После почти двухлетней работы документальный фильм Антона Птушкина «Мы, наши любимцы и война» выходит в прокат 4 апреля. Лента была создана в копродукции с канадской кинокомпанией Yap Films. «Это хорошее и жизнеутверждающее кино», – говорит Птушкин о фильме, создание которого поддержали monobank, Visa и Netpeak Group
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В начале войны канадский кинокопродакшен Yap Films решил поддержать украинских коллег, создав совместный проект с местной командой. Первый шаг – составить список молодых документалистов. В него попал тревел-блогер Антон Птушкин.
В начале вторжения Птушкин снимал сюжеты о работе ГСЧС, «Укрзализныци» и пса Патрона. Его видео о железной дороге собрало 1,2 млн просмотров на YouTube, ролик о собаке-сапере – более 500 000. «Антон превратил видеоблог о путешествиях на репортаж о войне, и мы быстро поняли, насколько он предан документированию жизни в Киеве», – говорит президент Yap Films Эллиот Халперн.
Кто такие Yap Films?
Нажмите «Читать больше»
Yap Films – независимая продюсерская компания, специализирующаяся на документальных фильмах и сериалах широкой тематики. Владельцы и руководители Yap – Эллиот Халперн и Элизабет Троджян.
Yap дважды выигрывала «Эмми» и трижды была номинирована на эту награду. Документальный фильм ее производства How It Feels To Be Free номинировали на Primetime Emmy Award 2021 и NAACP Image Award в 2022-м.
Yap Films уже создавала фильмы для PBS и других крупных американских сетей. «Но всякий раз, когда такой престижный канал, как Nature, поддерживает наш фильм, это большая честь, – говорит Халперн. – Мы невероятно гордимся работой, которую выполнили все участники этого фильма, и рады продолжать создавать высококачественное документальное телевидение, рассказывающее о важных историях».
Получив предложение партнерства от Yap Films, Птушкин сомневался. «Я не имею отношения к документалистике», – вспоминает его реакцию продюсер Зоя Сошенко. «Экспертиза в документалистике есть у Yap Films, – убеждала она друга. – Они пригласили [тебя] к сотрудничеству как молодого таланта».
Переговоры между украинской командой – Птушкин и Сошенко – и Yap Films стартовали в мае 2022 года. В августе начались съемки, длившиеся около полутора лет. На большие экраны Украины фильм «Мы, наши любимцы и война» выходит 4 апреля.
Как создавали фильм и какие победы на его счету?
Как создавали фильм «Мы, наши любимцы и война»
Посмотреть на войну в Украине сквозь призму жизни животных предложила Yap Films. Канадцев поразили кадры людей, которые эвакуировались с домашними любимцами. «Чем больше мы смотрели, на что люди готовы ради их спасения, тем больше понимали, что хотим рассказать эту историю», – говорит креативный директор Yap Films Элизабет Троджян.
Июнь и июль 2022 года украинская команда посвятила планированию и поискам героев. Искали в статьях и новостях, помогали друзья и зоозащитная организация UAnimals. «В документальном кино делаешь ставку на определенного героя и начинаешь за ним следить, – говорит Птушкин. – Но ставка может не сработать». Поэтому в финальный монтаж попало всего около 25% отснятых историй.
Первый съемочный день пришелся на 20 августа 2022 года. За полтора года Птушкин провел около 60 интервью более чем в 10 городах Украины, в том числе и в Бахмуте незадолго до оккупации. Команда провела три международных съемки – в Испании, Нидерландах и Польше. Для фильма продолжительностью 85 минут Птушкин снял около 85 часов видео.
«У нас есть невероятные истории о людях и животных», – рассказывает Сошенко. К примеру, о льве, которого владельцы держали в клетке на улице и оставили с началом вторжения. Из-за стресса он изуродовал морду, потому что бился о клетку. «Мы, наши любимцы и война» описывает переезд животного в центр спасенных животных в Европе. «Вы не поверите, насколько изменилось это животное», – добавляет продюсер.
В ноябре 2023 года украинская команда прислала канадцам предварительный монтаж. Когда Yap Films вернула партнерам финальный вариант фильма, Птушкин и Сошенко поняли, что для украинцев есть более важные темы. Например, терапевтический эффект животных для военных на передовой более актуален, чем последствия войны для дельфинов и пеликанов.
Посовещавшись с партнерами, Птушкин и Сошенко создали версию для Украины, отсняв уже украиноязычные интервью с некоторыми героями международной версии. Количество разговоров на английском сократили с 50% до 30%. Даже эту треть озвучили на украинском.
Международная версия называется Saving the Animals of Ukraine, украинская – «Мы, наши любимцы и война». Главные герои последней – люди, говорит Птушкин. «Но не могу сказать, что Патрон играет второстепенную роль, это полноценный герой», – добавляет он. В международной версии команда больше акцентировала внимание на животных.
Бизнес-модель фильма
«Мы, наши любимцы и война» – первый случай двусторонней документальной копродукции Канады и Украины, говорит Сошенко. Обязанности поделили пополам: за съемку отвечали украинцы, за постпродакшен – канадцы. Украинской команде требовались деньги на съемки. Можно было ожидать, когда телеканалы или мировые бродкастеры купят фильм, говорит продюсер. Но команда чувствовала: начать снимать события нужно как можно скорее.
«Антон невероятный трудоголик, он привык все делать сам, – говорит Сошенко. – В нашем фильме он не только режиссер, но и оператор, редактор, водитель, инженер и звукорежиссер. Работа в таком формате была моим продюсерским челленджем». Птушкин стал еще и сопродюсером, покрыв полную стоимость инвестиций со стороны Украины. Yap Films также вложила деньги в свою часть работы, не дождавшись внешних средств. Канадцы называют такие случаи «чрезвычайно редкими». Точный бюджет «Мы, наши любимцы и война» команда не раскрывает, но Сошенко уточняет, что речь идет о сотнях тысяч долларов.
Летом 2023 года фильм приобрел крупнейший американский бродкастер PBS. В Украине его знают благодаря фильму Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе» производства PBS Frontline. Ленту Птушкина приобрел тот же вещатель для программы Nature. Фильм приобрел и канадский телеканал CBC. Благодаря продажам и копродукционным льготам от Канады бюджет фильма почти покрыли. Продажа прав в другие страны станет прибылью команды.
«Наш потенциальный зритель – Европа, особенно Франция, Италия, Польша и Германия, где много украинцев, – говорит Сошенко. – Партнеры будут представлять фильм на фестивалях, и мы будем выбирать дистрибьютора или бродкастера на этих территориях».
Как фильм будет зарабатывать в Украине и где посмотреть «Мы, наши любимцы и война»
Бюджет украинской версии составляет до $100 000 – это стоимость адаптации локальной версии фильма и расходов на кинопрокат, говорит Сошенко. В сумму не заложили расходы на рекламу и маркетинг.
У украинской команды не было опыта кинотеатрального проката. Оказалось, что на него нужен немалый бюджет. Генеральными партнерами стали monobank и Visa, сотрудничавшие с Птушкиным на других проектах. Позже к ним присоединился сервис по пристройству и помощи бездомным животным GladPet – это проект Netpeak Group. «Когда Антон рассказал мне о новом проекте, я знал, что он готовит что-то мощное, – говорит основатель Netpeak Group Артем Бородатюк. – А когда увидел проницательный трейлер, понял: мы должны помочь команде».
«Благодаря нашим партнерам мы накопили средства для проката», – говорит Сошенко.
«От суммы кассовых сборов до продакшена обычно доходит не больше 30%, – говорит Сошенко. – Такими деньгами сложно покрыть затраты на производство фильма». Какие ожидания по поводу сборов? Наибольшую кассу среди документальных фильмов в Украине собрал «20 дней в Мариуполе» – более 8,5 млн грн, сообщила пресс-служба кинодистрибьютора «Артхаус Трафик». Команда фильма «Мы, наши любимцы и война» на столь большой бокс-офис не рассчитывает. Было бы классно собрать хотя бы половину того, что удалось фильму Мстислава Чернова за первый месяц проката, говорит продюсер. За этот период оскароносная лента собрала 1,7 млн грн.
Первой среди VOD-платформ права на ленту купила Megogo. «Мы можем закрепить эксклюзив за одной платформой и чуть позже продать фильм другим, – объясняет Сошенко. – Просто сумма контрактов будет гораздо меньше». Продавать ли права на показ телеканалам, команда еще решает.
«Мы верим в успех фильма», – говорит Global Chief Marketing Officer Megogo Валерия Толочина. Она надеется, что фильм Птушкина войдет в десятку самых популярных документальных фильмов 2024 года по количеству просмотров на медиасервисе. В этом году конкуренция серьезная – от оскароносного «20 дней в Мариуполе» до второго сезона цикла документальных фильмов «Воины» от Megogo Originals, который выйдет летом, добавляет Толочина.
Пока локальная версия будет доступна только на территории Украины. Но ее продажи не противоречат условиям копродукции, объясняет Сошенко. «Наша миссия – чтобы это кино увидело как можно больше людей за границей», – говорит продюсер.
Хотя война упомянута даже в названии фильма, лента не акцентирует внимание на ее ужасах. «Я сделал многое, чтобы этот фильм имел положительный флер, – говорит Птушкин. – Я ставил целью, чтобы зритель вышел из него в раздумьях, а не в слезах».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.