Новий міністр освіти та науки України Оксен Лісовий /Коллаж - Forbes Ukraine
Категория
Жизнь
Дата

«Плагиат для образования и науки – абсолютное зло». Насколько обоснованны обвинения министра Лисового в плагиате? Мнения ученых

6 хв читання

Новый министр образования и науки Украины Оксен Лисовой Фото Коллаж - Forbes Ukraine

Нового главу МОН Оксена Лисового обвиняют в плагиате кандидатской диссертации. Насколько эти обвинения серьезны и как министру следует на них реагировать? Объясняет научное сообщество.

🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком

21 марта доброволец 95-й бригады Десантно-штурмовых войск и директор «Малой академии наук Украины» Оксен Лесной, 50, стал министром образования и науки Украины. Его назначение, за которое проголосовало 313 народных депутатов, поддержали немало лидеров мнений, но оно вызвало негодование в научном сообществе.

Лисовой – сын диссидента и философа Василия Лисового и педагога Веры Лисовой-Гриценко. После волны арестов интеллигенции в 1972 году Лисовой-старший (1937–2012) вступился за украинскую культуру в открытом письме ЦК КПСС и ЦК КПУ. Его приговорили к семи годам лишения свободы в лагерях строгого режима и трем годам ссылки.

Оксен Лисовой, по информации Министерства образования и науки, работал учителем Киево-Могилянского коллегиума, тренером по фехтованию юношеской организации «Січ» и занимал руководящий пост в генеральной дирекции «Укртелекома». В 2004 году он возглавил МАН – государственную организацию, которая занимается внешкольным образованием и проводит олимпиады среди школьников. Президент МАН – бывший руководитель «Укртелекома», народный депутат трех созывов, академик НАНУ Станислав Довгий.

20 марта на сайте «Ошибки и фальсификации в научных исследованиях» появились сравнительные таблицы автореферата и диссертации Лисового «Социокультурная самоидентификация личности» и ранее опубликованных работ двух других авторов. Их работы цитируются дословно целыми абзацами, с работы в работу переходят даже ошибки и форматирование.

Лисовой заявил о нулевой толерантности к академической неблагочестности и передал диссертацию на проверку Национального агентства по обеспечению качества высшего образования. Если факт плагиата будет доказан, министр, по его словам, готов отказаться от ученой степени кандидата наук. В 2015 году он также получил ученое звание доцента, которое присваивается только при наличии научной степени.

И научная степень, и ученое звание – повод претендовать на доплаты из госбюджета. Лисовой не говорил, получал ли он доплаты, но пообещал отказаться от них, если лишится кандидатской степени.

Три учёных рассказали Forbes, что специальные проверки не нужны. «Академический плагиат в конкретной диссертации – не обвинение, а факт, подтвержденный в полном соответствии с определением академического плагиата в Законе «Об образовании», сравнительными таблицами и ссылками на более ранние источники», – говорит математик Ирина Егорченко.

Как педагоги и ученые оценивают сложившуюся ситуацию?

Тимофей Брик

Ректор Киевской школы экономики (KSE)

Смена министра образования – сильный политический сигнал, что образование в приоритете власти. Даже во время войны, когда внимание и ресурсы уходят на оборону, безопасность, макроэкономику.

[Михаил] Федоров тоже получил повышение и будет отвечать за человеческий капитал. Это двойное назначение с фокусом на образование.

Это важный контекст, который нужно помнить.

Профессиональное сообщество должно помнить о главном – выживании и восстановлении украинского человеческого капитала. Новая команда не сможет быть эффективной без поддержки сообщества.

Относительно плагиата лично у меня пока не сложилось полной картины. На сайте false-science выложили два автореферата – Лисового и Арабчука. Между ними очень много общего. Но проблема в том, что они оба защищались почти одновременно. Мне не хватает доказательств – это Лисовой списал у Арбачука или Арабчук у Лисового? Может быть, был ghost writer, который помог обоим? Последнее – не добродетельная академическая практика, но у меня нет информации, чтобы делать окончательные выводы.

Владимир Кулик

Доктор политических наук, главный научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины

Я не изучал полный текст диссертации и материала, из которого она списана. Смотрел сравнительные таблицы, и для меня это убедительно. Когда говорят: «Доказан ли плагиат?», возникает вопрос: «Кто должен это делать?» Мнение, что должны быть специальные эксперты, абсурдно. Это попытка «заговорить» вопрос. Каждый, кто умеет читать, способен сравнить одно предложение с другим. Очевидно, большие части текста, в защите от имени Лисового, взяты из другого.

Когда Лисовой говорит, что направляет текст на экспертизу, он делает хуже. Показывает, что не знает, защищен ли текст от его имени, и не понимает, списан он или нет. Итак, большинство диссертации написал не тот человек, который защитил диссертацию.

Меня настораживает и место, где это происходило. Университет Драгоманова и его совет называют фабрикой халтуры. Это не гарантия, что такова и работа Лисового, но заставляет относиться с подозрением. Сочетание «халтурного» места и обнаруженного плагиата говорит о том, что с защитой диссертации есть проблемы.

