Егор Гребенников, совладелец компании ТИС. /из личного архива
Категория
Жизнь
Дата

Бизнесу комфортнее работать в здоровом социальном окружении. Зачем совладелец ТИС Егор Гребенников тратит 30 млн гривен в год на импакт-проекты

Егор Гребенников, совладелец компании ТИС. Фото из личного архива

«Хорошие дела принято делать тихо». Этого принципа Егор Гребенников, 49, придерживался до 2017 года. А затем его филантропические проекты разрослись настолько, что потребовали публичности основателя. «Пришлось создать аккаунт на Facebook и давать интервью хотя бы раз в полгода», – вспоминает предприниматель.

Главные материалы Forbes Ukraine. Раз в неделю на вашей почте.

Совладелец компании ТИС Егор Гребенников увлекается импакт-инвестированием и социальным предпринимательством. «Следующим поколениям нужно оставить мир лучше, чем тот, в который пришел ты», – цитирует предприниматель древнееврейский принцип исправления мира. Он создал центр поддержки социальных инициатив Impact Hub Odessa и восстановил одесский Зеленый театр. На подобные проекты предприниматель тратит около 30 млн гривен в год.

Егор Гребенников рассказал Forbes, как пришел к социальному предпринимательству. 

— Меня всегда вдохновляли идеи эффективного совместного использования ресурсов и кросс-секторного обмена практиками и знаниями. Например, вам не нужны вещи, из которых выросли ваши дети, но в этих вещах, наверняка, нуждается кто-то другой. Значит, нужно придумать механизм, благодаря которому вещи окажутся у тех, кому они нужны, а не в мусорном баке. Подобных идей у молодежи тысячи. Но в начале двухтысячных годов в Украине никто не пытался создать для социальных инноваторов общее пространство. 

Моим первым импакт-проектом была площадка «Кислород». Я арендовал полуподвальное помещение в 60 квадратных метров и притащил туда несколько сотен любимых видеокассет и книг. В «Кислороде» мы собирали разных людей для создания образовательных и культурных проектов. Новое часто рождается на стыке разных компетенций в результате взаимного опыления знаниями и идеями. 

Площадка росла и часто уже не могла вместить всех желающих. Мы почти подобралась к самоокупаемости за счет коммерческого контента, но грянул кризис 2008-го. Арендодатель продал помещение, всем стало не до того, и проект развалился. 

За четыре года вынужденной паузы удалось его переосмыслить, позаимствовав европейский опыт организации подобного взаимодействия. В 2012-м открылся инкубатор и акселератор социальных изменений Impact Hub Odessa. 30% резидентов были инициаторами общественных проектов, а 70% – прагматиками, арендующими рабочие места в коворкинге. Первые обогащались бизнес-подходами, их проекты становились устойчивыми. А вторые учились живым кейсам, когда бизнес-проект попутно решает сложные общественные проблемы. И те, и другие получали новые знакомства и экспертизу. В итоге мир менялся к лучшему. 

Молодым агентам изменений, а это примерно 5% молодежи, необходимы инкубаторы, чтобы познакомиться с лучшими практиками, получить первый опыт и понять: от них что-то зависит. В окружении единомышленников они ценностно меняются за несколько месяцев и затем несут эти изменения сквозь все компании и сообщества на протяжении жизни. В Impact Hub они видят реальные успешные кейсы, на которые можно равняться, например компанию FAST, научившую сотни тысяч украинцев оказывать первую помощь.

Материалы по теме

FAST начался с резидента Impact Hub Федора Сердюка, который получил в инкубаторе первых единомышленников, заказчиков и электронную куклу для отработки приемов первой помощи. Сейчас у FAST устойчивая коммерческая составляющая и многочисленная команда. Тренинги по первой помощи у них заказывают компании-флагманы украинской экономики, полиция и армия. Это хороший пример того, как своевременно поддержанный проект конвертировался в тысячи спасенных жизней. 

Через год после открытия Impact Hub Odessa стало очевидно, что обществу нужна большая open air площадка рядом с центром города. В 2014-м я договорился с собственником превращенного в свалку Зеленого театра. За год мы восстановили его, и сейчас Зеленый театр посещает полмиллиона человек за сезон.

facebook.com/greentheatreodessa

Impact Hub Odessa, Зелёный Театр. Фото facebook.com/greentheatreodessa

С началом пандемии Зеленый театр стал востребован еще больше. Здесь проще безопасно проводить кинопоказы, лекции и фестивали. Общественные активности поддерживает коммерческий контент. Этого хватает не полностью, каждый год приходится дотировать дополнительно.

Мы арендуем локацию Зеленого театра и не знаем наверняка, продлят нам аренду в следующий раз или нет. Психологически сложно обустраиваться и инвестировать, не понимая, что будет завтра. Было бы здорово выкупить это место у собственников, если получится. 

В этом августе вместе с Aspen Institute Kyiv мы организуем в Зеленом театре уже пятый Ideas Fest. В прошлом году за три дня в рамках фестиваля прошло 100 образовательных ивентов на тему позитивных изменений и развития в разных сферах.

За прошедший год у многих возник запрос на онлайн-уроки майндфулнес. Осознанность во времена пандемии востребована как никогда. Так возник центр практик осознанности Mindspot. Еще один актуальный проект – Pro Bono Club Ukraine, в котором профессионалы из разных сфер бесплатно помогают социальным проектам. У меня потрясающие управляющие партнеры, им принадлежит по 50%: в Mindspot – Виктория Яблонская, а в Pro Bono Ukraine – Анна Мазур.

Социальное предпринимательство влияет на ценности и характер моих новых бизнес-проектов. Украина унаследовала от СССР мощную электрифицированную сеть железных дорог, потенциал которой для контейнерных перевозок раскрыт всего на 20%. Если перевести на железную дорогу перевозки тысячами грузовых фур, это сократит количество выбросов CO2, аварий и затрат на ремонт дорог. Контейнерные поезда идут четко по расписанию, без ограничений по весу, безопасно и в любую погоду. За прошедшие три года в рамках проекта N’Unit я создал сеть железнодорожно-контейнерных терминалов в Харькове, Днепре и Киеве. В этом проекте плоская, по возможности, бирюзовая управленческая структура с максимумом полномочий на местах.

До вступления в 2017 году в Европейскую ассоциацию венчурной филантропии (EVPA) я двигался наугад. Объем европейских импакт-инвестиций утроился за прошедшее десятилетие и достиг 6 млрд евро в 2019-м. Доступ к сообществу, ноу-хау и проектам импакт-инвестирования, которые реализуют крупнейшие европейские компании и фонды, показал мне глобальную картину устройства всей экосистемы. Теперь мне проще выстраивать взаимодействие между разными игроками из некоммерческих и коммерческих организаций и государством.

из личного архива

Егор Гребенников увлекается импакт-инвестированием и социальным предпринимательством. «Следующим поколениям нужно оставить мир лучше, чем тот, в который пришел ты». Фото из личного архива

Филантропия и импакт-инвестирование укладываются в прагматичную бизнес-логику. Бизнесу комфортнее работать в здоровом социальном окружении. Это означает улучшение качества и доступности образования, здравоохранения, экологии, культуры, общественных пространств с возможностями для личного развития. 

В нашей стране так много сфер, которые требуют улучшения, что социальное предпринимательство – история с открытым финалом. У каждого предпринимателя резонирует что-то свое. Большой потенциал масштабных общественных перемен есть у современного искусства. Особенно когда оно выходит за пределы галерей и небольшого экспертного сообщества. Надеюсь, когда-то в Киеве появится аналог Йоркширского скульптурного парка.

Когда находишь призвание, начинаешь жить по совести и делать что-то правильное, уходит внутренний дисбаланс. Прекращается гонка за личным комфортом и постоянной сменой хорошего на лучшее. Начинаешь жить полнокровно. Это чувство сложно с чем-то перепутать. Кажется, я понял это не слишком поздно и могу расти в этом понимании дальше.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине