове можем комплексно предоставлять различные услуги: по психологической поддержке, реабилитации, протезированию, реконструктивной хирургии – 3000 пациентам.

Строим образовательный центр на базе Superhumans. Точно не сможем запротезировать всех, кто в этом нуждается, но можем научить большое количество реабилитологов, протезистов и психологов предоставлять такую же качественную услугу в разных регионах Украины.

О месячной потребности в протезировании

Проблемы, с которыми сейчас сталкиваемся, – высокие ампутации конечностей. Это связано с длительной эвакуацией с линии фронта. У нас есть пациенты, которых собратья эвакуировали 9–10 часов. Так что человек наложил высоко турникет до того времени, когда приедет в больницу, поэтому ему высоко ампутируют руку. Либо ампутация в поле была «грязной», и человеку нужны дополнительные реампутации.

Есть много ампутаций верхних конечностей, а также двойных и тройных ампутаций, с которыми сложно работать. Можно выдать протез, но период реабилитации довольно длительный. Соответственно, нужно доучивать протезистов, которые могут протезировать верхние конечности, и команды по всем уголкам Украины, которые могут ставить на ноги людей, которых мы запротезировали. Это самая большая проблема.

По статистике Минздрава, 20 000 человек будут нуждаться в протезировании. Но среди них многие потеряли более двух конечностей, то есть это значительно большее количество протезов. Также следует помнить, насколько заминированы территории – соответственно, количество этих людей будет увеличиваться. А протезирование – не вырезанный аппендицит, человек ушел – и больше его не видим. Мы установили протез, и после этого человек ходит к своему протезисту, как к священнику. Набрал или сбросил вес – нужно адаптировать протез. На фронте военнослужащий нуждался в одном протезе, вернулся к гражданской жизни и нуждается уже в другом. К тем, кого мы запротезировали, добавляются новые пациенты. И они будут нашими пациентами всегда.

О трех самых главных проблемах

Первая проблема – сложные случаи. Думаю, все видели пациента, потерявшего две верхние конечности и не имеющего зрения. Мы можем запротезировать его, но он не видит, что брать. И он не единственный такой. Нужно искать решения для тех, кто потерял три или четыре конечности.

Вторая – большому количеству пациентов требуются качественные протезы. Genium X3, который хотят все пациенты, – электронное колено, которое помогает ходить, – стоит €46 000. Протез руки может стоить €80 000–90 000. Если это пациент с тройной ампутацией, давайте посчитаем, сколько это стоит.

Следовательно, сложные случаи, нехватка специалистов на рынке в сфере реабилитологии и протезирования и стоимость. Это дорого. Но мы должны обеспечить людей руками и ногами, чтобы вернуть их на рабочие места.

Как работают с донорами

На сегодняшний день мы привлекли $27 млн в комитментах и в живых деньгах. Это кажется большой суммой за год фандрейзинга, но нужно еще раз напомнить: $1 млн – это 50 пациентов. Соответственно, это совсем небольшие средства. У нас есть комитмент для открытия еще одного центра, сейчас ищем локацию.

Мы не останавливаемся ни на секунду в привлечении ресурсов, работаем с каждым донором и объясняем, куда его деньги пойдут. Кто-то больше готов давать на гражданских, кто-то – на военных, кто-то – на образование, кто-то – на капитальные вложения. Аргументы отличаются в зависимости от того, какую часть проекта предлагаешь донору. Если образовательную, объясняешь, зачем учить специалистов по всей Украине. Если протезирование, объясняешь, зачем давать возможность еще 50 людям ходить и двигать конечностями.

О лучших практиках адаптации ветеранов в украинских компаниях

Меня поразил опыт «Укрзализныци» – в частности, системность их подхода. Один из их проводников потерял две ноги, получил протезы. Когда он сказал, что готов возвращаться, ему предложили работу онлайн. Но руководители решили: «Нет, он не будет сидеть дома, наша задача – вернуть его на рабочее место». Это о том, как мы думаем об этих людях. Если хотим оставить их дома, за закрытой дверью, это советщина. Давайте спрячем всех наших людей с инвалидностью, предоставим им дистанционную работу, и якобы мы им помогли. Нет, так не работает. В «Укрзализныце» есть переквалификация и переобучение, есть помощники ветеранов, которые помогают им с навигацией внутри системы.

Все бизнесы должны готовиться к тому, что люди будут возвращаться и не смогут занять прежние рабочие места. Я бы смотрела на бизнесы, которым уже удалось это сделать, и училась адаптированному украинскому опыту. Знаю, многое делает группа Starlight Media. Есть много организаций, к которым можно обратиться, – Veteran Hub или «Принцип», который основал Маси Найем, – и получить советы, как правильно интегрировать ветеранов.

Вы можете подготовить коллектив или нанять человека, сопровождающего ветерана. Но если ваше рабочее место не будет доступно, если он не сможет зайти в офис, сесть на место или сходить в туалет, он уволится. Это базовые вещи, номер один. И уже дальше мы начинаем решать, как человека интегрируем, как его переучим, как ему дадим новые скилы и подготовим коллектив.

О том, как CEO должно готовиться к работе с ветеранами

СЕО должен понять: «У меня на работе будут люди, имеющие боевой опыт. Какие задачи я могу им ставить? Как я могу их интегрировать, как мы можем найти общий язык?» Нужно дать ощущение, что их ждут и их работа здесь будет полезна не меньше, чем во время боев. Нужно искать для них вызовы.

СЭО должен провести время с ветеранами. Потому что пока не сядешь и не поговоришь с человеком, ты его не поймешь и не почувствуешь. Когда мы строили Superhumans, проводили огромное количество времени с пациентами. Мы спрашивали у них обо всем. Я даже спрашивала, как они ходят в туалет, потому что должна знать, где повесить туалетную бумагу для человека, у которого нет правой конечности. Итак, если вы будете брать ветеранов на работу, поговорите с ними, поймите, чего они хотят. Они действительно разные, но общие настроения прослеживаются.

Надо понимать, что у каждого из нас есть психологические травмы. Психологическая боевая травма – немного другая. Было бы хорошо проконсультироваться с психологами о ее последствиях.

И, наверное, менторство: взять на работу ветерана, который может быть проводником другого ветерана и первым контактом, с которым он встретится, когда придет на работу. Потому что ветераны доверяют ветеранам. Для них важно, что они говорят с человеком, имеющим такой же опыт. Кто-то должен провести их по гражданской жизни, грубо говоря, держа за руку. У нас работают специалисты по первому контакту. Это наши бывшие пациенты и пациенты партнерских центров, прошедшие через эти же травмы. Они встречают пациента и обсуждают с ним его путь здесь. А дальше уже врачи, социальные работники и все остальное.

Об организации пространства и табу в общении с ветеранами с инвалидностью

Если это физическое пространство, оно должно быть доступно. Есть классная фраза Елены Пчелкиной: «Когда нет барьеров, нет инвалидности». Ты не чувствуешь себя человеком с инвалидностью, если можешь войти, взять, дотянуться. Если это онлайн-магазин, следует понимать, что к вам может зайти человек с недостатками зрения или слуха. Вы должны сделать так, чтобы он мог комфортно навигировать у вас на сайте. А если позвонит на колл-центр, нужно иметь опцию общения, если он вас не услышит.

Не надо относиться к человеку с инвалидностью как к какому-то особому. Не надо их жалеть: они сильные и стойкие, и их эта жалость унижает. Очень важно: поговорите со всеми вашими консультантами, чтобы они не желали людям поправляться и держаться. Наши пациенты смеются, когда им говорят: «Поправляйтесь, пожалуйста». Они говорят: «Во-первых, мы не больны, а во-вторых, нога не отрастет».

Не превосходите ожиданий, а просто отвечайте им. Сядьте в колесное кресло, попробуйте зайти в свое помещение. Попробуйте навигировать по своему сайту и купить там что-либо. Закройте уши и попробуйте заказать что-нибудь с вашим консультантом. Если вам все удастся, значит, вы сделали доступное пространство. А лучше – пригласите консультантов.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине