Илон Маск, конференция на SpaceX Starbase в Техасе, 25 августа 2022 года /Getty Images
Категория
Лидерство
Дата

Вдохновить, позволить ошибаться и играть в компьютерные игры. Как Илон Маск мотивировал работников пахать на еще малоизвестную SpaceX

7 хв читання

Илон Маск, конференция на SpaceX Starbase в Техасе, 25 августа 2022 года Фото Getty Images

Частная аэрокосмическая компания SpaceX, которую поначалу считали дилетантом, стала ведущим игроком на рынке. Работать на нее соглашались далеко не все. Как Маск привлекал ведущих специалистов космической отрасли для работы в неизвестной компании с большими амбициями и бешеным темпом.

📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку

«Спорим на машину с йогуртом, что ты не успеешь до этой даты», – говорил Маск инженеру SpaceX Стиву Дэвису. Речь шла о новых испытаниях системы бортовых компьютеров в ракете. Дэвис знал: после такой ставки шансы сделать заявленное несвоевременно свелись к нулю.

В числе лидерских талантов Маска – умение находить способы мотивировать работников, пишет Эрик Бергер в книге «Взлет: Илон Маск и первые отчаянные дни SpaceX». Автор получил научную степень по астрономии в Техасском университете. Он в подробностях описывает, как строили и испытывали ракеты, которые раз за разом не удавалось отправить в космос.

За 20 лет существования SpaceX запустила в космос наибольшее количество коммерческих спутников, первой разработала многоразовые ракеты, а в 2020-м вывела людей на орбиту. Путь к результату был непростым. Залог успеха Маск видел в людях. Впрочем, поначалу «хорошие кандидатуры не хотели присоединяться, а в плохих не было смысла». Поэтому главным инженером компании стал сам предприниматель.

Ему удалось собрать команду, которая сверхурочно работала на результат и была увлечена этим делом. Как он это сделал? Часть ответа – в сокращенном отрывке из книги «Взлет: Илон Маск и первые отчаянные дни SpaceX», которая выйдет в издательстве «Наш формат».

Ранние годы

Когда Маск находил человека, которого хотел нанять, он делался неуемным. Весной 2004-го Бьюлент Алтан заканчивал обучение по магистерской программе по аэронавтике в Стэнфорде. Он планировал искать работу в районе Залива в Сан-Франциско, где его супруга Рейчел Сирлс уже работала на желанной должности в Google. Но несколько магистерских друзей-инженеров Алтана недавно переехали в Лос-Анджелес работать на SpaceX. Один из них, Стив Дэйвис, написал Бьюленту, чтобы тот приехал посмотреть – ему понравится.

Алтан – уроженец Турции, говорит по-английски с ощутимым акцентом. Тогда он жил в Америке всего два года. После обучения компьютерным наукам в Германии ему понравилась Северная Калифорния. Мысль о скором переезде, особенно в людный и грязный Лос-Анджелес, его не очень привлекала. Поэтому он поехал, чтобы увидеться с Дэвисом и другими друзьями. Но как только встретился с ними на производстве в Эль-Сегундо, как атмосфера SpaceX заворожила его: компания тогда заканчивала первую готовую к полетам версию ракеты Falcon 1. Еще до встречи с Маском он понял, что хочет здесь работать. Но как быть с планами на Залив?

Дэйвис предвидел загвоздку друга. Он убедил Маска, что этот молодой и блестящий инженер-турок должен стать частью команды, поэтому все упиралось в устранение проблемы Алтана. Его жена работает в Сан-Франциско? То есть ей понадобится работа в Лос-Анджелесе? «Эти проблемы можно было решить, а лучше Илона проблемы не решает почти никто», – говорит Дэйвис.

Так что Маск на собеседование с Алтаном пришел подготовленным. Где-то в середине разговора он сказал: «Я слышал, вы не хотите переезжать в Лос-Анджелес, и одна из причин – ваша жена работает на Google. Я только что говорил с Ларри: они переведут жену в Лос-Анджелес. Что вы теперь скажете?»

Чтобы снять вопрос, Маск позвонил своему товарищу Ларри Пейджу, соучредителю Google. Алтан минуту удивленно молчал. А после ответил, что, учитывая все это, переедет работать на SpaceX.

На следующий день его супруга пришла на работу в Google, и руководитель рассказал ей, что произошло странное: позвонил Ларри Пейдж и сказал – мол, если хочет, она может переводиться в лос-анджелесский офис компании.

Вдохновить, позволить ошибаться и играть в компьютерные игры. Как Илон Маск мотивировал работников пахать на еще малоизвестную SpaceX /Фото 1

По сравнению с другими аэрокосмическими компаниями, Маску было что предложить потенциальным сотрудникам. До собеседования на работу с полной занятостью в SpaceX Флоренс Ли стажировалась в Boeing и NASA. Маск умел убедительно делиться своим видением космических полетов. Более того, он окрылял своих инженеров. Новые люди в SpaceX могли быстро наращивать навыки и брать новые обязанности. Управления как такового тогда почти не было, и все работали над ракетой.

«Главное было научиться думать, – рассказывает Ли, – потому что никто не давал шаблонных задач и не говорил, над чем работать. Они действительно сделали из нас гораздо лучших инженеров».

Иногда старший инженер авионики Фил Кассуф звонил, чтобы обменяться впечатлениями, бывшим одногруппникам, которые переезжали на работу в Остин (штат Техас) или Тусон (штат Аризона). Один его друг работал в Lockheed Martin над самолетом-невидимкой F-35. Для компании это была выгодная программа: Военно-воздушные силы США должны были купить более 2000 единиц по цене $85 млн каждая. Звучит пафосно, но на самом деле было не так. Единственной рабочей задачей друга Кассуфа было найти поставщика болтов для шасси самолета и убедиться, что товар отвечает всем требованиям качества. Единственный болт – вот и вся его работа. И хотя друг признался, что так работать скучно, зато ему нравились его дом и жизнь вне работы. В SpaceX все оказалось иначе. Задачи были интересными и разнообразными. «Трудно описать какую-то одну роль, которую я выполнял в SpaceX, потому что они постоянно менялись, и так быстро, что вообще невозможно было различить смену ролей», – говорит Кассуф.

Поощряя коллектив задерживаться на работе подольше, Маск создал такие условия, в которых хотелось бы находиться день и ночь. Компания подавала латте, а позднее и еду. Каждое подразделение имело бюджет на продовольствие. Департамент бортовой электроники под руководством Ганса Кенигсманна (вице-президент по авионике / главный инженер пуска) расширился и переехал в соседний квартал, Невада 211, где Маск еженедельно выдавал работникам $250 на перекусы из супермаркета Costco. Их коллеги готовили поочередно. Один инженер-испытатель по имени Хуан Карлос Лопес угощал изысканными блюдами вроде жаркого. Другие выбирали что-то попроще, тоже калорийное, например чипсы и сладости.

Когда департамент бортовой электроники делал перерыв в работе над печатными платами, испытанием оборудования или написанием полетных программных средств, все шли есть снеки и играть в пинг-понг.

«Просто нужно было чем-то перебивать постоянное стимулирование делать все быстрее, чем мы делали, – говорит Алтан. – Если бы не та беспечная атмосфера в SpaceX, пережить первые годы было бы очень сложно».

Getty Images

Конференция на SpaceX Starbase в Техасе, 25 августа 2022 года. Фото Getty Images

Маск отличался от конкурентов еще кое-чем важным: он не запрещал ошибаться. Во многих других аэрокосмических компаниях тщательно избегают ошибок, чтобы это, чего доброго, не сказалось на годовых оценках эффективности. Зато Маск поощрял команду двигаться быстро, строить и ломать. В какой-нибудь правительственной лаборатории или крупной аэрокосмической фирме инженер за карьеру может наработать кипы документов, но так и не затронуть оборудование. А вот инженеры-проектировщики ракеты Falcon 1 большую часть времени проводили на производстве и проверяли идеи, вместо того чтобы обсуждать их. Меньше говори, больше делай.

Но в SpaceX ошибаться было можно. Одна из причин – босс часто просил команду делать невозможное. На совещаниях Маск мог приказать инженерам сделать что-нибудь такое, что на первый взгляд казалось абсурдным. Когда они заявляли, что это невозможно, Маск отвечал вопросом, призванным открыть их умы на проблему и возможные решения. Он спрашивал: «А что для этого нужно?»

Если бы Маск попросил Кассуфа перепрыгнуть через 15-метровый забор, он не хотел бы услышать ответ, что это невозможно. Он хотел бы, чтобы Кассуф попросил прыгательную планку с определенной пружиной или реактивный ранец и попытался это сделать. Маск подталкивал инженеров искать новые подходы к сложным проблемам. Если у них появлялись хорошие идеи, он давал на это ресурсы.

Маск нанял нескольких опытных руководителей, возглавивших подразделения по разработке движущих установок, основной конструкции ракеты и авионики – Томпсона, Мюллера и Кенигсманна, – а затем присоединял в основном свежих выпускников вузов. Большинство из них не были обременены иными обязанностями и не спрашивали, когда смогут уйти домой ужинать. Они жили в квартирах, а не домах, возле которых нужно косить газоны. Не имели детей, за которыми надо ухаживать. Поэтому засиживались подолгу, работали тяжело, и Маск выжимал из них все, что мог. А они в большинстве своем были готовы отдавать SpaceX лучшие годы своей жизни. Маск был сиреной, призывавшей блестящие молодые умы в SpaceX песней, которой невозможно было сопротивляться. Он предлагал им пьянящую смесь видения, харизмы, дерзких целей, ресурсов, а также бесплатных латте и кока-колы. Когда они в чем-то нуждались, он выписывал чеки. На совещаниях помогал решить их наиболее сложные технические проблемы. Поздними вечерами его часто можно было увидеть рядом с ними с головой в работе. А когда им не хватало пинка под зад, он бросал на них фирменный взгляд или говорил несколько острых словечек.

Всем этим Маск постоянно направлял их к запуску. Сначала он хотел, чтобы SpaceX осуществила его до конца 2003-го. Графики запуска висели над писсуарами в мужских туалетах. До этой даты компания не успела, но во второй половине 2003-го отполированный производственный цех начал наполняться компонентами ракеты. Каких-то два года спустя, в конце декабря 2005-го, у SpaceX была ракета на пусковой площадке на другом конце планеты и велся обратный отсчет до старта. Эта сумасшедшая спешка на орбиту началась с Маскового пошагового внедрения рабочей культуры в офисе в Эль-Сегундо. Для этого он засучил рукава, проводил длинные технические совещания, во время которых идеи свободно кружились в воздухе, и поздно играл со всеми в компьютерные игры. Кто-то не выдерживал. Ты либо вливаешься в эту требовательную культуру и принимаешь ее, либо уходишь.

Telegram-канал Forbes, ультимативный гид в мире украинского бизнеса. Присоединиться

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд