Документальная лента «Дом из осколков», снятая в копродукции с Украиной – претендент на «Оскар». Она представлена в категории «Лучший документальный полнометражный фильм». Что о ней думают кинокритики и сможет ли «Дом из осколков» завоевать для украинского кино первого «Оскара»
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Над созданием «Дома из осколков» работал датский документалист Симон Леренг Вильмонт вместе с командами Швеции, Финляндии, Дании и Украины. Действия фильма происходят в приюте, где дети ожидают: их усыновят или отправят в детский дом. Здание расположено на еще тогда не оккупированной территории, вблизи линии фронта на Востоке Украины. Там социальные работники пытаются создать для детей безопасное пространство.
«Дом из осколков» – второй фильм, созданный в копродукции с Украиной, вошедший в пятерку номинантов на «Оскар» в секции лучшего документального кино. Первым был «Зима в огне: Борьба Украины за свободу», рассказывающий о протестах в Украине 2013–2014 годов. Его снял режиссер Евгений Афинеевский в сотрудничестве со стриминговым сервисом Netflix.
Мировая премьера «Дома из осколков» состоялась в 2022 году на кинофестивале Sundance, в Украине – на фестивале Kharkiv MeetDocs. Создатели фильма обещают, что скоро лента выйдет в украинский прокат.
Для многих участников кинорынка, а также создателей фильма, попадание в пятерку номинантов «Оскара» стало сюрпризом. До этого он стал лучшей режиссерской работой среди документальных фильмов Sundance. Впоследствии получил награды на шведском Göteborg Film Festival и греческом Thessaloniki International Film Festival.
Сможет ли фильм получить «Оскар»? Шансов немного, но они есть. «Оскар» – субъективный взгляд представителей американской киноиндустрии на мировой процесс, – говорит глава Украинского Оскаровского комитета Алик Шпилюк. – Настоящие художественные качества фильма иногда не имеют существенного значения».
«Не ожидала номинации, но и не удивилась, когда получила эту новость», – говорит продюсер «Дома из осколков» Дарья Бассель. На победу она не рассчитывает, говорит: финансовые ресурсы, привлеченные к продвижению других фильмов-номинантов, гораздо более весомы. Но номинация позволяет громче говорить о войне России против Украины.
Победителей премии объявят 28 марта. В категории полнометражного документального кино с украинской лентой конкурируют еще четыре фильма. Оценить шансы Украины на конкурсе Forbes попросил бывшего члена жюри BAFTA Джека Сила, главного телекритика The Hollywood Reporter Дэниела Финберга, главу Украинского Оскаровского комитета Алика Шпилюка и члена Украинского Оскаровского комитета Дениса Буданова.
Джек Сил, обозреватель фильмов на The Guardian, бывший член жюри BAFTA – британского аналога «Оскара»
Мир со страхом наблюдает за происходящим в Украине и «Дом из осколков» – своевременное напоминание о том, что структура общества может легко разорваться. Что война имеет последствия, которые выходят за рамки сухой статистики. И если страна или община разбиты, нужно много любви и труда, чтобы собрать их снова. Но фильм также дает нам надежду, показывая человеческий дух в изобретательности и стойкости детей.
В последние годы в этой категории обычно выигрывал фильм, который является большой новой историей, потому что он:
- или раскрывает что-то неизвестное или привлекает внимание к достойному человеку,
- или проливает новый свет на человека или явление, которые уже известны.
Несмотря на то, что «Дом из осколков» открывает новую правду о последствиях войны и показывает истории детей, он имеет небольшие шансы на победу. Жюри может показаться, что фильм недостаточно визуально поражает и не имеет достаточно большого нарратива.
Дэниел Финберг, главный телевизионный критик The Hollywood Reporter
Всегда трудно предсказать, как будут развиваться соревнования за «Оскар» в категории документального кино. Но помогает быть своевременным и вовлеченным в актуальный и неотложный разговор. Конечно, недавно победил «Мой учитель-осьминог», поэтому этот критерий достаточно гибкий.
Я в хорошем смысле несколько удивлен, что «Дом из осколков» номинировали. Это небольшой и интимный фильм, еще не поступивший в прокат. Он противостоит главному победителю Sundance – All The Breathes, обладателю Венецианского «Золотого льва» – All the Beauty and the Bloodshed. Также фильм конкурирует с документальными фильмами, которые были представлены на основных платформах: Navalny на Warner Bros. и Fire of Love на Disney. Поэтому «Дом из осколков» – это настоящая темная лошадка.
