Категория
Жизнь
Дата

Код победы. Что должно быть в ДНК украинского бизнеса, чтобы возродить экономику страны, – рассказывает Адриан Сливоцкий

Украина не восстановится без здоровой экономики, которую не построить без сильного местного бизнеса. Что должно быть в ДНК украинского бизнеса, чтобы справиться с этой задачей?

Новый номер журнала Forbes /Александр Чекменев

Новый номер журнала Forbes

Этот материал из последнего номера Forbes. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: 50 крупнейших экспортеров страны, восемь подробных кейсов удачной экспансии, год войны Зеленского, приключения Баффетта в Украине, реанимация бизнеса Rozetka и все о ШИ-лихорадке.

Мы наследуем свою ДНК. Но представим, что у нас есть возможность выбрать ДНК. Во что можем сложить из всех микроскопических нитей-кислот, которые бы давали направление нашим мыслям, решениям и поступкам?

Собственная ДНК не только у человека, но и у страны или местного бизнеса. Мое скромное предложение: поговорить о 14 ниточках, которые могли бы составить основу кода развития нового украинского бизнеса.

1. Покупатель. О нем первая мысль утром, последняя – вечером. Покупатель находится в самом сердце нашего мышления. Но живем в мире реальности, а не фантазии. Покупатели – люди, но человек сложен, требователен, причудлив. Часто изменчив и неблагодарен!

Неважно. Поскольку покупатель – компас нашего бизнеса, это стрелка, которая может колебаться, но наконец указывает на полярную звезду нашей стратегии.

Все говорят, что они клиентоориентированы – мало кто осуществляет. Будем теми, кто действительно совершает «одержимость покупателем».

2. Этика-коан. Этика? К чему здесь этика? Бизнес – это дело жестких решений и суровых действий, не правда ли?

Вроде бы так. Но все же существует загадка, парадокс, дзэн-коан. Почему лучшие игроки в разных отраслях наиболее этичны?

Идея «постоянного улучшения» в процессах производства давно уже укоренена в наших мыслях

Примеры широко известны: Wegmans, Pixar, Vanguard, Costco, Intuit, Berkshire Hathaway, Bloomberg, Netflix. Есть и другие, менее известные, но равно – чемпионы. Почему это явление, эта упрямая этичность постоянно рождает для них такую силу, почему постоянно их возрождает, давая успех на десятилетия?

Не знаю. Может, пусть каждый из нас, как буддистский адепт, поставит этот коан и над ним подумает.

Знаю одно: этика рождает доверие, а доверие – невидимый актив на вес золота. Чарли Мангер сказал: «Действуем нравственно, потому что так правильно. Но в то же время этика творит доверие. Когда вы получили доверие – покупателей, работников, партнеров, – трудно поверить, как много и как быстро вы можете постичь».

3. МДС – максимальная добавленная стоимость. Первая производная этики – стараться лучше для покупателя. Образец – Джим Синегал, основатель Costco. Самые низкие цены, качественный товар и лучшая плата для сотрудников.

Аналитики Уолл-стрит его агрессивно критиковали («Повысь цены, не плати рабочим столько – будешь иметь более высокие прибыли!»). А Джим? Делает свое, улыбается и смотрит, как рыночная стоимость Costco растет. Один и тот же вопрос не дает ему покоя, постоянно его гложет: как увеличить добавленную стоимость для моих любимых покупателей? Идея «постоянного улучшения» в процессах производства давно уже укоренена в наших мыслях.

Идея «постоянного увеличения добавленной стоимости для покупателя» – еще новичок. Станем носителями этой идеи, этой ценности.

4. Софт-тех. Софистицированная технология. Эволюция орудия, средств в бизнесе непрерывна: арифметика, бухгалтерия, счет, телефон, компьютер. Сегодня эта эволюция поднялась на непредвиденный уровень: базы данных, продуманные алгоритмы, искусственный интеллект, генеративный AI и многие другие. Для украинского бизнеса эти технологии не произвольны, а обязательны: для покупателя, стройности процессов, конкурентоспособности.

5. Сообщники. Война нас научила: сообщники необходимы. Как для армии, так и для бизнеса. Взращивание сообщников – предельно требовательная дисциплина, но дает многомерную отдачу: доступ к активам, технологии, базе покупателей, общим проектам, важным нововведениям.

Успешное взращивание подельников может стать основной чертой украинского бизнес-сообщества. Предпосылка? Вспомним слово Чарли Мангера. Обретем доверие, заслужим доверие – и возможности неограничены. Да, этика несет не только моральную стоимость, но и бизнес.

6. Бренд. О бренде очень много разговоров. У большинства компаний нет бренда. У других бренд слаб или и отрицателен.

Как построить бренд украинского бизнеса? Процесс крайне требователен, но четок, недвусмыслен. Задать вопрос: каков бренд украинского бизнеса сегодня? Без розовых очков. А тогда каким должен быть бренд украинского бизнеса в 2025 году? Да, через два года. Для нас сегодня время движется быстрее, чем когда-либо.

Как получить хороший бренд за самое короткое время?

1. Строим бизнесы не просто хорошие, а мировых чемпионов. Этот процесс уже начался. Вызов – его ускорить.

2. Составим ресурсы, чтобы Forbes Ukraine выходил на английском языке. Дадим миру возможность узнать украинский бизнес. Представьте сцену: за два года вы садитесь до первой встречи с потенциальным инвестором или партнером. Какая первая фраза от них? «О, мы знаем о вас и о вашей компании. Мы читали о вас в Forbes Ukraine, English Edition».

Бренд – не фантазия, это действительность, твердее сталь. Бренд руководит мыслями, понятиями, чаяниями, доверием. Но бренд не то, что мы говорим о себе, бренд это то, что говорят о нас после того, как мы вышли из комнаты.

Что хотим, чтобы о нас говорили? Представим такой комментарий: «Люблю работать с украинским бизнесом. Я им доверяю. Они руководствуются отличными устоями и моделями, которые обеспечивают им больший успех. Это модель высокой добавленной стоимости, софистицированных технологий, одержимость покупателем.

Они действуют неизменно нравственно и горды поэтому, и это руководство дает им предпосылки выстроить прекрасную организацию. В переговорах они требовательны, но ведут разговор на основании сильной добавленной стоимости, ищут партнерства на десятилетие (потому что нуждаются в восстановлении страны), стремятся к win-win-решениям».

Если о нас будут так говорить – мы достигли нашей цели.

Остальные восемь нитей ДНК украинского бизнеса будут опубликованы в следующем номере Forbes.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине