«Червона калина», Бенкси и керамический петушок. 14 песен, фото и арт-объектов, ставших символами украинского сопротивления /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Жизнь
Дата

«Червона калина», Бенкси и керамический петушок. 14 песен, фото и арт-объектов, ставших символами украинского сопротивления

10 хв читання

Коллаж Анна Наконечная

Укрепить боевой дух, привлечь к поддержке, вдохновить на борьбу. С 24 февраля украинские креаторы создают песни, иллюстрации, кампании и ролики для приближения победы в информационной войне. И так же часто культурными мемами войны становились произведения искусства, созданные столетия назад, получившие новое значение. Вот только 14 произведений искусства, ставших символами украинского противостояния.

🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком

Песня «Ой у лузі червона калина»

Солист «Бумбокса» Андрей Хлывнюк ушел в тероборону в первые дни войны. Именно ему принадлежит неофициальный гимн украинского сопротивления. 27 февраля Хливнюк выложил ролик, на котором он поет эту песню на фоне Софийского собора.

Музыка очень важна в каждой войне, говорит политтехнолог Николай Давидюк. Это медиа, как никакое другое, придает силы, поднимает боевой дух и объединяет. «Ой у лузі червона калина» поддержала украинцев и вдохновила иностранцев встать на сторону Украины.

Андрей Хлывнюк поет «Ой у лузі червона калина»

4 марта южноафриканский музыкант The Kiffness выпустил ремикс Oy U Luzi Chervona Kalyna. По состоянию на 29 декабря его просмотрели на YouTube более 13 млн раз. 7 апреля Pink Floyd выпустила первую оригинальную композицию с 1994 года на мотив песни. Она собрала на Youtube 11 млн просмотров.

«Необходимо, чтобы мир смотрел и запоминал этот момент. Когда становится сложно, я возвращаюсь к пению Хлывнюка», – пишет редактор Wired Анжела Уотеркаттер.

Портрет Владимира Зеленского работы Александра Чекменева

В декабре на благотворительном аукционе, проходившем во время инвента «Предприниматель года» от Forbes, был установлен рекорд. CEO Ajax Systems Александр Конотопский приобрел портрет Владимира Зеленского за 6 млн грн. Эти деньги будут направлены на восстановление школ Киевщины, разбитых россиянами во время отступления.

Впервые фото было опубликовано на обложке журнала Time. Его автор – фотожурналист Александр Чекменев, фиксирующий вторжение в портретах людей: в частности, киевлян и жителей деоккупированных территорий.

«Единственное, что спросили в TIME, когда дали заказ: «Ты знаешь, как будешь снимать?», – вспоминает Чекменев. – Я ответил: «Не волнуйтесь, знаю». Когда в 2019 году фотограф помогал коллеге Артуру Бондарю на съемке Зеленского для The Guardian, практически случайно сделал фото президента в профиль. «Сохранил его, потому что подумал: оно мне понадобится», – вспоминает фотограф. В съемке для TIME Чекменев воспроизвел ракурс и свет из фотосета. «Кадр подчеркивает время, событие и состояние, – говорит он. – Это состояние войны, но взгляд идет к свету».

Иллюстрации Александра Грехова

Что не дает украинцам сойти с ума? ВСУ, пес Патрон, гномы из Jysk и «вата», говорится в иллюстрации художника Александра Грехова.

Грехов реагирует на главные информационные поводы вторжения изображениями: иногда юмористическими, иногда щемящими, и всегда точными. Например, иллюстрация карты Украины с подписью «Моя зона комфорта – это 603 548 километров квадратных».

Грехов – продуктивный творец военных мемов. Только за первый месяц вторжения он нарисовал более 60 картин. Одна из самых популярных его работ – иллюстрация с защитниками острова Змеиный, сформулировавших девиз войны. «Русский военный корабль, иди нах*й» – мощный быстрый мем, мантра о том, что мы не отдадим свои города, острова и землю», – говорит основатель агентства Postmen Ярослав Медведь.

Марка с «российским военным кораблем»

«Русский военный корабль» – первая марка, выпущенная во время вторжения. Релиз тиража состоялся 12 апреля и через пять дней вошел в историю филателии: «Укрпочта» продала 500 000 экземпляров из миллионного тиража, а очереди под Главпочтамтом стояли часами.

Ажиотаж подогрело и то, что через день после выпуска ВСУ нанесли ракетный удар по тому самому «русскому военному кораблю» – крейсеру «Москва». Чуть позже, но судно прислушалось к совету украинских пограничников и утонуло.

«Червона калина», Бенкси и керамический петушок. 14 песен, фото и арт-объектов, ставших символами украинского сопротивления /Фото 1

Релиз тиража марок состоялся 12 апреля и через пять дней вошел в историю филателии.

За марками охотились не только украинцы. 25 мая «Укрпочта» открыла интернет-магазин на маркетплейсе eBay и за день продала 1494 блока с марками «Русский военный корабль… все!». Продажа шла настолько стремительно, что ее приостановили алгоритмы защиты eBay. А 22 апреля марку приобрели на аукционе за 5 млн грн. «Купил какой-то Луис Перес, – говорит СЕО «Укрпочты» Игорь Смилянский. – Мы не знаем, кто это».

Автор рисунка на марке – художник Борис Грох. В настоящее время «Укрпочта» выпускает также магниты, футболки и свитшоты с этой иллюстрацией.

Песня «Стефания», Kalush Orchestra

Релиз «Стефании» состоялся до начала вторжения, но он стал одним из главных орудий в информационной войне. Выступая на Евровидении, лидер группы Олег Псюк призвал мир не забывать об «Азовстали». Поисковые запросы о мариупольской крепости стремительно выросли по всему миру.

Святослав Вакарчук относится к конкурсу со скепсисом, но считает: Kalush справились гениально. «Самым важным было не выступление, – говорит лидер «Океана Эльзы». – А то, что они сказали об «Азовстали». За это я буду благодарен им всегда».

Клип на «Стефанию» за семь месяцев собрал 46 млн просмотров на YouТube и более 80 000 комментариев со словами поддержки. Ролик снимался в городах и селах, ставших свидетелями войны: в Буче, Гостомеле, Ирпене и Бородянке. Для команды это не было простой задачей ни организационно, ни психологически.

«Стоишь в Ирпене в окружении машин, судьба хозяев которых непонятна», – вспоминает один из самых трудных моментов режиссер Максим Ксенда. Но команда не могла не показать эти кадры. «Мы хотели, чтобы люди увидели клип и поняли: это рядом, а не где-то далеко и их не касается», – говорит Ксенда.

Песня «Чути гімн», Skofka

Трек «Чути гімн» рэпер Skofka посвятил погибшему на войне другу детства Валентину Коноводову. Через три недели после релиза песня взлетела в топы YouТube. Сейчас у нее 4,5 млн прослушиваний на Spotify.

В начале войны Skofka рассчитывал на поддержку русских рэперов, с которыми он общался и следил за их творчеством. Быстро разочаровался. «У меня изменился взгляд и отношение к ним. Не слушаю их треки, – говорит рэпер в интервью «Суспільному». – Обязанность каждого украинца сейчас – поддерживать свое». Аудитория прислушивается к этому призыву: после начала вторжения треки Skofka на стримингах слушают втрое чаще, говорит основатель лейбла Enko Иван Клименко.

Песня «Шо ви браття», Jockie Druce

Основатель креативного агентства Banda Паша Вржещ в марте называл «Шо ви браття» рэпера Jockie Druce самым крутым кейсом информационной войны. Песню отличает духоподъемный месседж о том, что украинцы побеждают легко и играючи.

Создатели ролика на песню, Стефания Верейцы и Даня Нестеревич, предложили исполнителю сделать бодрящее видео. Вместо вездесущих картин войны с мертвыми телами и руинами в ролике использованы фрагменты мультфильмов, графические мемы, знаменитости. Клип охватил около 5 млн пользователей и собрал 2 млн просмотров за первые недели после публикации. Саму песню со словами «І так очевидно, що за нами перемога» сейчас послушали 1,1 млн раз в YouТube и 3,1 млн раз в Spotify.

Бородянский петушок

После ухода оккупантов с Киевщины, в апреле по соцсетям начало распространяться фото вдребезги разрушенного дома, на стене которого упорно висел шкафчик с керамическим петушком. Этот снимок и его главные герои – шкаф и петушок – мгновенно стали героями мемов и символами несокрушимости.

Петушок был создан на Васильковском майоликовом заводе, его наиболее вероятные авторы – супруги художников Валерий и Надежда Проторьевы. Впоследствии двух таких петушков во время прогулки по Киеву подарили Борису Джонсону и Владимиру Зеленскому.

«Такие символы региона, которые становятся известны во время войны, считаю «знаком», который следует использовать для создания новой истории и экспорта украинских культурных брендов», – пишет СЕО креативного агентства Grape Юрий Гладкий. «Стойкий» петушок уже начал вдохновлять креативщиков. Бренд Gunia Project выпустили линейку украшений в форме птицы, так же ее повторял дизайн премии «Предприниматель года» Forbes.

«Червона калина», Бенкси и керамический петушок. 14 песен, фото и арт-объектов, ставших символами украинского сопротивления /Фото 2

Основатели «Новой почты» Владимир Поперешнюк и Вячеслав Климов с премией «Предприниматель года» с оттиском бородянского петушка

Документальные снимки украинских фотографов Мстислава Чернова и Евгения Малолетки

«В ту ночь пять танков вышли на улицы и начали хаотичный обстрел. Стреляли по улицам и жилым домам. Снаряд попал в угол квартиры, что на фото. Позже мы узнали, что при обстреле погибли две пожилые женщины, которые не могли спуститься в подвал. Их сожженные тела похоронили прямо у дома», – рассказывает украинский фотожурналист Евгений Малолетка в интервью The Guardian.

Неделю назад издание назвало его агентским фотографом года. До этого Малолетка и его коллега Мстислав Чернов получили премию «за влияние» «Репортеров без границ» – международной организации, которая защищает права людей на свободный доступ к достоверной информации.

Чернов и Малолетка были единственными репортерами международных СМИ, документировавшими последствия боевых действий в Мариуполе в течение 20 дней в марте 2022 года, приехав в город за несколько часов до начала вторжения. Они стали глазами мира в осажденном городе. Фотографы покинули Мариуполь, когда узнали, что из-за их публикаций на них охотятся россияне.

Фото Дмитрия Козацкого

За несколько дней до того, как украинские военные покинули территорию «Азовстали», боец полка «Азов» Дмитрий Козацкий с позывным Орест сделал фото военного, стоящего под лучами солнца.

«Червона калина», Бенкси и керамический петушок. 14 песен, фото и арт-объектов, ставших символами украинского сопротивления /Фото 3

«Библейский» кадр с военным в лучах солнца попал в список 20 лучших фото 2022 года по версии The Guardian

Орест был на «Азовстали» с начала окружения Мариуполя. Цикл его фотографий «Свет победит», документировавших быт и людей на заводе, увидел весь мир. Козацкий написал пост, в котором попросил распространять его снимки и присылать на журналистские премии и фотоконкурсы.

Орест получил специальную награду польской премии Grand Press Photo 2022, победил в фотоконкурсе The Prix de la Photographie в Париже, а «библейский» кадр с военным в лучах солнца попал в перечень 20 лучших фото 2022 года по версии The Guardian. В сентябре он вернулся из плена, и с декабря Козацкий снова служит.

Креативная кампания «Смелость»

Начало креативной войны против России соучредитель агентства Banda Паша Вржещ упоминает как хаотический бой. «Смелость» была первой тщательно спланированной и целостной кампанией Banda: у нее одно сообщение и много каналов. «Мы будем прокачивать украинскую крутизну как рекламную задачу», – говорил Вржещ Forbes в конце марта перед стартом проекта.

Кампания состоит из примеров украинской смелости. Спасатели извлекают людей с пожаров, волонтеры вывозят животных с оккупированных территорий, гражданские останавливают танки голыми руками. Для западной аудитории Banda использует цитаты местных политиков и СМИ. Например, заголовок статьи из раздела «Мысли» The New York Times: «Я думал, что знал, что такое смелость. Потом я увидел Украину».

«Червона калина», Бенкси и керамический петушок. 14 песен, фото и арт-объектов, ставших символами украинского сопротивления /Фото 4

Биллборды проекта видели жители США и городов Европы. Но первыми их увидели в Украине: кроме продвижения смелости за границей, проект должен был поднять боевой дух украинцев. «Нужно не растерять смелость, проявленную в первые дни войны, – объясняет Вржещ. – Смелость поддерживать военных, продолжать работать, волонтерить, жить».

Фильм «Снайпер. Белый ворон»

За месяц до выхода фильма «Снайпер. Белый Ворон» в прокат в сети сплыла пиратская версия фильма. Казалось, это поставило крест на сборах. Вышло иначе: за первый уик-энд фильм собрал 1,4 млн грн, а второй принес на 14% меньше, хотя обычно сборы падают на 30–40%. Суммарно за два уик-энда фильм собрал 26 063 зрителей и 3,1 млн грн.

«Червона калина», Бенкси и керамический петушок. 14 песен, фото и арт-объектов, ставших символами украинского сопротивления /Фото 5

Снайпер. Белый Ворон» – первый украинский фильм, вышедший в прокат во время войны

«Снайпер. Белый Ворон» – первый украинский фильм, вышедший в прокат во время войны. Прототипом главного героя стал Николай Воронин – снайпер, один из «киборгов», защищавший Донецкий аэропорт и по сей день служащий в ВСУ.

В июле американский дистрибьютор выложил фильм на Amazon и Apple TV. Иностранная аудитория одобрительно реагирует на фильм: 63% зрителей Amazon Prime оценили ее в пять звезд, а рейтинг «Снайпера» на Rotten Tomatoes – 87%. Также фильм можно посмотреть на Netflix, где он отмечен значком Most Liked.

Картины Марии Примаченко

25 февраля в крышу Иванковского историко-краеведческого музея попал снаряд. Здание мгновенно загорелось. Местные вырвали решетку из окон и вынесли экспонаты, которые смогли вытащить. Первыми стали спасать картины Марии Примаченко. Эту историю бытового героизма не обнародовали, пока не освободили Киевщину.

Война открыла глаза на ценность живописи Примаченко и украинского культурного наследия в целом. Художницу посмертно наградили отличием «Национальная легенда Украины». 21 сентября в Киеве открылась выставка картин великой примитивистки «Мария Примаченко. Спасенное». На ней сообщили о проектах восстановления музея в Иванкове и создании художественной резиденции в Болотне, где до сих пор стоит здание Примаченко.

«Червона калина», Бенкси и керамический петушок. 14 песен, фото и арт-объектов, ставших символами украинского сопротивления /Фото 6

«Песнь о погибших героях» (1969), фото из архива Эдуарда Дымшица

В апреле 2022 года картина «Моя хата, моя правда» была продана за €110 000 на аукционе Benefit for Ukraineʼs People & Culture в Венеции. А в мае полотно Примаченко «Цветы выросли у четвертого блока» продали на аукционе за $500 000 – на эти деньги приобрели 125 бусов для ВСУ. Сейчас это самая дорогая работа в истории украинского искусства.

Муралы Бэнкси

Известный стрит-артист Бэнкси – пацифист. Он часто создает новые муралы на местах катастроф, чтобы сохранить память – например, женскую фигуру в дверях театра «Батаклан», где из-за теракта погибли 90 человек. Поэтому появление его работ на стенах разрушенных построек Киевщины складывается в его творческий почерк.

«Червона калина», Бенкси и керамический петушок. 14 песен, фото и арт-объектов, ставших символами украинского сопротивления /Фото 7

Бэнкси нарисовал семь работ в Киевской области и в столице

В ноябре стрит-артист опубликовал в Instagram изображение гимнастки, выполняющей стойку на руках среди развалин в Бородянке. Позже он подтвердил причастность к еще шести работам в разрушенных войной местах в Киеве и Ирпене. На одной из них мальчик кладет на лопатки мужчину в кимоно, похожего на президента России Владимира Путина. Другая работа изображает двоих «качающихся» детей на противотанковом еже.

Для Украины очень важно, Бэнкси на ее стороне в информационной войне. «Не думаю, что Бэнкси приехал посмотреть на Бородянку «по фану», – говорит арт-менджер Екатерина Тейлор. – Он понимает свое влияние, поэтому много раз поднимал проблемы, требующие внимания».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд