Документальный фильм «20 дней в Мариуполе» получил номинацию на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». Его режиссер Мстислав Чернов почти год показывает фильм зрителям мира, дает интервью, получает угрозы в соцсетях и спит по четыре часа. Все для того, чтобы рассказать, что Россия сделала с Мариуполем и его жителями.
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
23 января фильм Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе» номинировали на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». Военные корреспонденты Чернов, Евгений Малолетка и Василиса Степаненко из Associated Press были единственными представителями международных СМИ, документировавшими бои в Мариуполе. За работу в городе в осаде все трое получили Пулитцеровскую премию.
«Лучше бы причины существования этого фильма никогда не было, – написала в Facebook режиссер Марина Степанская. – Но если кто и заслуживает первого «Оскара» для Украины – это журналисты, создавшие мощное художественное высказывание в условиях, когда кино, казалось бы, не имеет никакого значения».
Фильм Чернова сразится в номинации с лентами «Боби Вайн: народный президент» (Bobi Wine: The People's President), «Убить тигра» (To Kill a Tiger), «Вечная память» (The Eternal Memory) и «Четыре дочери» (Four Daughters).
Номинация на «Оскар» вернула «20 дней в Мариуполе» в часть украинских кинотеатров – повторный прокат стартует 25 января, сообщил дистрибьютор «Артхаус Трафик». Лента стала самым кассовым украинским документальным фильмом, собрав бокс-офис более 2 млн грн. Часто фильмы, участвующие в любой кинопремии, добирают еще около 30% бокс-офиса в повторном прокате, говорила исполнительный директор Украинской киноакадемии Анна Мачух.
Как на номинацию отреагировал Мстислав Чернов – в блицинтервью с режиссером.
Ваш дебютный фильм номинировали на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». Что для вас значит эта номинация?
Я бы отдал все награды и номинации за то, чтобы эта трагедия никогда не произошла, чтобы Россия не вторглась в Украину. Но это случилось. И этот фильм существует не просто как доказательство случившегося с Мариуполем, но и как символ того, что Российская Федерация сделала и продолжает делать с другими городами Украины, сбрасывая на них управляемые авиабомбы, выпуская по ним ракеты. Номинация на «Оскар» – возможность напомнить миру об этом.
Почему вашему фильму удалось завоевать максимально широкое внимание – публики, в том числе и фестивальной, и американских киноакадемиков?
На самом деле «20 дней в Мариуполе» – это фильм о надежде. О том, что в худшие моменты нашей жизни, в момент потери, боли, мы не остаемся одни. С нами всегда есть кто-то рядом: сосед, врач, волонтер, пожарный, журналист… Это дает чувство сообщества, чувство единства. Сила украинского единства поражает международного зрителя.
Традиционно оскаровская промокампания требует ресурсов – и непосредственного участия команды, и материальных затрат. Как были задействованы вы?
У нас нет большого ресурса или государственной поддержки, но есть мотивация и желание рассказать миру о том, что Россия сделала с Мариуполем и его жителями. Поэтому я уже почти год путешествую по миру, показывая фильм политикам, экспертам, журналистам и зрителям на фестивалях и специальных показах. Сплю по четыре часа. Отвечаю на провокационные вопросы, получаю угрозы в соцсетях, поощряю международных продюсеров, желающих снимать документальное кино об Украине. Работа идет. И сейчас ее станет еще больше.
Вы знакомы с лентами, с которыми соревнуетесь? Как вы оцениваете шансы на победу?
Фильмы в документальной категории разнообразны, сильны и заслуживают высочайшей награды. Я не оцениваю шансы. Я работаю.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.