Почему «Дом из осколков» заслуживает внимания? История о сиротах в Украине вряд ли может быть актуальна больше, чем сейчас. Это было актуально и ужасно до российского вторжения, а через год – тем более. Фильм Симона Леренга Вильмонта одновременно вдохновляет и разрывает сердце.
Алик Шпилюк, программный консультант Одесского международного кинофестиваля и глава Украинского Оскаровского комитета
Обычно на «Оскар» в номинацию «Лучший документальный полнометражный фильм» попадают фильмы высочайшего художественного качества. Преимущественно получившие призы на крупнейших кинофестивалях – как международных класса «А», так и документальных. В этом году среди фильмов-конкурентов есть фильмы, вышедшие в американский кинопрокат, что говорит об их высоких коммерческих и художественных качествах.
Чтобы документальный фильм отобрали на «Оскар», он должен касаться болезненных вопросов, присущих миру или, в частности, американскому обществу. Две из пяти картин касаются американских реалий, в отличие от ленты, созданной в копродукции с Украиной.
У «Дома из осколков» шансы одержать победу объективно самые маленькие – из пяти претендентов у этого фильма самый низкий рейтинг на IMDb. С производственной точки зрения, американские киноакадемики больше всего заинтересованы в локальном кинопроизводстве. Четыре претендента созданы американскими компаниями или в сотрудничестве с ними. Над «Домом из осколков» работали только европейцы.
Но американские киноакадемики достаточно сентиментальны. А «Дом из осколков» рассказывает об брошенных детях во время войны, к которой приковано внимание всего мира. Это, безусловно, может вызвать симпатию американских киноакадемиков и способствовать тому, что фильм получит приличное количество голосов.
Качество «Дома из осколков» очень высокое. Это хорошо сделанный фильм, рассказывающий о проблемах людей, живущих здесь и сейчас. Это важно потому, что среди других претендентов есть фильмы, основанные только на хроникальных кадрах – там нет живого общения героев.
«Дом из осколков» – живая и очень глубокая трогательная история. Поэтому, несмотря на объективные преимущества других фильмов, у ленты есть некоторые шансы.
Денис Буданов, кинокритик, программный директор фестиваля Kharkiv MeetDocs и член Украинского Оскаровского комитета
«Оскар» – это лотерея. Нельзя точно сказать, какой фильм выиграет. Недаром сезон наград сравнивают еще с дерби: здесь тоже есть явные лидеры, аутсайдеры и темные лошадки. Я бы не назвал «Дом из осколков» аутсайдером, скорее темной лошадкой. По многим прогнозам, фильм не должен был выйти из шортлиста в номинацию. То, что он попал туда – уже большая победа. Но если ранжировать, то у «Дома из осколков» шансы на победу минимальны.
Номинационный оскаровский список формируют сообщества кинопрофессионалов, каждый из которых закреплен за определенной категорией «Оскара». В этом случае это документалисты. После объявления номинантов все академики, имеющие право голоса и подтвердившие просмотр пяти номинантов из этой категории, смогут проголосовать за лучший полнометражный документальный фильм.
Очень хорошо, что документалисты – это профессионалы из более чем 80 стран, а не только американцы – обратили внимание именно на «Дом из осколков». Фильм получил достаточно мощный старт на американском Sundance, но затем был представлен, в основном, на европейских кинофестивалях.
Как ни странно, по прогнозам, на победу лидирует американо-канадский фильм «Навальный». Из русского там нет ничего, кроме самой фигуры Навального, в котором видят оппозиционера. У фильма очень хорошая, помпезная промокампания и большая поддержка среди американских кинематографистов. По моим ощущениям, американцы воспринимают этот фильм, как в свое время громкий Citizen4our о Сноудене, который получил «Оскар» в 2015-м. Лента достаточно монотонна по нарративу, но фиксирует исторические события «здесь и сейчас». Так и с «Навальным». Расследование об отравлении было снято сразу после того, как это произошло.
На какие фильмы в первую очередь смотрят не только киноакадемики, но и обычные зрители? Те, что уже получили американские кинокритические или профильные награды и которые на слуху: о них пишет американская пресса, они вышли в прокат, имели безумный фестивальный успех и т.д. В этом аспекте о «Доме из осколков» американские академики и синефилы начинают слышать только сейчас, потому что от Sundance прошел уже год. Лента имеет номинации на Cinema Eye Honors и Independent Spirit и сейчас – номинация на «Оскар». Поэтому будет интересно узнать результат голосования академиков и наблюдать за продвижением фильма в Штатах.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.