В сентябре на Netflix появились сразу три украинских фильма – «Дикое поле», «Янтарные копы» и «Встреча одноклассников» /Иллюстрация Александра Карасева
Категория
Жизнь
Дата

В начале большого пути. Netflix впервые купит большой пакет украинских фильмов. Как от этого выиграет киноиндустрия Украины

6 хв читання

В сентябре на Netflix появились сразу три украинских фильма – «Дикое поле», «Янтарные копы» и «Встреча одноклассников» Фото Иллюстрация Александра Карасева

Украинское кино и сериалы медленным темпом в один фильм в год-два начали появляться на Netflix с 2015 года. В сентябре произошел гигантский скачок – появление сразу трех украинских фильмов в месяц. И это только начало. По информации Forbes, в ближайшее время на американском стриминге может появиться более 10 фильмов украинских киностудий.

6 октября. Онлайн-конференция Forbes «Без розовых очков»

6 октября. Онлайн-конференция Forbes «Без розовых очков»

Что вы узнаете: Правила развития бизнеса в условиях абсолютной неопределенности; Как получить в клиенты и сотрудничать с Минобороны – крупнейшим заказчиком в стране; Как «военные» инновации могут помочь вашему бизнесу; 2023 год в цифрах от Минфина и НБУ.

Билеты на конференцию по ссылке

20 спикеров: Алексей Резников, Сергей Марченко, Михаил Федоров, Александр Конотопский, Алекс Лисситса, Сергей Николайчук, Юлия Бадритдинова, Тарас Чмут и другие.

Когда: 6 октября, с 10:00 до 16:00

Стриминговая платформа Netflix в 2016 году стала доступна в Украине. Только в 2021-м пользователи получили возможность использовать интерфейс и слушать дубляж на украинском. В сентябре 2022 года компания открыла офис в Варшаве, который будет управлять контентом сервиса в странах Центральной и Восточной Европы, в частности в Украине. Netflix уже начал поиск работников, разговаривающих на украинском.

В сентябре на стриминговой платформе появились три отечественных фильма «Дикое поле», «Янтарные копы» и «Встреча одноклассников», доступных для просмотра на территории Украины. Они были добавлены к двум частям «Слуги народа» студии Квартал 95, документальному фильму «Зима в огне» и ленте «Носорог» Олега Сенцова.

Forbes стало известно о продаже большого пакета фильмов группой компаний Film.ua Group для показа на Netflix. Об этом изданию рассказали два источника в компании. Вероятно, речь идет о 14 проектах, сказал один из источников Film.ua. На стриминге появятся «Бешеная свадьба», «Большая прогулка» и «Лучшие выходные». В декабре выйдет «Снайпер. Белый ворон». Идут переговоры о покупке «Фокстер и Макс». Об этом рассказали Forbes разные причастные к созданию этих лент люди.

Film.ua из-за контрактных ограничений с американским стримингом отказался комментировать сотрудничество. В PR-агентстве MSL Ukraine, отвечающем за коммуникацию Netflix в Украине, сказали Forbes, что «клиент решил никак не комментировать вопросы».

Какая цена сделок на украинском кинорынке и какое сотрудничество повлияет на отечественную киноиндустрию.

Чем занимается Film.ua Group?

Чем занимается Film.ua Group?

Нажмите «Читать больше»

Film.ua Group объединяет более 20 компаний в сфере кино- и телепродакшена. Они не только снимают кино и телешоу, но и занимаются дистрибуцией контента – собственного и других продакшенов.

Кино, созданием и дистрибуцией которого занимались в Film.ua Group: фильмы «Ціна правди», «Сторожова застава» и «Захар Беркут»; сериалы «Нюхач» и «Кріпосна» (совместно с СТБ); анимационные фильмы «Мавка. Лісова пісня» и «Викрадена принцеса: Руслан і Людмила».

Фильмы, только дистрибуцией которых занимались Film.ua Group: «Поводир», «Крути, 1918», «Фокстер і Макс», «Снайпер. Білий ворон», «Я працюю на цвинтарі», анимационный фильм «Микита Кожум'яка».

Как построено сотрудничество с Netflix

Переговоры с Netflix – длительный и засекреченный процесс. Детали соглашений строго-настрого запрещено раскрывать, рассказали Forbes несколько участников киноиндустрии во время подготовки материала. Крупнейшие игроки, сотрудничающие с международным стримингом, – Film.ua Group и медиахолдинг «Медиа Группа Украина». Последние начали переговоры со стримингом еще до вторжения.

«Окончательного согласия по показу конкретных фильмов достигли несколько месяцев назад», – говорит директор департамента монетизации контента Ирина Черняк. Медиахолдинг продал права на показ своих проектов «Бурштинові копи» и «Зустріч однокласників» и партнерского – «Дике поле» по роману Сергея Жадана. Они уже доступны подписчикам стриминговой платформы на территории Украины.

Продюсер «Дикого поля» Владимир Яценко после успешного соглашения начал напрямую вести переговоры с Netflix по другим своим проектам. Среди наиболее известных: «Додому» Наримана Алиева, «Атлантида» Валентина Васяновича, «Люксембург, Люксембург» Антонио Лукича, «Я і Фелікс» Ирины Целик. Алиев и Лукич – участники списка Forbes «30 до 30».

Скорее всего, об эксклюзивной продаже прав на показ фильмов речь не идет. Они были в кинотеатральном прокате, большинство на сервисах Megogo и SWEET.TV. К примеру, свежую ленту «Снайпер. Білий ворон» можно посмотреть на этих украинских стримингах от 99 грн. Несмотря на отсутствие эксклюзивности контента, Netflix все равно приобрел права на их показ.

В начале большого пути. Netflix впервые купит большой пакет украинских фильмов. Как от этого выиграет киноиндустрия Украины /Фото 1

Украинское кино на Netflix

Сколько украинские киностудии могут заработать на сотрудничестве со стримингом? Стоимость сделок с Netflix ни одной из сторон не называет. До вторжения говорилось о суммах от $5000 до $25 000 за право на показ одной серии, рассказывали Forbes в трех украинских продакшенах на условиях анонимности. Что касается фильмов – вряд ли Netflix купит украинский фильм дороже, чем за $50 000, говорит продюсер фильма «Снайпер. Білий ворон» Артем Денисов. Сейчас это небольшие деньги: даже не десятки тысяч долларов, соглашается Яценко.

«Стоимость продажи прав на показ фильмов зависит от правообладателя, затрат на производство, а также так называемых rate cards с установленными минимальными ценами», – объясняет директор национального онлайн-кинотеатра SWEET.TV Александр Резунов.

Украина в тренде

Почему у Netflix возрос интерес к украинскому кино? «В результате Украина стала субъектом и на кинематографической карте мира, – говорит соучредитель UPHub Юрий Артеменко. – Поэтому уважение к украинскому войску, благодарность украинскому народу перетекает в интерес к украинскому культурному продукту».

Украина в тренде, а у Netflix не очень хорошие финансовые результаты, добавляет Яценко. За первый квартал 2022 года стриминговая компания потеряла 200 000 подписчиков. Netflix пытается исправить ситуацию с помощью покупки продуктов у интересующей сейчас страны, убежден продюсер.

Среди причин заинтересованности международного стриминга украинским контентом – множество переселенцев. С начала вторжения границу с соседними странами пересекли 7,5 млн жителей Украины, свидетельствуют данные ООН. «Эти люди будут зарабатывать деньги и хотеть смотреть свое, – говорит Яценко. – Поэтому это нормальная практика для компании – потестить украинский контент в Украине, а затем предложить его самую популярную часть европейскому рынку».

Трейлер к фильму «Снайпер. Білий ворон»

Присутствие украинского кино на Netflix не повлияет на украинский кинорынок в плане инвестиций, убеждены его игроки. Вырученных от Netflix средств за права на показ фильмов недостаточно, чтобы держать индустрию на плаву, считает Яценко. До устойчивого сотрудничества украинского медиарынка и Netflix еще далеко, поэтому и о глобальных переменах говорить рано, соглашается продюсер фильмов «Бурштинові копи» и «Зустріч однокласників» Иван Букреев.

Есть ли место для роста Netflix на разорванном войной украинском рынке? В начале февраля 2022 года директор Независимого рейтингового агентства Big Data UA Сергей Бойко оценивает украинскую аудиторию Netflix почти в 200 000. Например, в Польше еще год назад американский стриминг имел уже 1,7 млн подписчиков.

Лидер украинского ОТТ-рынка Megogo, по его оценке, имеет 600 000. В середине лета самый богатый украинец Ринат Ахметов закрыл свой стриминговый сервис Oll.tv, развивавший 10 лет. Подписчиков перевели в Мегого. По оценке Бойко, их было у сервиса почти 150 000. Самая дешевая подписка на Netflix в Украине стоит около 200 грн. На украинских Megogo и Sweet.tv – 99 грн.

Netflix поддерживает кинорынок Украины по-другому: компания выделила $820 000 для украинских кинематографистов на развитие новых проектов. Процесс создания фильма длится от двух лет до шести. Если индустрия сейчас остановится, то несколько лет у нас не будет украинского кино, кроме документального или сделанного наскоро, добавляет Яценко.

Ранее дебютные фильмы получали 100% финансирования от Госкино, остальные – 80% или 50%. Те, кто получал не всю сумму на проект, создавали кино в копродукции с другими странами. Но для привлечения зарубежных средств нужно, чтобы у создателей фильма был свой стартовый капитал. Продюсерам контента, размещенного на Netflix, будет легче находить деньги для новых фильмов, говорит продюсер Иванна Хицинская.

Трейлер к фильму «Дике поле» по роману Сергея Жадана.

Сотрудничество со стримингом дает имиджевую поддержку. «Выход на Netflix повысит спрос на украинский кинематограф среди других международных платформ, – добавляет Хицинская. – Это первый шаг к утверждению украинского кино как соответствующего качеству международного».

В каталогах Amazon Prime Video есть пока 33 украинских фильма. Среди них – «Червоний», «Крути 1918», «Погані дороги», «Земля блакитна, ніби апельсин» и «Скажене весілля». Apple TV+ купил права на показ «ЮКІ» и «Снайпер. Білий ворон». HBO Europe пока приобрела только одну украинскую ленту – комедию Антонио Лукича «Мої думки тихі».

Можно ли уже говорить об экспансии украинского кино на Netflix? «Я бы не говорил слово «экспансия», потому что 10–14 закупленных фильмов погоды не делают, – говорит Артеменко из UPHub. – Можно говорить о начале большого пути, первом шаге. Но мы должны думать о втором».

Какой шаг можно считать полноценным выходом стриминга на украинский рынок? Когда украинские продакшены будут снимать в сотрудничестве с Netflix, добавляет Артеменко. То есть создание линейки Netflix Original. К примеру, в Польше компания инвестировала около $115 млн в оригинальные фильмы и сериалы и создала более 2600 рабочих мест.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд