Пособие для кризис-менеджера. Как автогонки помогают CEO Multiplex Роману Романчуку руководить компанией /Фото из личного архива
Категория
Жизнь
Дата

Пособие для кризис-менеджера. Как автогонки помогают CEO Multiplex Роману Романчуку руководить компанией

Роман Романчук, CEO Multiplex. Фото из личного архива

Гендиректор сети кинотеатров Multiplex Роман Романчук впервые принял участие в автогонках в 2016-м. Три года спустя взял бронзу горного чемпионата Украины. Но призы для Романчука, 42, не главное. Гонки помогают ему улучшить концентрацию, работать со страхом и быть лучшим стратегом

На время чемпионата Романчук полностью меняет ритм жизни. «Гонки заставляют мозг работать по-другому, – говорит он. – Я отчетливо ощущаю это, возвращаясь назад». Во время заездов пилоты спят по нескольку часов, теряют около четырех килограмм в день и практически не едят. Несмотря на это, Романчук уверен: гонки – это отдых.

Вот что он рассказал Forbes об автоспорте и необходимых пилоту навыках. Прямая речь сокращена и отредактирована для ясности.

– В 2014-м мы с товарищем запустили социальный проект – учили детей картингу. Тогда я и сам впервые сел в карт. Через год пересел за руль корпусного автомобиля. В 2016-м мы с моим первым пилотом впервые приняли участие в чемпионате. Заняли 7-е или 8-е место из 11. А через три года я стал бронзовым чемпионом Украины и кандидатом в мастера спорта. 

Наша команда называется SB Racing team. В ней два пилота и несколько механиков. Мы участвуем в чемпионате Украины по горным гонкам. В горном чемпионате всегда новая трасса. Для меня, непрофессионального спортсмена, это выгоднее: незнакомая трасса для всех одинакова. 

Горный чемпионат длится с весны до начала осени. Заезды проходят в семь–восемь этапов на Западной Украине. Трасса должна быть с определенным количеством поворотов и перепадом высоты. Горный заезд – практически сплошные повороты.  

Наша команда ездит на ВАЗ-2108. Это автомобиль из серии, которая подходит для гонок. Не каждую гражданскую модель можно превратить в спортивную. Важно, чтобы завод сразу закладывал возможность пересобрать машину и провести омологацию. Авто этой категории относительно недорогие – $4000 до $15 000. Но каждый сезон будет стоить, как автомобиль целиком. 

Основная статья расходов – команда механиков и запчасти. Один из самых дорогостоящих элементов – каркас, который устанавливают в авто для безопасности. Остальные детали расходные. За сезон мы расходуем три-четыре комплекта колес и дисков, двигатель служит максимум два сезона. Между сезонами автомобиль должен находиться в боксе и правильно консервироваться. Перед началом чемпионата механики проверяют его и при необходимости меняют детали. 

К машине привязываешься эмоционально. У нашей есть имя – «Ева». Мы всегда благодарим ее, когда побеждаем. Автомобиль важно чувствовать. Я теряю с ним контакт и чувствую себя деревянным, даже пропустив несколько этапов. 

Управление риском

Подготовка к заезду не прекращается никогда. Тренировочные заезды можно проводить и в снег, и в дождь. Это только добавляет навыков. Чемпионат проходит в теплое время года, но условия в горах непредсказуемы. Первый пилот может ехать в прекрасную солнечную погоду, а второй – под проливным ливнем. Мы неоднократно попадали в сильный снегопад в апреле. 

Для пилота гоночного автомобиля важно поддерживать физическую форму. В гоночной машине идет война за каждый килограмм. Она должна быть настолько легкой, насколько возможно. Стекла меняют на пластик, а модель кресла выбирают по принципу, какое легче. 

Во время заездов на тебе шлем, комбинезон, под ним – специальное белье, которое не даст загореться в случае пожара. Вся эта конструкция жаркая и тяжелая. За день гонок можно потерять три–четыре килограмма.  

Физически управлять машиной тоже непросто. Это радикально другие ощущения, чем на гражданском автомобиле. Здесь газ постоянно в пол, а тормоз работает долю секунды. В повороте нужно изо всех сил выкручивать руль. 

Навыки пилота при получении лицензии не так важны – это твое дело и спортивный результат. Но обязательно нужны гражданские права. Главное, что нужно знать, как спасти себя и второго пилота. Перед каждым этапом проходит медицинский осмотр – если что-то не в порядке, гонщика не допустят к заезду. Конечно, осматривают и автомобиль. 

Отдельный фактор безопасности – сама трасса. Но тут дело уже в организации. Однажды в Трускавце я ехал почти на финишной прямой, где самая высокая скорость. И вдруг вижу: дорогу переходит бабушка с сумками и машет на меня рукой. Естественно, я сбрасываю скорость и пропускаю ее. Потеряны секунды, и результат испорчен. 

В гражданской машине мы смотрим перед капотом на несколько метров вперед. В спортивном автомобиле смотреть нужно на выезд из поворота. Это помогает стремиться к этой точке и не обращать внимания на то, что тебя заносит. А заносит постоянно. И это действительно страшно. 

Хороший пилот должен работать со страхом. Страх блокирует. Если гонщик вылетает с трассы и проходит заезд заново, перед поворотом, где он вылетел, его парализует ужас. Победа приходит к тому, кто рискнет ближе всего подойти к неконтролируемому заносу. С каждым заездом пробуешь к нему приблизиться и анализируешь, на каком повороте готов рискнуть еще больше. 

Настрой очень влияет на время прохождения трассы. Ты едешь на победу? Или смирился с поражением и ни на что не рассчитываешь? 

На каждом этапе случается по нескольку аварий. У меня они тоже были. К счастью, не слишком драматичные. Серьезная авария была у моего первого пилота: на последнем повороте он ходом вошел в бровку. Машина сильно ударилась. У нас почти не было шансов выехать на следующий день. Каким-то чудом мы успели отремонтировать авто за ночь. 

Роман Романчук, CEO Multiplex. /Фото из личного архива

Роман Романчук, CEO Multiplex. Фото из личного архива

Подготовка к заезду не прекращается никогда. /Фото из личного архива

Подготовка к заезду не прекращается никогда. Фото из личного архива

Один из самых дорогостоящих элементов — каркас, который устанавливается в автомобиле для безопасности. /Фото из личного архива

Один из самых дорогостоящих элементов — каркас, который устанавливается в автомобиле для безопасности. Фото из личного архива

Горный чемпионат длится с весны до начала осени. /Фото из личного архива

Горный чемпионат длится с весны до начала осени. Фото из личного архива

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Автогонки требуют колоссальной концентрации. В этом основная ценность. И это одна из основных причин, почему я люблю этот спорт. Он позволяет смотреть на обычную жизнь под другим ракурсом. Для меня гонки – динамическая медитация. И это совершенно точно отдых, несмотря на то что во время этапа мы спим по четыре-пять часов в сутки и почти не едим.

Хороший пилот – хороший кризис-менеджер. Бывает, у тебя три заезда с небольшим перерывом, и вдруг ломается машина. Важно моментально сообразить, что делать. Особенно, если поломка серьезная и есть только ночь до следующего этапа. В гонках необходимы навыки неординарного принятия решений, тактики и стратегии. Нужно уметь работать с рисками. Все эти навыки необходимы и для бизнеса. Я их использую в работе каждый день. 

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков