Леся Украинка за 190 млн грн. Украинский мультфильм-долгострой «Мавка» вышел в прокат. Как его продали почти на всю Европу
Категория
Компании
Дата

Леся Украинка за 190 млн грн. Украинский мультфильм-долгострой «Мавка» вышел в прокат. Как его продали почти на всю Европу

5 хв читання

Спустя семь лет работы украинский мультфильм-долгострой от студии FILM.UA «Мавка. Лесная песня» вышел в кинопрокат 2 марта 2023 года. Об этом сообщили в прямом эфире шоу «Завтрак с 1+1». Но «Мавка» умудрился стать феноменом еще до релиза на больших экранах: с анимированной героиней выходил многочисленный мерч, а права на показ мультфильма купили почти все страны Европы. Как война и креативный подход студии помогают продать один из самых дорогих мультфильмов Украины на весь мир

«Война дала нам шанс быть услышанными, – говорит CEO киностудии FILM.UA Виктория Ярмощук. – Я бы хотела такого шанса не иметь, но если мы его получили, то воспользуемся». В компании заметили тренд: международному рынку становятся интересны истории, ранее рассматриваемые группой исключительно как локальные. «Румынские партнеры, читая этно-триллер «Зілля» по мотивам повести Ольги Кобылянской, говорят, что им близка эта история, они хотят ее делать», – рассказывает креативный продюсер FILM.UA Анна Елисеева.

У FILM.UA уже есть успешный кейс мировой экспансии: права на показ мультфильма «Мавка. Лесная песня» по мотивам пьесы украинской писательницы Леси Украинки приобрели более 20 стран Европы. Только во время кинорынка на последнем Каннском кинофестивале в мае команда договорилась о прокате в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии, Греции и Монголии. В феврале стало известно: «Мавку» покажут в США и Канаде – права на украинский мультфильм приобрела американская Shout! Factory.

Как «Мавке» удалось?

Украинский мультфильм, который увидит весь мир

11 июля стало известно: топовый дистрибьютор Universal Pictures Content Group приобрел полный пакет прав на показ «Мавки» во Франции и на франкоязычных территориях. Это первый контракт FILM.UA с NBCUniversal и огромный прорыв для всей промышленности, считает Анна Елисеева. «Мир анимации – плотно занятая ниша, – добавляет она. – Есть американцы с глобальными студиями, французы и еще несколько стран, известных мультипликацией. В прокате других кинотеатры в большинстве своем не заинтересованы».

«Мавку» покажут во всех странах Европы, кроме Великобритании, с которой ведутся переговоры. Также продолжаются обсуждения со США, Латинской Америкой и поиск партнера, который бы закрыл всю Азию .

Как «Мавка» находила дистрибьюторов? Финальный аккорд на этом пути состоялся на кинорынке Каннского фестиваля. «Это не первый маркет нашей «Мавки», но, думаю, последний», – говорит директор FILM.UA Distribution Евгений Драчов. из-за войны байеры, уже законтрактовавшие проект, мысленно попрощались с ним. Но когда «Мавка» и ее продюсеры посетили Канны-2022 с промокампанией и скринингами, зрители аплодировали стоя. Некоторые даже плакали, вспоминает Драч.

Прием не всегда был столь теплым. Переговоры с NBCUniversal продолжались примерно три года, и их атмосфера была разной, говорит продюсер мультфильма Ирина Костюк. Весной 2022 все изменилось: дистрибьюторы даже пригласили команду «Мавки» обсудить совместные пресс-релизы о заключении контракта. «Это важный фактор, потому что с крупными компаниями это сложно, – объясняет Костюк. – Они часто либо не дают ставить логотип, либо не утверждают релиз».

Видео из «Мавка. Лісова пісня» со сценой под веснянку в исполнении «ДахаБраха»

Байеры отмечали высокое качество анимации, говорит Драч. «По сценарию были разные комментарии, у каждого свое видение, – добавляет он. – Например, кто-то говорил, что финальная сцена несколько агрессивна». Костюк вспоминает фидбек представителей польского дистрибьютора Monolith Films: «Было несколько комментариев, в частности, что бензопила может напугать детей. А в конце отчета вывод: Itʼs a winner».

Команда «Мавки» ведет переговоры с польскими партнерами о совместных активностях. Поляки просят предоставить право на прокат мультфильма на украинском, чтобы его могли увидеть украинские переселенцы в Польше, которых там больше миллиона, по данным ООН. Песни из мультфильма будут дублироваться локальными артистами. В планах – акции с этими песнями в некоторых странах; в каких именно – команда объявит впоследствии.

За время создания мультфильма команда разработала инструкцию по промокампании: от коллабораций, брендировок пространств, потребительских товаров до разработки 3D-шоу. Этот документ авторы проекта отдают партнерам, чтобы те могли создать вселенную «Мавки» в своих странах. Компания Stage Show Company, занимавшаяся постановкой шоу «Вартові Мрій» и «Дом Таинственных приключений» на киевской ВДНХ, проводит переговоры с европейскими партнерами, чтобы создать постановку по «Мавке». «Думаем о сиквелах и сериалах, – говорит Ирина Костюк. – Планы большие. Нужны деньги, время и отсутствие войны».

Путь «Мавки»

О том, что FILM.UA работает над анимированной историей по мотивам «Лесной песни» Леси Украинки, впервые заговорили в 2015 году. «Мавка» заработала реноме долгостроя. Действительно ли семь лет – это долго? Анонс «Истории игрушек 4» – шестого по кассе мультфильма со сбором $1 млрд – состоялся в 2014 году, премьера – в 2019-м. О работе над «Душой» Pixar стало известно в 2016-м, на сервисе Disney+ мультфильм появился в конце 2020-го. «Цикл создания мультфильма в пять-шесть лет – нормальный», – уверяет СЕО студии «Анимаград» и продюсер «Мавки» Егор Олесов.

Пандемия и российское вторжение, однако, все же продлили срок создания мультфильма. Сначала пришлось настроить систему работы, по которой команда может подключаться к компьютерам и серверам из дому. Из-за войны проект тем более пришлось перезапускать. Несмотря на это, команда планирует закончить производство в конце сентября.

Еще один ответ на вопрос «Почему так долго?»: пиар-кампания «Мавки» началась еще до старта продакшена, объясняет продюсер проекта Ирина Костюк. Это не соответствует мировой практике; команда не планировала делать это так рано, но новость о мультфильме по мотивам Леси Украинки попала в нерв времени. «Тизер, который мы делали исключительно для бизнес-целей, набрал миллионы просмотров», – вспоминает Костюк.

Это видео команда разрабатывала для питчинга на ко-продакшен-форуме Cartoon Movie во французском Бордо. «Нас отобрали на ивент, где украинских проектов до этого не было никогда», — говорит Костюк. В Бордо «Мавка» получила первое признание, а вместе с ним – предложения международного ко-продакшена от Канады, Франции, Германии и Бельгии. Впрочем, производство оставили в Украине. «У нас ниже бюджет, чем в Европе и в Канаде, – объясняет Костюк. – А как только запускаешь международного партнера, средства растут».

Леся Украинка за 190 млн грн. Украинский мультфильм-долгострой «Мавка» вышел в прокат. Как его продали почти на всю Европу /Фото 1

Фото из мультфильма «Мавка»

Леся Украинка за 190 млн грн. Украинский мультфильм-долгострой «Мавка» вышел в прокат. Как его продали почти на всю Европу /Фото 2

Фото из мультфильма «Мавка»

Леся Украинка за 190 млн грн. Украинский мультфильм-долгострой «Мавка» вышел в прокат. Как его продали почти на всю Европу /Фото 3

Фото из мультфильма «Мавка»

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Успех «Мавки» в Бордо был замечен в Украине – начались запросы на интервью и комментарии, говорит креативный продюсер Анна Елисеева. Неожиданная гонка сделала «Мавку» уникальным кейсом, считает Костюк. «Мы начали развивать вселенную «Мавки», продавать лицензии на мерч и потребительские товары, – вспоминает она. – Это удивляет иностранных партнеров: как бренд еще до выхода контента может быть настолько сильным, что его лицензируют коммерческие партнеры».

Леся Украинка за 190 млн грн. Украинский мультфильм-долгострой «Мавка» вышел в прокат. Как его продали почти на всю Европу /Фото 4

Сцена из «Мавки»

На локальном рынке «Мавка» вызвала интерес не только из-за усилившегося после 2014 года тренда на аутентику. В то время аудитории и потенциальным бизнес-партнерам потребовался национальный современный мультипликационный герой, говорит Костюк. Она приводит пример бренда «Лантманнен Акса», выпускавшего сухие завтраки, – до коллаборации с «Мавкой» у них была лицензия на «Маша и Медведь». «Все, кто покупал лицензии детских брендов, чтобы использовать их на своих товарах, могли покупать только западное или российское», – объясняет Костюк.

В итоге «Мавка» попала в тренд с защитой окружающей среды. Для брендов типа «Сильпо», под чьи концепции подпадают зеленые инициативы, органична коллаборация с мультфильмом, главная героиня которого защищает природу от агрессии людей. Но это не главный посыл фильма. «Раньше мы делали фокус на любовь, теперь – на то, как Мавка борется за мир и гармонию», – описывает Костюк. Новый посыл совпадает с нынешним образом Украины в мире.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд