Игорь Мазепа, основатель Concorde Capital. /Анна Наконечная
Категория
Жизнь
Дата

Как стать пилотом-любителем в Украине. Опыт основателя Concorde Capital Игоря Мазепы, который управляет вертолетом каждый день

4 хв читання

Игорь Мазепа, основатель Concorde Capital. Фото Анна Наконечная

За один день основатель инвесткомпании Concorde Capital Игорь Мазепа успевает посетить пять городов. Скорость передвижения предпринимателю обеспечивает хобби: пилотирование вертолета. Машиной Мазепа ездит только из загородного дома в Киев, и то не всегда. «На вертолете я добираюсь в любую точку в четыре-пять раз быстрее, чем на машине», – говорит он.

Пилотирование – распространенное увлечение среди бизнесменов. Около шести знакомых предпринимателей Мазепы тоже самостоятельно управляют вертолетом. А многие его друзья, крупные бизнесмены, заводят правила в компаниях: топ-менеджмент летает по стране только на вертолетах. Это экономит время, дает независимость и является самым безопасным способом передвижения. «Я часто задумывался, почему мне нравится быть за штурвалом самому?» – говорит основатель Concorde Capital. Ответ нашелся: Мазепе важно брать на себя ответственность за результат любой деятельности. Пилотирование это позволяет.

Игорь Мазепа рассказал Forbes о том, как начать пилотировать вертолет в Украине и какие важные для работы навыки развивает в нем хобби. Прямая речь сокращена и отредактирована для ясности.

– Впервые я оказался за штурвалом вертолета семь лет назад. Меня прокатил друг и предложил поуправлять. Тогда меня хватило на три-четыре секунды. Но после полета я серьезно задумался над тем, чтобы научиться пилотировать. Это очень увлекательное хобби – затягивает мгновенно.

Многие мои друзья, которые купили вертолеты после меня, начинали увлечение так же – я прокатил их, и они загорелись. Подобная история была с Володей Кличко – чтобы полюбить пилотирование, ему понадобилось два полета. Однажды мы летали вместе в Карпатах, а спустя время возвращались откуда-то вместе на вертолете моего друга. Сегодня Кличко – один из самых опытных любителей в Украине. 

Когда попробовал себя в роли пассажира и готов садиться за штурвал, следующий шаг – пилотная школа. В обучении нет ничего сложного или страшного. Разве что оно может показаться немного дорогим: в зависимости от типа вертолета час налета может стоить от $600 до $3000–5000. 

Для получения лицензии нужно иметь 45 часов налета с инструктором и пройти теоретическую подготовку. Она состоит из 9-10 тем: начиная с аэродинамики и заканчивая атмосферными и погодными явлениями. Курс занял у меня полтора года. Интересный опыт, будто возвращаешься в детство и чувствуешь себя школьником. Одно это невероятно расширяет кругозор.  

Анна Наконечная

Игорь Мазепа, основатель Concorde Capital. Фото Анна Наконечная

Анна Наконечная

Когда попробовал себя в роли пассажира и готов садиться за штурвал, следующий шаг – пилотная школа. Фото Анна Наконечная

Анна Наконечная

Ощущения от полета можно сравнить с подводными погружениями: смотришь на мир со всех сторон. Полеты на вертолете – это очень красиво. Фото Анна Наконечная

Анна Наконечная

Дождливый и туманный Киев, вид с вертолета. Фото Анна Наконечная

Анна Наконечная

Киев, вид с вертолета. Фото Анна Наконечная

Анна Наконечная

Для получения лицензии нужно иметь 45 часов налета с инструктором и пройти теоретическую подготовку. Фото Анна Наконечная

Анна Наконечная

Киев, вид с вертолета. Фото Анна Наконечная

Анна Наконечная

Часто могу сидеть дома, думать о своем и вдруг решить полететь в лес или к товарищу в гости. Вертолетная площадка находится в 50 метрах от дома. Выкатил вертолет – и через минуту уже лечу куда угодно. Фото Анна Наконечная

Анна Наконечная

Например, ты не можешь перелететь с небоскреба на небоскреб. В центре Киева нельзя летать вовсе. Фото Анна Наконечная

Анна Наконечная

Днестр – удивительная река, но всю ее красоту можно оценить только на вертолете. Когда едешь по Карпатам через населенные пункты, видишь беспорядок и отвратительные дороги. А на вертолете замечаешь только природу. Фото Анна Наконечная

Анна Наконечная

Мой вертолет Robinson R66. Фото Анна Наконечная

Анна Наконечная

Robinson R66, вертолет Игоря Мазепы. Фото Анна Наконечная

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Я разделяю вертолеты на две категории. Первая – тяжелый, сложный транспорт, предназначенный для того, чтобы сидеть сзади, смотреть телевизор и пить вино. Это «летающий автобус» – тебя довезли из точки А в точку Б по заданному маршруту. Вторая – вертолеты полегче. Ты управляешь сам и легко можешь отклониться от маршрута. Увидел красивое животное – подлетел, рассмотрел его и улетел дальше. 

Мой вертолет Robinson R66 второго типа. Он вмещает четыре-пять человек, у него хороший расход: я могу лететь 800 километров по прямой без дозаправки. Им просто управлять, мне не нужны дополнительные механики и вспомогательный персонал. Сажусь в вертолет, как в машину, и через минуту уже в воздухе. 

Часто могу сидеть дома, думать о своем и вдруг решить полететь в лес или к товарищу в гости. Вертолетная площадка находится в 50 метрах от дома. Выкатил вертолет – и через минуту уже лечу куда угодно. В большинстве случаев мне не нужно разрешение или согласование полета, по дороге я просто уведомляю диспетчерскую службу, куда лечу. Диспетчер помогает в любой ситуации: разводит траффик, консультирует по погодным условиям, сообщает, какие полигоны и какие аэропорты активны. 

А летать по городу на вертолете довольно сложно. С одной стороны, регуляции либеральные, с другой – нет инфраструктуры для полетов. Например, ты не можешь перелететь с небоскреба на небоскреб. В центре Киева нельзя летать вовсе. Штрафы за нарушения правил полета могут составлять десятки и сотни тысяч гривен. 

Если лететь из регулируемого пространства или в регулируемое пространство, скажем, в зону аэропорта Борисполь, необходим план полета. Его делать довольно просто – за час до вылета отправляешь электронное сообщение и получаешь ответ. 

Бывают неприятные ситуации. Например, иногда диспетчеры аэропорта Борисполь со ста рейсами в сутки всем видом показывают, что разводят самый напряженный авиационный трафик в мире и недружелюбно относятся к пилотам малых воздушных судов. Часто от них можно получить необоснованный отказ в разрешении на проход их зоны транзитом. Хотя в других европейских и североамериканских портах, в разы более активных, такие разрешения – обычное явление. Однажды в Норвегии мы были готовы к вылету, но диспетчер на аэродроме заметил, что у нас нет плана полета. Он даже предложил составить его за нас. За минуту, пока мы прогревали вертолет, отправили план полета, тут же получили ответ и вылетели. 

Ощущения от полета можно сравнить с подводными погружениями: смотришь на мир со всех сторон. Полеты на вертолете – это очень красиво. Любуешься закатами, рассветами, реками и каньонами. Я сначала полностью объездил Украину на машине, а затем облетел на вертолете – разница огромная. Например, Днестр – удивительная река, но всю ее красоту можно оценить только на вертолете. Когда едешь по Карпатам через населенные пункты, видишь беспорядок и отвратительные дороги. А на вертолете замечаешь только природу. 

При пилотировании вертолета иногда случаются сложные ситуации. Первая реакция на них – страх, стресс и паника. Однажды я попал в невероятный туман, пришлось лететь на высоте метр-полтора от земли на скорости 5 км/ч. Я дотянул до дороги и переждал туман. Когда прилетел домой, залпом выпил два литра воды. Так было в первое время – сейчас научился куда меньше бояться и стрессовать. Это отличный навык, который я с радостью переношу на работу. Стресс не помогает никогда – ни в полете, ни в работе. 

Пилотирование развивает helicopter view. Учишься смотреть на ситуацию с высоты, взмывая над рутиной. Привычка летать и широкий кругозор, который дают полеты на вертолете, учат замечать и учитывать мелочи. Это помогает в бизнесе. Такие вещи развивают креативность, помогают видеть выше и дальше, чем остальные. Думаю, что вижу в бизнесе больше других благодаря умению окидывать взглядом большее пространство. Этот навык дало мне пилотирование.

Материалы по теме

 

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд