В этом году на Берлинале – шесть фильмов от Украины. Еще два – об Украине. А украинский продакшен впервые допущен к Berlinale Co-Production Market – одному из крупнейших кинорынков Европы, где встречаются создатели и дистрибьюторы фильмов со всего мира. Даже на официальный значок впервые поместили флаг другой страны – Украины. Помогут ли рекордное присутствие в программе фестиваля и жесты солидарности украинскому кинематографу пережить войну?
73-й Берлинале приходится на годовщину полномасштабного вторжения России в Украину: он продлится с 16 по 26 февраля. Берлинале – один из десятка кинофестивалей категории А, собирающий тысячи зрителей и профессионалов. В 2023 году игроки индустрии встретятся офлайн впервые с начала пандемии. На фестивале за 11 дней представят около 400 фильмов всех жанров и форматов – в отличие от большинства других, делающих акцент на одном жанре.
Как Украина представлена в фестивальной и рыночной программах Берлинале и какую пользу это может принести.
Как Украина представлена на Берлинале
Полную программу еще не объявили, а Украина уже побила собственный рекорд – в разных секциях кинофестиваля представлено шесть украинских фильмов. В прошлом году в Берлинале приняли участие «Терриконы» Тараса Томенко и «Клондайк» Марины Эр Горбач.
В этом году на Берлинале от Украины поехали ленты о войне. С нею связаны все фильмы последних лет, говорит исполнительный директор Украинской киноакадемии Анна Мачух. «Но в первую очередь избранные ленты – о человеческих историях, – добавляет она. – Там нет жестких фильмов о фронте».
В программы 73-го Берлинале вошли:
- «Железные Бабочки» Романа Любого,
- «Ты меня любишь?» Тони Ноябревой,
- «Просыпаясь в тишине» Милы Жлуктенко и Даниэля Асади Фаэзи,
- «Мы не погаснем» Алисы Коваленко,
- «Это свидание» Надежды Парфан,
- «Восточный фронт» Виталия Манского и Евгения Титаренко.
На фестивале покажут и кино об Украине – польско-немецкий W Ukrainie и Superpower, снятый Шоном Пенном. Последний работал над документальным фильмом вместе с продюсером и режиссером Аароном Кауфманом. В фильм вошли кадры, снятые Пенном в Украине в ноябре 2021 года, эпизоды с Владимиром Зеленским и жизнью в Киеве в начале полномасштабного вторжения.
«Это хороший показатель того, что мир о нас помнит, думает и изображает в своих фильмах, – говорит Мачух. – Такая представленность украинских фильмов именно в Германии, достаточно толерантной к россиянам, очень важна».
В рыночной программе фестиваля – свои «впервые». Продакшен ForeFilms представит фильмы и сериалы на одном из крупнейших кинорынков Европы – Berlinale Co-Production Market. Раньше украинским продюсерам не удавалось попасть в программу. К участию кинопрофессионалов всего мира отобрали ForeFilms и еще четыре компании из других стран.
Какие проекты ForeFilms представляет на Берлинале
Рассказывает продюсер Анна Яценко
- Фильм Антонио Лукича «Специальное отношение»
- Фильм Павла Острикова «Трагедия»
- Фильм Наримана Алиева «Орталан»
- Полнометражный дебют Анны Яценко «Сиблинги»
- Дебютный фильм израильского режиссера Ор Синай «Дом»
- Сериал «Моя бабушка умирать не любила» по книге Паштета Билянского
- Фильм Валентина Васяновича «За Победу!»
«ForeFilms хотят найти иностранных партнеров для каждого проекта и услышать отзывы об историях от продюсеров, сейлз-агентов, дистрибьюторов. «Планируем обсудить создание общеевропейского фонда для поддержки проектов разных стран», – говорит продюсер ForeFilms Анна Яценко.
Одесский кинофестиваль проведет на Берлинале питчинг незавершенных проектов. «Представим игровые, документальные фильмы и сериалы с уже разработанными сценариями, – говорит Мачух. – Некоторые сняли тизеры, но не имеют финансирования для съемок. Берлинале позволяет найти партнеров».
Финансированию украинского кино на Берлинале будет посвящена отдельная дискуссия. Чтобы найти партнеров, Госкино готовит стенд с информацией об украинских производителях и фильмах для Европейского кинорынка.
«У нас две миссии, – говорит Мачух. – Первая – борьба с российской пропагандой. Вторая – спасение украинской киноиндустрии через поиск партнеров и финансирование, чтобы снимать украинское кино в Украине».
Почему поддержка Берлинале важна
До полномасштабного вторжения производство украинских фильмов почти полностью финансировало Госкино. В настоящее время государственные средства на кино не предусмотрены.
Пока в Украине снимают документальные фильмы, которые имеют больше шансов получить гранты, констатирует Мачух. Игровое кино не снимают. Многие студии остались без техники. В первые дни практически все продакшены отправляли камеры, дроны, автомобили ВСУ.
Если быстро не найти возможность снимать игровое кино, через год-два украинских фильмов на фестивалях не будет, убеждена Мачух. Участие Украины в рынке Берлинале – шанс найти средства и другие настройки производства фильмов.
Информационная поддержка тоже не имеет значения. «Мы бы хотели, чтобы побочным эффектом показа нашего фильма была политическая осведомленность, чтобы Украина не сходила со страниц», – говорит режиссер Надежда Парфан. Ее первый игровой фильм «Это свидание» попал в международный короткометражный конкурс Berlinale Shorts.
У украинского кино увеличилось количество функций. Своим фильмом Парфан хочет внести вклад в лоббирование интересов Украины и ускорить поставки оружия. «А еще – заявить об Украине будущего и разбить стереотипы, – добавляет режиссер. – Первый – о Киеве, потому что это харизматичный и красивый город. Второй – об Украине как стране прогрессивных ценностей и уважения прав человека даже в условиях войны».
Берлинале, Канны, Венеция, Санденс – сигнал для зрителя фестивального кино, что этот фильм стоит посмотреть на широком экране, говорит Мачух. «После Берлинале больше шансов сделать следующий фильм, – добавляет Парфан. – Это доказывает твою профпригодность как режиссера и что продюсеры способны производить качественное кино международного уровня».
Какие фильмы будут представлять Украину на Берлинале
«Железные Бабочки»
Режиссер: Роман Любой
Конкурсная программа: Panorama Dokumente
Фильм-расследование посвящен сбитию малазийского пассажирского самолета MH17 на востоке Украины в 2014 году. В картине исследуют риторику российских пропагандистов и реакцию мирового сообщества на преступление.
«Ты меня любишь?»
Режиссер: Тоня Ноябрева
Конкурсная программа: Panorama
Сюжет описывает Украину в период распада Советского Союза и ее независимости. 17-летняя Кира переживает развод родителей. На ее глазах распадается мир, в котором она жила всю свою жизнь. Кира вынуждена повзрослеть и принять новую реальность.
«Просыпаясь в тишине»
Режиссеры: Мила Жлуктенко и Даниэль Асади Фаэзи
Конкурсная программа: Generation Kplus
В бывшей немецкой казарме играют дети, спасшиеся от войны, уехав из Украины. Они находят военные символы из прошлого и связывают их со своим опытом.
«Мы не угаснем»
Режиссер: Алиса Коваленко
Конкурсная программа: Generation 14plus
Документальный фильм о гималайской экспедиции, в которую отправляются пять подростков из охваченного войной Донбасса. «Портрет поколения, которое, несмотря ни на что, способно распознать и воспевать хрупкую красоту жизни», – описывают фильм на сайте Берлинале.
«Это свидание»
Режиссер: Надежда Парфан
Конкурсная программа: Berlinale Shorts
Краткометражный фильм о красоте, жизни и несокрушимости Киева во время полномасштабной войны.
«На рассвете по Киеву с бешеной скоростью несется авто. Когда оно наконец-то тормозит, из машины выходит человек в камуфляже. Его ждут», – описывают сюжет своего фильма создатели.
«Восточный фронт»
Режиссеры: Виталий Манский и Евгений Титаренко
Конкурсная программа: Encounters
Российско-украинская война глазами украинских парамедиков. Евгений Титаренко начал документировать события, когда аннексировали Крым, и продолжал до полномасштабного вторжения. Кроме войны, сюжет изображает судьбы побратимов Титаренко, их семьи и товарищеские отношения, помогающие им пережить сложные времена.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.