Леся Украинка за 190 млн грн. Украинский мультфильм-долгострой «Мавка» вышел в прокат. Как его продали почти на всю Европу
Категория
Компании
Дата

Леся Украинка за 190 млн грн. Украинский мультфильм-долгострой «Мавка» вышел в прокат. Как его продали почти на всю Европу

5 хв читання

Спустя семь лет работы украинский мультфильм-долгострой от студии FILM.UA «Мавка. Лесная песня» вышел в кинопрокат 2 марта 2023 года. Об этом сообщили в прямом эфире шоу «Завтрак с 1+1». Но «Мавка» умудрился стать феноменом еще до релиза на больших экранах: с анимированной героиней выходил многочисленный мерч, а права на показ мультфильма купили почти все страны Европы. Как война и креативный подход студии помогают продать один из самых дорогих мультфильмов Украины на весь мир

Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго». 

Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!

«Война дала нам шанс быть услышанными, – говорит CEO киностудии FILM.UA Виктория Ярмощук. – Я бы хотела такого шанса не иметь, но если мы его получили, то воспользуемся». В компании заметили тренд: международному рынку становятся интересны истории, ранее рассматриваемые группой исключительно как локальные. «Румынские партнеры, читая этно-триллер «Зілля» по мотивам повести Ольги Кобылянской, говорят, что им близка эта история, они хотят ее делать», – рассказывает креативный продюсер FILM.UA Анна Елисеева.

У FILM.UA уже есть успешный кейс мировой экспансии: права на показ мультфильма «Мавка. Лесная песня» по мотивам пьесы украинской писательницы Леси Украинки приобрели более 20 стран Европы. Только во время кинорынка на последнем Каннском кинофестивале в мае команда договорилась о прокате в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии, Греции и Монголии. В феврале стало известно: «Мавку» покажут в США и Канаде – права на украинский мультфильм приобрела американская Shout! Factory.

Как «Мавке» удалось?

Украинский мультфильм, который увидит весь мир

11 июля стало известно: топовый дистрибьютор Universal Pictures Content Group приобрел полный пакет прав на показ «Мавки» во Франции и на франкоязычных территориях. Это первый контракт FILM.UA с NBCUniversal и огромный прорыв для всей промышленности, считает Анна Елисеева. «Мир анимации – плотно занятая ниша, – добавляет она. – Есть американцы с глобальными студиями, французы и еще несколько стран, известных мультипликацией. В прокате других кинотеатры в большинстве своем не заинтересованы».

«Мавку» покажут во всех странах Европы, кроме Великобритании, с которой ведутся переговоры. Также продолжаются обсуждения со США, Латинской Америкой и поиск партнера, который бы закрыл всю Азию .

Как «Мавка» находила дистрибьюторов? Финальный аккорд на этом пути состоялся на кинорынке Каннского фестиваля. «Это не первый маркет нашей «Мавки», но, думаю, последний», – говорит директор FILM.UA Distribution Евгений Драчов. из-за войны байеры, уже законтрактовавшие проект, мысленно попрощались с ним. Но когда «Мавка» и ее продюсеры посетили Канны-2022 с промокампанией и скринингами, зрители аплодировали стоя. Некоторые даже плакали, вспоминает Драч.

Прием не всегда был столь теплым. Переговоры с NBCUniversal продолжались примерно три года, и их атмосфера была разной, говорит продюсер мультфильма Ирина Костюк. Весной 2022 все изменилось: дистрибьюторы даже пригласили команду «Мавки» обсудить совместные пресс-релизы о заключении контракта. «Это важный фактор, потому что с крупными компаниями это сложно, – объясняет Костюк. – Они часто либо не дают ставить логотип, либо не утверждают релиз».

Видео из «Мавка. Лісова пісня» со сценой под веснянку в исполнении «ДахаБраха»

Байеры отмечали высокое качество анимации, говорит Драч. «По сценарию были разные комментарии, у каждого свое видение, – добавляет он. – Например, кто-то говорил, что финальная сцена несколько агрессивна». Костюк вспоминает фидбек представителей польского дистрибьютора Monolith Films: «Было несколько комментариев, в частности, что бензопила может напугать детей. А в конце отчета вывод: Itʼs a winner».

Команда «Мавки» ведет переговоры с польскими партнерами о совместных активностях. Поляки просят предоставить право на прокат мультфильма на украинском, чтобы его могли увидеть украинские переселенцы в Польше, которых там больше миллиона, по данным ООН. Песни из мультфильма будут дублироваться локальными артистами. В планах – акции с этими песнями в некоторых странах; в каких именно – команда объявит впоследствии.

За время создания мультфильма команда разработала инструкцию по промокампании: от коллабораций, брендировок пространств, потребительских товаров до разработки 3D-шоу. Этот документ авторы проекта отдают партнерам, чтобы те могли создать вселенную «Мавки» в своих странах. Компания Stage Show Company, занимавшаяся постановкой шоу «Вартові Мрій» и «Дом Таинственных приключений» на киевской ВДНХ, проводит переговоры с европейскими партнерами, чтобы создать постановку по «Мавке». «Думаем о сиквелах и сериалах, – говорит Ирина Костюк. – Планы большие. Нужны деньги, время и отсутствие войны».

Путь «Мавки»

О том, что FILM.UA работает над анимированной историей по мотивам «Лесной песни» Леси Украинки, впервые заговорили в 2015 году. «Мавка» заработала реноме долгостроя. Действительно ли семь лет – это долго? Анонс «Истории игрушек 4» – шестого по кассе мультфильма со сбором $1 млрд – состоялся в 2014 году, премьера – в 2019-м. О работе над «Душой» Pixar стало известно в 2016-м, на сервисе Disney+ мультфильм появился в конце 2020-го. «Цикл создания мультфильма в пять-шесть лет – нормальный», – уверяет СЕО студии «Анимаград» и продюсер «Мавки» Егор Олесов.

Пандемия и российское вторжение, однако, все же продлили срок создания мультфильма. Сначала пришлось настроить систему работы, по которой команда может подключаться к компьютерам и серверам из дому. Из-за войны проект тем более пришлось перезапускать. Несмотря на это, команда планирует закончить производство в конце сентября.

Еще один ответ на вопрос «Почему так долго?»: пиар-кампания «Мавки» началась еще до старта продакшена, объясняет продюсер проекта Ирина Костюк. Это не соответствует мировой практике; команда не планировала делать это так рано, но новость о мультфильме по мотивам Леси Украинки попала в нерв времени. «Тизер, который мы делали исключительно для бизнес-целей, набрал миллионы просмотров», – вспоминает Костюк.

Это видео команда разрабатывала для питчинга на ко-продакшен-форуме Cartoon Movie во французском Бордо. «Нас отобрали на ивент, где украинских проектов до этого не было никогда», — говорит Костюк. В Бордо «Мавка» получила первое признание, а вместе с ним – предложения международного ко-продакшена от Канады, Франции, Германии и Бельгии. Впрочем, производство оставили в Украине. «У нас ниже бюджет, чем в Европе и в Канаде, – объясняет Костюк. – А как только запускаешь международного партнера, средства растут».

Леся Украинка за 190 млн грн. Украинский мультфильм-долгострой «Мавка» вышел в прокат. Как его продали почти на всю Европу /Фото 1

Фото из мультфильма «Мавка»

Леся Украинка за 190 млн грн. Украинский мультфильм-долгострой «Мавка» вышел в прокат. Как его продали почти на всю Европу /Фото 2

Фото из мультфильма «Мавка»

Леся Украинка за 190 млн грн. Украинский мультфильм-долгострой «Мавка» вышел в прокат. Как его продали почти на всю Европу /Фото 3

Фото из мультфильма «Мавка»

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Успех «Мавки» в Бордо был замечен в Украине – начались запросы на интервью и комментарии, говорит креативный продюсер Анна Елисеева. Неожиданная гонка сделала «Мавку» уникальным кейсом, считает Костюк. «Мы начали развивать вселенную «Мавки», продавать лицензии на мерч и потребительские товары, – вспоминает она. – Это удивляет иностранных партнеров: как бренд еще до выхода контента может быть настолько сильным, что его лицензируют коммерческие партнеры».

Леся Украинка за 190 млн грн. Украинский мультфильм-долгострой «Мавка» вышел в прокат. Как его продали почти на всю Европу /Фото 4

Сцена из «Мавки»

На локальном рынке «Мавка» вызвала интерес не только из-за усилившегося после 2014 года тренда на аутентику. В то время аудитории и потенциальным бизнес-партнерам потребовался национальный современный мультипликационный герой, говорит Костюк. Она приводит пример бренда «Лантманнен Акса», выпускавшего сухие завтраки, – до коллаборации с «Мавкой» у них была лицензия на «Маша и Медведь». «Все, кто покупал лицензии детских брендов, чтобы использовать их на своих товарах, могли покупать только западное или российское», – объясняет Костюк.

В итоге «Мавка» попала в тренд с защитой окружающей среды. Для брендов типа «Сильпо», под чьи концепции подпадают зеленые инициативы, органична коллаборация с мультфильмом, главная героиня которого защищает природу от агрессии людей. Но это не главный посыл фильма. «Раньше мы делали фокус на любовь, теперь – на то, как Мавка борется за мир и гармонию», – описывает Костюк. Новый посыл совпадает с нынешним образом Украины в мире.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд