В конце февраля украинский EdTech готовился считать убытки. Прогноз не оправдался – родители продолжают покупать онлайн-уроки даже из-за границы
За 24 дня февраля математическая онлайн-школа Mathema заработала $50 000 – это был самый лучший результат с момента основания. Когда на Киев полетели первые российские ракеты, основатель Виталий Шкиль почти пал духом и мысленно готовился к катастрофическому падению проекта.
«Одна преподавательница первое время преподавала в оккупированном Геническе», – вспоминает начало полномасштабной войны Шкиль. О двух учителях из Мариуполя месяц не было никаких известий. Но, выехав из разрушенного россиянами города в безопасность, они продолжили работу. Критически бизнес Mathema просел только в марте – к осени месячный рекорд выручки уже был побит вдвое. Так повезло только Шкилю?
Как получить образование во время войны
Mathema появилась в январе 2021 года. Стартовая команда – сам основатель и преподаватель математики, которую тот нашел через объявление на OLX. Школь – бывший бизнес-журналист, более пяти лет работал в Forbes времен Сергея Курченко и MC.Today. Уйдя из медиа, еще год пытался «под ключ» создавать образовательные курсы для взрослых в собственном небольшом агентстве Esthetic Education.
Когда проект забуксовал, Шкиль переключился на детское образование и математику – тогда в мире начался пандемичный бум онлайн-обучения. Большой экспертизы в развитии EdTech продуктов не было, поэтому пригласил в бизнес-партнеры выходца из MacPaw и Preply Павла Педенко. Он руководит проектами в британском финтехе с эстонскими корнями Wise и закупает снаряжение для ВСУ в волонтерском фонде KOLO.
«Родители скорее отдают 4000–5000 грн за курс с репетитором для ребенка, чем взрослые платят по $500–700 за курс», – объясняет изменение фокуса Шкиль. Доли в стартапе разделены 42,5 на 42,5, еще 15% зарезервировали на опционы для сотрудников, говорит основатель. Хотя они пока не использованы.
Сейчас все инвестиции в Mathema – не более $125 000. Стартап получил два гранта – $25 000 от Украинского фонда стартапов USF и военную помощь от Google for Startups. Расходы Шкиля на старте – 2000 грн на лендинг и доменное имя для сайта.
Бизнес-модель проста: Mathema продает индивидуальные онлайн-уроки с учителями математики для учащихся 1–11 классов. Пакеты рассчитаны на 10, 20, 30, 60, 100 уроков по 45 минут. Средняя цена урока 300 грн.
Доходы Mathema превысили расходы через полгода работы, свидетельствуют финансовые данные, предоставленные Шкилем. По итогам 11 месяцев 2022-го двухлетняя школа получила $562 000 выручки – это в пять раз больше, чем за предыдущий год.
Но кейс Шкиля не исключительный. «Дочка сейчас занимается с несколькими репетиторами, потому что школа не смогла нормально наладить учебный процесс», – рассказала о собственном опыте CEO английской школы для детей от 12 лет и взрослых EnglishDom Инна Лукайчук. Для ее школы ноябрь 2022 года оказался рекордным – более 8000 активных учеников.
За время войны украинская математическая онлайн-школа Gios Натали Лимоновой выросла на 16 000 учеников и учителей. «Первое время после 24 февраля мы предоставляли бесплатный доступ украинским ученикам, что привлекло на платформу новых учеников и учителей», – говорит Лимонова. В настоящее время у Gios около 130 000 активных пользователей, больше всего в Украине, Польше и США. Доступ к курсам Gios стоит 290–1285 грн в месяц в зависимости от пакета.
В декабре 2022-го учеба продолжается в 12 900 школах, треть – более 1,7 млн школьников – в онлайн-режиме, рапортовало Министерство образования. Полноценно учебный процесс не работает до сих пор. Школьники учатся по смешанной системе от региона к региону, уроки отменяются из-за ракетных ударов и отключения электричества. Так что выход для родителей – репетиторы.
Как преподавать онлайн без интернета
Наибольший спрос на английский язык и математику, говорит соучредитель маркетплейса для репетиторов Buki Вадим Синжерецкий. С точной наукой у украинских школьников были проблемы и без войны – в 2021 ВНО по математике провалили 31,1% школьников.
На ноябрь 2021-го у Buki было 90 000 репетиторов в пяти странах, год спустя осталось более 50 000 активных. В первые месяцы войны показатели по Украине упали почти до нуля. В апреле темпы регистрации новых преподавателей возобновились до 60% довоенных, говорит Синжерецкий. Спрос на их услуги тоже. «Уже в мае было 30% новых учеников», – рассказывает Лукайчук.
Онлайновые EdTech-стартапы зависят от бесперебойного интернета. Однако спрос на уроки не всколыхнули даже блэкауты. Частота занятий просела на 15%, говорит Шкиль, но клиентов не стало меньше. «Учащиеся стали чаще отменять уроки, но родители продолжают покупать занятия заранее», – говорит основатель и CEO детской онлайн-школы AllRight Олег Оксюк.
AllRight, в который инвесторы вложили не менее $10 млн, дорого стоила работа в России. Отказавшись от российских клиентов, в феврале стартап лишился более 50% бизнеса. В настоящее время в школе более 20 000 учеников. Пятая часть из Украины, остальные – из Польши, Италии, Испании, Румынии и Израиля.
Во время блэкаутов школы идут родителям и учащимся навстречу. Адаптация Mathema – уроки не списываются и переносятся до тех пор, пока занятие не состоится. Gios и EnglishDom научились быстро подыскивать замену учителям, которые не могут провести урок без света.
Mathema выиграла от военного беспорядка в образовании. Каков следующий шаг? Школь настроен на экспансию. К тому же мировой EdTech продолжает развиваться – в 2030-м эта индустрия будет стоить около $1 трлн, прогнозировала в апреле 2022-го P&S Intelligence.
В августе 2022 года Mathema вышла на рынок Польши – там сейчас 40 учеников и $20 000 выручки за четыре месяца. Плановый выход на операционную прибыль – через 4-5 месяцев, считает Шкиль. Следующие точки для глобализации Mathema – Испания, Бразилия и Индонезия.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.