За один день основатель инвесткомпании Concorde Capital Игорь Мазепа успевает посетить пять городов. Скорость передвижения предпринимателю обеспечивает хобби: пилотирование вертолета. Машиной Мазепа ездит только из загородного дома в Киев, и то не всегда. «На вертолете я добираюсь в любую точку в четыре-пять раз быстрее, чем на машине», – говорит он.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Пилотирование – распространенное увлечение среди бизнесменов. Около шести знакомых предпринимателей Мазепы тоже самостоятельно управляют вертолетом. А многие его друзья, крупные бизнесмены, заводят правила в компаниях: топ-менеджмент летает по стране только на вертолетах. Это экономит время, дает независимость и является самым безопасным способом передвижения. «Я часто задумывался, почему мне нравится быть за штурвалом самому?» – говорит основатель Concorde Capital. Ответ нашелся: Мазепе важно брать на себя ответственность за результат любой деятельности. Пилотирование это позволяет.
Игорь Мазепа рассказал Forbes о том, как начать пилотировать вертолет в Украине и какие важные для работы навыки развивает в нем хобби. Прямая речь сокращена и отредактирована для ясности.
– Впервые я оказался за штурвалом вертолета семь лет назад. Меня прокатил друг и предложил поуправлять. Тогда меня хватило на три-четыре секунды. Но после полета я серьезно задумался над тем, чтобы научиться пилотировать. Это очень увлекательное хобби – затягивает мгновенно.
Многие мои друзья, которые купили вертолеты после меня, начинали увлечение так же – я прокатил их, и они загорелись. Подобная история была с Володей Кличко – чтобы полюбить пилотирование, ему понадобилось два полета. Однажды мы летали вместе в Карпатах, а спустя время возвращались откуда-то вместе на вертолете моего друга. Сегодня Кличко – один из самых опытных любителей в Украине.
Когда попробовал себя в роли пассажира и готов садиться за штурвал, следующий шаг – пилотная школа. В обучении нет ничего сложного или страшного. Разве что оно может показаться немного дорогим: в зависимости от типа вертолета час налета может стоить от $600 до $3000–5000.
Для получения лицензии нужно иметь 45 часов налета с инструктором и пройти теоретическую подготовку. Она состоит из 9-10 тем: начиная с аэродинамики и заканчивая атмосферными и погодными явлениями. Курс занял у меня полтора года. Интересный опыт, будто возвращаешься в детство и чувствуешь себя школьником. Одно это невероятно расширяет кругозор.
Я разделяю вертолеты на две категории. Первая – тяжелый, сложный транспорт, предназначенный для того, чтобы сидеть сзади, смотреть телевизор и пить вино. Это «летающий автобус» – тебя довезли из точки А в точку Б по заданному маршруту. Вторая – вертолеты полегче. Ты управляешь сам и легко можешь отклониться от маршрута. Увидел красивое животное – подлетел, рассмотрел его и улетел дальше.
Мой вертолет Robinson R66 второго типа. Он вмещает четыре-пять человек, у него хороший расход: я могу лететь 800 километров по прямой без дозаправки. Им просто управлять, мне не нужны дополнительные механики и вспомогательный персонал. Сажусь в вертолет, как в машину, и через минуту уже в воздухе.
Часто могу сидеть дома, думать о своем и вдруг решить полететь в лес или к товарищу в гости. Вертолетная площадка находится в 50 метрах от дома. Выкатил вертолет – и через минуту уже лечу куда угодно. В большинстве случаев мне не нужно разрешение или согласование полета, по дороге я просто уведомляю диспетчерскую службу, куда лечу. Диспетчер помогает в любой ситуации: разводит траффик, консультирует по погодным условиям, сообщает, какие полигоны и какие аэропорты активны.
А летать по городу на вертолете довольно сложно. С одной стороны, регуляции либеральные, с другой – нет инфраструктуры для полетов. Например, ты не можешь перелететь с небоскреба на небоскреб. В центре Киева нельзя летать вовсе. Штрафы за нарушения правил полета могут составлять десятки и сотни тысяч гривен.
Если лететь из регулируемого пространства или в регулируемое пространство, скажем, в зону аэропорта Борисполь, необходим план полета. Его делать довольно просто – за час до вылета отправляешь электронное сообщение и получаешь ответ.
Бывают неприятные ситуации. Например, иногда диспетчеры аэропорта Борисполь со ста рейсами в сутки всем видом показывают, что разводят самый напряженный авиационный трафик в мире и недружелюбно относятся к пилотам малых воздушных судов. Часто от них можно получить необоснованный отказ в разрешении на проход их зоны транзитом. Хотя в других европейских и североамериканских портах, в разы более активных, такие разрешения – обычное явление. Однажды в Норвегии мы были готовы к вылету, но диспетчер на аэродроме заметил, что у нас нет плана полета. Он даже предложил составить его за нас. За минуту, пока мы прогревали вертолет, отправили план полета, тут же получили ответ и вылетели.
Ощущения от полета можно сравнить с подводными погружениями: смотришь на мир со всех сторон. Полеты на вертолете – это очень красиво. Любуешься закатами, рассветами, реками и каньонами. Я сначала полностью объездил Украину на машине, а затем облетел на вертолете – разница огромная. Например, Днестр – удивительная река, но всю ее красоту можно оценить только на вертолете. Когда едешь по Карпатам через населенные пункты, видишь беспорядок и отвратительные дороги. А на вертолете замечаешь только природу.
При пилотировании вертолета иногда случаются сложные ситуации. Первая реакция на них – страх, стресс и паника. Однажды я попал в невероятный туман, пришлось лететь на высоте метр-полтора от земли на скорости 5 км/ч. Я дотянул до дороги и переждал туман. Когда прилетел домой, залпом выпил два литра воды. Так было в первое время – сейчас научился куда меньше бояться и стрессовать. Это отличный навык, который я с радостью переношу на работу. Стресс не помогает никогда – ни в полете, ни в работе.
Пилотирование развивает helicopter view. Учишься смотреть на ситуацию с высоты, взмывая над рутиной. Привычка летать и широкий кругозор, который дают полеты на вертолете, учат замечать и учитывать мелочи. Это помогает в бизнесе. Такие вещи развивают креативность, помогают видеть выше и дальше, чем остальные. Думаю, что вижу в бизнесе больше других благодаря умению окидывать взглядом большее пространство. Этот навык дало мне пилотирование.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.