«Их разыскивала российская армия из-за влияния их фото, но население, осознававшее важность их работы, помогало», – говорится на странице премии «Репортеров без границ», которую фотографы Евгений Малолетка и Мстислав Чернов получили в декабре 2022 года. Чуть позже Малолетка стал фотографом года по версии The Guardian. Сейчас фотографа знают по фото Мариуполя в осаде. Он также снимал Изюм, Бучу и десятки ставших свидетелями вторжения городов. В чем заключается работа военного фотографа
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Я – фотожурналист. Работаю уже более 10 лет. Раньше снимал видео, занимался производством небольших фильмов для международных организаций. Карьеру начал в качестве документального фотографа, затем был фоторепортером. Сейчас все знают меня как фотографа, снимавшего Мариуполь.
Мы старались публиковать фото и видео из Мариуполя каждый день. Было важно показывать почти вживую происходящее. Когда детей привозили в больницы и пытались реанимировать, роддом, братские могилы. Было многое, что мы видели и в других городах Украины. Просто там было мало журналистов и информации. Хотя происходило то же самое: окружение, разрушения, жертвы.
Когда мы планировали поездку, сказали себе: если попадем в окружение, останемся, пока будет возможность работать. Мы находились в Мариуполе 20 дней, осада продолжалась 86. Когда мы выезжали, бои шли внутри городских кварталов.
У Мстислава (Мстислав Чернов, коллега Малолетки. – Forbes ) было отснято примерно 30 часов видео. В новости удалось передать минут 40. Много материала не можешь вместить в новостях, но можешь в кино: там другая структура строительства нарратива, потому что больше времени можно вложить в сюжет. В фильме зафиксированы тяжелые события, его невозможно смотреть под попкорн. Это персональная история оказавшихся в окружении журналистов.
Думаю, из-за войны мы ожесточились. Война многое изменила и во мне, и в каждом украинце.
Почему документальная фотография? Это живой жанр с реальными людьми и с реальными ситуациями. Я пробовал себя во многих жанрах, но этот, который я избрал в начале, захватил и повел меня.
Иногда в поле все может повернуться иначе, чем мы планировали. Едешь куда-то и не знаешь, что ждет. Можешь запланировать, что будешь работать с полицейскими и минерами, приехать и увидеть совершенно другую историю, которая будет интереснее, важнее или чувствительнее.
Каждый раз стараешься работать с непредсказуемостью. Одно из важнейшего в нашей деятельности и работе на войне – быть готовым ко всему, что может случиться.
Мы не думали, что в Изюме увидим массовое захоронение. Приехали туда в первый день после освобождения и думали делать историю о том, как жили люди. Но узнали, что русские создали кладбище где-то в лесу. Несколько дней искали и нашли это известное захоронение на 400 человек. Приехали туда одними из первых журналистов.
Важно оказаться в правильном месте в правильное время. В работе журналиста нужно не упустить главное.
Многие люди во время оккупации и после освобождения замкнуты и не знают, можно ли тебе доверять. Это ощущалось в Херсонской и Харьковской областях. Люди прошли через такие устрашения со стороны россиян, что им не хотелось лишний раз выпускать слово из уст. Помогало просто общаться. По-украински объясняли, кто мы, откуда, что делаем. Коммуникационные навыки никогда не повредят.
Сейчас мы работаем в новостном режиме: происходит много событий, нет возможности целый день быть с одним героем. Но каждый раз стараемся помочь человеку в беде. Например, пытались помочь парню из ТРО, прошедшему через российские пытки.
Мне любопытно все. Любые истории, которые будут затрагивать визуально и нарративно.
Не то чтобы я гонялся за негативом, но наша работа – рассказывать о часто негативных последствиях той или иной ситуации. Сейчас – война, раньше – COVID. Работаем над сложными темами. Но иногда появляются хорошие, и поездка, например, на природу позволяет переключиться, чтобы работать дальше.
Люблю работать каждый день. Даже когда не снимаю, думаю, какие темы выбрать, стараюсь продюсировать и питчить. Смотрю на другие страны – что там происходит? В предыдущие годы я много работал за границей. Интересно смотреть на мир – это расширяет горизонты.
Чтобы отдохнуть, нужно ничего не делать несколько недель или месяц. Такое редко бывает. Даже на отдыхе все равно мониторишь новости. Взрывы в Харькове, прилет в Дружковке – и тебе звонят по телефону люди: «Мы здесь увидели – опубликуем». Помогаешь, потому что важно опубликовать работы коллег, даже если не смог там быть. Чтобы мир видел, что происходит.
У меня интересная профессия. Иногда кажется, это сплошное приключение, которое не кончается.
Она научила смотреть на ситуации под другим углом. Видишь катастрофу и анализируешь, как это произошло. Пытаешься задавать вопросы. Еще профессия научила не быть слишком эмоциональным и думать, что можно сделать в этот момент.
Мне не кажется, что это одна из самых «снятых» войн. Трудно выбрать ее главный кадр. Видел много серьезных фотографий: попадания в телебашню, в администрацию Харькова… За каждой стоят человеческие жизни. Они все важны.
Что означает «страшно»? Ты понимаешь, на что идешь, что должен добыть и будет ли риск оправдан результатом. Это нельзя сравнивать с военными – у них другие задачи. Наша задача – прийти, отснять и вернуться. Мертвый журналист – плохой журналист. Он ничего не сможет принести в редакцию.
Я уже видел эти страдания в 2014 году. Они были такими же. Количество гораздо возросло, горя значительно прибавилось. Но мы уже видели это. Люди плачут так же, дети гибнут так же. Это, к сожалению, все похоже. Война не приносит ничего хорошего.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.