Категория
Жизнь
Дата

Прийти, отснять, возвратиться. Благодаря фотографу Евгению Малолетке мир увидел военные преступления россиян. Как построена его работа

Команда документального фильма «20 дней в Мариуполе»: Василиса Степаненко, Мстислав Чернов и Евгений Малолетка /Getty Images

Команда документального фильма «20 дней в Мариуполе»: Василиса Степаненко, Мстислав Чернов и Евгений Малолетка Фото Getty Images

«Их разыскивала российская армия из-за влияния их фото, но население, осознававшее важность их работы, помогало», – говорится на странице премии «Репортеров без границ», которую фотографы Евгений Малолетка и Мстислав Чернов получили в декабре 2022 года. Чуть позже Малолетка стал фотографом года по версии The Guardian. Сейчас фотографа знают по фото Мариуполя в осаде. Он также снимал Изюм, Бучу и десятки ставших свидетелями вторжения городов. В чем заключается работа военного фотографа

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Я – фотожурналист. Работаю уже более 10 лет. Раньше снимал видео, занимался производством небольших фильмов для международных организаций. Карьеру начал в качестве документального фотографа, затем был фоторепортером. Сейчас все знают меня как фотографа, снимавшего Мариуполь.

Мы старались публиковать фото и видео из Мариуполя каждый день. Было важно показывать почти вживую происходящее. Когда детей привозили в больницы и пытались реанимировать, роддом, братские могилы. Было многое, что мы видели и в других городах Украины. Просто там было мало журналистов и информации. Хотя происходило то же самое: окружение, разрушения, жертвы.

Когда мы планировали поездку, сказали себе: если попадем в окружение, останемся, пока будет возможность работать. Мы находились в Мариуполе 20 дней, осада продолжалась 86. Когда мы выезжали, бои шли внутри городских кварталов.

У Мстислава (Мстислав Чернов, коллега Малолетки. – Forbes ) было отснято примерно 30 часов видео. В новости удалось передать минут 40. Много материала не можешь вместить в новостях, но можешь в кино: там другая структура строительства нарратива, потому что больше времени можно вложить в сюжет. В фильме зафиксированы тяжелые события, его невозможно смотреть под попкорн. Это персональная история оказавшихся в окружении журналистов.

Думаю, из-за войны мы ожесточились. Война многое изменила и во мне, и в каждом украинце.

Почему документальная фотография? Это живой жанр с реальными людьми и с реальными ситуациями. Я пробовал себя во многих жанрах, но этот, который я избрал в начале, захватил и повел меня.

Иногда в поле все может повернуться иначе, чем мы планировали. Едешь куда-то и не знаешь, что ждет. Можешь запланировать, что будешь работать с полицейскими и минерами, приехать и увидеть совершенно другую историю, которая будет интереснее, важнее или чувствительнее.

Каждый раз стараешься работать с непредсказуемостью. Одно из важнейшего в нашей деятельности и работе на войне – быть готовым ко всему, что может случиться.

Мы не думали, что в Изюме увидим массовое захоронение. Приехали туда в первый день после освобождения и думали делать историю о том, как жили люди. Но узнали, что русские создали кладбище где-то в лесу. Несколько дней искали и нашли это известное захоронение на 400 человек. Приехали туда одними из первых журналистов.

Важно оказаться в правильном месте в правильное время. В работе журналиста нужно не упустить главное.

Многие люди во время оккупации и после освобождения замкнуты и не знают, можно ли тебе доверять. Это ощущалось в Херсонской и Харьковской областях. Люди прошли через такие устрашения со стороны россиян, что им не хотелось лишний раз выпускать слово из уст. Помогало просто общаться. По-украински объясняли, кто мы, откуда, что делаем. Коммуникационные навыки никогда не повредят.

Сейчас мы работаем в новостном режиме: происходит много событий, нет возможности целый день быть с одним героем. Но каждый раз стараемся помочь человеку в беде. Например, пытались помочь парню из ТРО, прошедшему через российские пытки.

Мне любопытно все. Любые истории, которые будут затрагивать визуально и нарративно.

Не то чтобы я гонялся за негативом, но наша работа – рассказывать о часто негативных последствиях той или иной ситуации. Сейчас – война, раньше – COVID. Работаем над сложными темами. Но иногда появляются хорошие, и поездка, например, на природу позволяет переключиться, чтобы работать дальше.

Люблю работать каждый день. Даже когда не снимаю, думаю, какие темы выбрать, стараюсь продюсировать и питчить. Смотрю на другие страны – что там происходит? В предыдущие годы я много работал за границей. Интересно смотреть на мир – это расширяет горизонты.

Чтобы отдохнуть, нужно ничего не делать несколько недель или месяц. Такое редко бывает. Даже на отдыхе все равно мониторишь новости. Взрывы в Харькове, прилет в Дружковке – и тебе звонят по телефону люди: «Мы здесь увидели – опубликуем». Помогаешь, потому что важно опубликовать работы коллег, даже если не смог там быть. Чтобы мир видел, что происходит.

У меня интересная профессия. Иногда кажется, это сплошное приключение, которое не кончается.

Она научила смотреть на ситуации под другим углом. Видишь катастрофу и анализируешь, как это произошло. Пытаешься задавать вопросы. Еще профессия научила не быть слишком эмоциональным и думать, что можно сделать в этот момент.

Мне не кажется, что это одна из самых «снятых» войн. Трудно выбрать ее главный кадр. Видел много серьезных фотографий: попадания в телебашню, в администрацию Харькова… За каждой стоят человеческие жизни. Они все важны.

Что означает «страшно»? Ты понимаешь, на что идешь, что должен добыть и будет ли риск оправдан результатом. Это нельзя сравнивать с военными – у них другие задачи. Наша задача – прийти, отснять и вернуться. Мертвый журналист – плохой журналист. Он ничего не сможет принести в редакцию.

Я уже видел эти страдания в 2014 году. Они были такими же. Количество гораздо возросло, горя значительно прибавилось. Но мы уже видели это. Люди плачут так же, дети гибнут так же. Это, к сожалению, все похоже. Война не приносит ничего хорошего.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине