Богдана Сидоренко прошла путь от боевого медика до владелицы компании «Ника Текст Плюс» по производству военной формы. Как участница списка Forbes Next250 научилась работать с государством?
В марте 2022 года отдел снабжения Минобороны обзванивал всех производителей военной формы из своего списка предыдущих поставщиков. Одной из фирм, куда удалось дозвониться, была «Ника Текст Плюс» из Ямполя Винницкой области, основанная Богданой Сидоренко, 27. Минобороны искали производителей, способных выполнить заказ в сжатые сроки, вспоминает директор фирмы, родная сестра Богданы – Рената Сидоренко, 29. Они подписали и даже перевыполнили сроки поставки: 30 000 комплектов летней военной формы отгрузили почти на месяц раньше.
За 2022 год выручка компании Сидоренко достигла 229 млн грн, что почти в двадцать раз превышает показатель 2021 года. С марта 2022 года «Ника Текст Плюс» изготовила более 170 000 единиц товара – от нательного белья до зимних комплектов формы, говорит предпринимательница.
С 2019 года фирма работает по заказу Минобороны, СБУ, Национальной полиции, НБУ и других государственных структур. Где-то 30–40% производств легкой промышленности работают если не «в черную», то «в серую», говорит на условиях анонимности основатель крупной швейной компании. «Ника Текст Плюс», по его словам, уверенно двигается от малого цехового производства до крупного игрока на рынке. «Для нас хорошо, когда бизнес переходит на работу «в белую». Так нам легче конкурировать на равных условиях», – говорит предприниматель.
Как Богдана Сидоренко построила бизнес на госконтрактах?
«Особый вид удовольствия»
Богдана Сидоренко – ветеран войны с Россией. В 2014 году, когда ей было 18 лет, она прошла ускоренную медподготовку и присоединилась к добровольческому батальону «Айдар» как боевой медик. Во время службы ей не понравилась выданная военная форма, и тогда Сидоренко впервые задумалась о собственном производстве. «Мне хотелось делать качественную форму для военных, моих побратимов, делать то, чем я смогу гордиться», – говорит предпринимательница.
После возвращения из АТО Богдана с сестрой Ренатой работали юристами в швейной фирме. После пятидневной учебы по госзакупкам от Минэкономики сестры предложили своему руководству принять участие в тендере Одесской железной дороги. И хотя в этом тендере фирма не победила, данный опыт помог лучше понять внутренние процессы, говорит Сидоренко. На деньги, взятые у родителей и друзей, она открыла швейный цех в Ямполе.
«Новичкам очень сложно начинать бизнес с государством, часто требованием тендеров есть наличие предыдущего аналогичного опыта», – рассказывает Богдана. За первый год компания получила всего четыре заказа. Первый клиент – заказ на рубашки для судебной охраны. При подписании контракта он сказал, что «Ника Текст Плюс» не сможет выполнить его вовремя, и предупредил о штрафных санкциях, вспоминает Сидоренко. Контракт компания выполнила в срок.
Чтобы найти клиентов, сестры ежедневно мониторили тендерные закупки на Prozorro и подавали свои предложения. Только 20–25% заполненных заявок заканчивались победой.
«Работать с государством – это отдельный вид «удовольствия», отличающийся от работы с бизнесом или с конечным клиентом», – отмечает Сидоренко. Чтобы выполнить госзаказ, не нужно подстраиваться под рынок и производить уникальный продукт, который понравится клиенту. Главная задача – максимально строго следовать прописанным правилам.
Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются компании, идущие на государственные закупки – нехватка юридического опыта, говорит предпринимательница. «Вся документация, с которой вы подаетесь, должна быть сделана профессионально. Проверяется буквально каждая запятая и точка, потому что в этом также проявляется, насколько качественно вы подходите к выполнению задач», – делится Сидоренко.
Еще один вызов – оптимизация внутренних процессов таким образом, чтобы быть конкурентоспособным по цене и при этом не заходить в минус. «В тендерах выигрывает самая низкая цена, и конкуренция съедает маржинальность», – считает предпринимательница.
Так же, как частные компании отличаются корпоративной культурой, так и государственные учреждения имеют по-разному настроенные внутренние процессы, говорит Сидоренко. Среди всех госзаказчиков она отмечает Нацбанк. «Какой бы контракт мы ни выполняли, все проходит четко по процедурам и в сроки. Приятно понимать, что у нас есть такие госорганы», – говорит предпринимательница.
У государственных закупок гораздо худшая репутация, чем они есть на самом деле, считает основательница «Ника Текст Плюс». По ее мнению, в медиа публично освещают самые скандальные тендеры, однако большинство закупок проходят по процедурам. За полгода 2023-го компания Сидоренко получила госзаказы почти как за весь 2022-й – на 221,5 млн грн.
«Не солдаты, а офицеры»
В 2022 году штат «Ника Текст Плюс» вырос более чем вдвое – с 70 до 148 сотрудников. Кроме Ямполя Сидоренко открыла производственные цеха в Могилев-Подольске и Черновцах. В новых городах она проводит подготовительные курсы для швей с последующей возможностью трудоустройства. «Когда ты приходишь и открываешь производство, где никогда ничего не было, тебе нужно сначала научить людей», – объясняет свою логику предпринимательница. Она открывает общежития при производстве, чтобы люди могли остаться. С началом полномасштабного вторжения это направление стало особенно актуальным для переселенцев. В 2022 году в «Ника Текст Плюс» устроилась на работу семья из Мариуполя. Они сначала поселились в общежитии, а затем приобрели жилье в Ямполе.
«Вы не солдаты, а офицеры. Вы не отчитываетесь, а принимаете решения и помогаете другим», – так обратилась Богдана Сидоренко к своей команде весной 2022 года. Времени на согласование решений не было, поэтому предпринимательница не требовала от работников отчетности или подтверждения того, что они делают, и отказалась от микроменеджмента. В госзакупках есть четкие дедлайны и критерии, а зарплата работников зависит от их соблюдения.
Компания продолжает участвовать в государственных тендерах, чтобы обеспечить полную загрузку команды. В конце 2022 года к «Ника Текст Плюс» начали обращаться предыдущие клиенты, в том числе из-за рубежа, однако Сидоренко решила работать исключительно на внутренний рынок. «Сейчас нужно бросить все свои силы на поддержку армии», – говорит она.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.