В обществе нет понимания, что плагиат для образования и науки – абсолютное зло.

Владимир Кулик

Было бы лучше, если бы Лисовой признал это сразу и отказался от степени. В идеале – чтобы не подавался на должность министра. Или хотя бы признал, что в прошлом был такой грех, но теперь он будет жить по-другому. Но не говорил: «Я прошу проверить, присваивал я или нет». Пример проверки в НАЗЯВО показывает, что это может длиться годами. А тут Лисовой говорит «Берите!», и они будто бы сразу берут.

Правы те, кто говорит, что никто не так плох, как Шкарлет. Нельзя сравнивать абсолютное зло в образовательной и управленческой сферах с человеком воюющим, сыном Василия Лисового. Очевидно, этот человек лучше, вероятно, будет лучшим министром. Но он не должен был стать министром, потому что является плагиатором.

Вспомним немецкого министра обороны Гуттенберга, которого все видели преемником Ангелы Меркель. Как только появилась информация о плагиате, он ушел с должности. Спасал уже не свою репутацию, а репутацию партии.

В идеале Лисовой должен отказаться от должности, но я не буду максималистом. Зная режим, который неохотно ставит преданных и профессиональных людей на важные должности, возможно, это лучший шанс, который у нас есть. Досадно, что это плагиатор. Реалистичное предложение – отказаться от плагиата, признать проблему и запустить разработку механизма, который такого не пропускает.

Ирина Егорченко

Старший научный сотрудник Института математики НАН Украины, кандидат физико-математических наук

Законодательство не предусматривает норм по выявлению и подтверждению академической доброчестности за пределами учебного заведения. Также оно не предусматривает ограничений по выявлению и установлению фактов нарушения академической доброчестности частными лицами, общественными организациями или, например, журналистами. Действует исключительно определение академического плагиата.

Законодательство не предусматривает «допустимых процентов» плагиата или возможности не считать плагиатом чужой текст, относительно которого нет конкретного указания на авторство. Если текст не в кавычках и конкретно на этот абзац не указан автор (даже если он упомянут в списке литературы), это плагиат. Чужой текст на страницах, даже если есть квадратные скобки, – академический плагиат.

Согласно Закону «Об образовании», доказывание плагиата – это доказывание соответствия определению, приведенному в п. 4 ст. 42 этого закона. Таким доказательством может быть сравнительная таблица, где параллельно приведены два текста, показаны текстовые совпадения без надлежащих ссылок и приведена ссылка, что один из текстов действительно был опубликован ранее.

Выдержки из Закона Украины «Об образовании»:

Согласно п. 4 ст. 42, нарушением академической доброчестности считается:

· академический плагиат – обнародование (частично или полностью) научных (творческих) результатов, полученных другими лицами, как результатов собственного исследования (творчества) и/или воспроизведение опубликованных текстов (обнародованных произведений искусства) других авторов без указания авторства;

· обман – предоставление заведомо ложной информации о собственной образовательной (научной, творческой) деятельности или организации образовательного процесса; формами обмана являются, в частности, академический плагиат, самоплагиат, фабрикация, фальсификация и списывание;

Согласно п. 8 ст. 42, порядок выявления и установления фактов нарушения академической доброчестности определяется уполномоченным коллегиальным органом управления учебного заведения с учетом требований настоящего Закона и специальных законов.

Каждое лицо, в отношении которого поднят вопрос о нарушении им академической доброчестности, имеет право:

· ознакомиться со всеми материалами проверки по установлению факта нарушения академической доброчестности, подавать к ним замечания;

· лично или через представителя предоставлять устные и письменные объяснения или отказаться от предоставления каких-либо объяснений, участвовать в исследовании доказательств нарушения академической доброчестности;

· знать о дате, времени и месте и присутствовать при рассмотрении вопроса об установлении факта нарушения академической доброчестности и привлечении к академической ответственности;

· обжаловать решение о привлечении к академической ответственности в орган, уполномоченный рассматривать апелляции, или в суд.

Есть случаи, требующие вмешательства экспертов. Например, в сферах, где тексты содержат большое количество стандартных фраз – в частности, в математике, где сравниваться должны математические идеи. Хотя случаи полного копирования текстов иногда с заменой обозначений бывают. Или если повторяющийся текст является описанием стандартной методики в экспериментальных отраслях.

В случае диссертации министра найден простой «копипаст», иногда с заменой слов. В статье, автор которой проверял информацию (это не первоисточник), присутствуют надлежащие ссылки на более ранние источники. Приведены все подтверждения академического плагиата, предусмотренные его определением в Законе «Об образовании».

В Украине нет требования учёной степени для министра или руководителя МАН. Очень хотелось бы, чтобы среди требований была личная академическая доброчестность. В отличие от многих, кто считает, что в Украине нет людей без академического плагиата, способных быть министрами, я оптимистка, верю в украинское образование и считаю, что они есть.

Не ожидаю отказов от должности и не предлагаю отказываться, но наше общество должно убедиться, что академический плагиат гарантирует разрушение иллюзий и надежд на развитие и реформы.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд