Роман Романчук, CEO Multiplex. /из личного архива
Категория
Жизнь
Дата

Пособие для кризис-менеджера. Как автогонки помогают CEO Multiplex Роману Романчуку руководить компанией

Роман Романчук, CEO Multiplex. Фото из личного архива

Гендиректор сети кинотеатров Multiplex Роман Романчук впервые принял участие в автогонках в 2016-м. Три года спустя взял бронзу горного чемпионата Украины. Но призы для Романчука, 42, не главное. Гонки помогают ему улучшить концентрацию, работать со страхом и быть лучшим стратегом

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 всього чотири дні. Оформлюйте зараз за цим посиланням

На время чемпионата Романчук полностью меняет ритм жизни. «Гонки заставляют мозг работать по-другому, – говорит он. – Я отчетливо ощущаю это, возвращаясь назад». Во время заездов пилоты спят по нескольку часов, теряют около четырех килограмм в день и практически не едят. Несмотря на это, Романчук уверен: гонки – это отдых.

Вот что он рассказал Forbes об автоспорте и необходимых пилоту навыках. Прямая речь сокращена и отредактирована для ясности.

– В 2014-м мы с товарищем запустили социальный проект – учили детей картингу. Тогда я и сам впервые сел в карт. Через год пересел за руль корпусного автомобиля. В 2016-м мы с моим первым пилотом впервые приняли участие в чемпионате. Заняли 7-е или 8-е место из 11. А через три года я стал бронзовым чемпионом Украины и кандидатом в мастера спорта. 

Наша команда называется SB Racing team. В ней два пилота и несколько механиков. Мы участвуем в чемпионате Украины по горным гонкам. В горном чемпионате всегда новая трасса. Для меня, непрофессионального спортсмена, это выгоднее: незнакомая трасса для всех одинакова. 

Горный чемпионат длится с весны до начала осени. Заезды проходят в семь–восемь этапов на Западной Украине. Трасса должна быть с определенным количеством поворотов и перепадом высоты. Горный заезд – практически сплошные повороты.  

Наша команда ездит на ВАЗ-2108. Это автомобиль из серии, которая подходит для гонок. Не каждую гражданскую модель можно превратить в спортивную. Важно, чтобы завод сразу закладывал возможность пересобрать машину и провести омологацию. Авто этой категории относительно недорогие – $4000 до $15 000. Но каждый сезон будет стоить, как автомобиль целиком. 

Основная статья расходов – команда механиков и запчасти. Один из самых дорогостоящих элементов – каркас, который устанавливают в авто для безопасности. Остальные детали расходные. За сезон мы расходуем три-четыре комплекта колес и дисков, двигатель служит максимум два сезона. Между сезонами автомобиль должен находиться в боксе и правильно консервироваться. Перед началом чемпионата механики проверяют его и при необходимости меняют детали. 

К машине привязываешься эмоционально. У нашей есть имя – «Ева». Мы всегда благодарим ее, когда побеждаем. Автомобиль важно чувствовать. Я теряю с ним контакт и чувствую себя деревянным, даже пропустив несколько этапов. 

Управление риском

Подготовка к заезду не прекращается никогда. Тренировочные заезды можно проводить и в снег, и в дождь. Это только добавляет навыков. Чемпионат проходит в теплое время года, но условия в горах непредсказуемы. Первый пилот может ехать в прекрасную солнечную погоду, а второй – под проливным ливнем. Мы неоднократно попадали в сильный снегопад в апреле. 

Для пилота гоночного автомобиля важно поддерживать физическую форму. В гоночной машине идет война за каждый килограмм. Она должна быть настолько легкой, насколько возможно. Стекла меняют на пластик, а модель кресла выбирают по принципу, какое легче. 

Во время заездов на тебе шлем, комбинезон, под ним – специальное белье, которое не даст загореться в случае пожара. Вся эта конструкция жаркая и тяжелая. За день гонок можно потерять три–четыре килограмма.  

Физически управлять машиной тоже непросто. Это радикально другие ощущения, чем на гражданском автомобиле. Здесь газ постоянно в пол, а тормоз работает долю секунды. В повороте нужно изо всех сил выкручивать руль. 

Навыки пилота при получении лицензии не так важны – это твое дело и спортивный результат. Но обязательно нужны гражданские права. Главное, что нужно знать, как спасти себя и второго пилота. Перед каждым этапом проходит медицинский осмотр – если что-то не в порядке, гонщика не допустят к заезду. Конечно, осматривают и автомобиль. 

Отдельный фактор безопасности – сама трасса. Но тут дело уже в организации. Однажды в Трускавце я ехал почти на финишной прямой, где самая высокая скорость. И вдруг вижу: дорогу переходит бабушка с сумками и машет на меня рукой. Естественно, я сбрасываю скорость и пропускаю ее. Потеряны секунды, и результат испорчен. 

В гражданской машине мы смотрим перед капотом на несколько метров вперед. В спортивном автомобиле смотреть нужно на выезд из поворота. Это помогает стремиться к этой точке и не обращать внимания на то, что тебя заносит. А заносит постоянно. И это действительно страшно. 

Хороший пилот должен работать со страхом. Страх блокирует. Если гонщик вылетает с трассы и проходит заезд заново, перед поворотом, где он вылетел, его парализует ужас. Победа приходит к тому, кто рискнет ближе всего подойти к неконтролируемому заносу. С каждым заездом пробуешь к нему приблизиться и анализируешь, на каком повороте готов рискнуть еще больше. 

Настрой очень влияет на время прохождения трассы. Ты едешь на победу? Или смирился с поражением и ни на что не рассчитываешь? 

На каждом этапе случается по нескольку аварий. У меня они тоже были. К счастью, не слишком драматичные. Серьезная авария была у моего первого пилота: на последнем повороте он ходом вошел в бровку. Машина сильно ударилась. У нас почти не было шансов выехать на следующий день. Каким-то чудом мы успели отремонтировать авто за ночь. 

из личного архива

Роман Романчук, CEO Multiplex. Фото из личного архива

из личного архива

Подготовка к заезду не прекращается никогда. Фото из личного архива

из личного архива

Один из самых дорогостоящих элементов — каркас, который устанавливается в автомобиле для безопасности. Фото из личного архива

из личного архива

Горный чемпионат длится с весны до начала осени. Фото из личного архива

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Автогонки требуют колоссальной концентрации. В этом основная ценность. И это одна из основных причин, почему я люблю этот спорт. Он позволяет смотреть на обычную жизнь под другим ракурсом. Для меня гонки – динамическая медитация. И это совершенно точно отдых, несмотря на то что во время этапа мы спим по четыре-пять часов в сутки и почти не едим.

Хороший пилот – хороший кризис-менеджер. Бывает, у тебя три заезда с небольшим перерывом, и вдруг ломается машина. Важно моментально сообразить, что делать. Особенно, если поломка серьезная и есть только ночь до следующего этапа. В гонках необходимы навыки неординарного принятия решений, тактики и стратегии. Нужно уметь работать с рисками. Все эти навыки необходимы и для бизнеса. Я их использую в работе каждый день. 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине