Укрепить боевой дух, привлечь к поддержке, вдохновить на борьбу. С 24 февраля украинские креаторы создают песни, иллюстрации, кампании и ролики для приближения победы в информационной войне. И так же часто культурными мемами войны становились произведения искусства, созданные столетия назад, получившие новое значение. Вот только 14 произведений искусства, ставших символами украинского противостояния.
Песня «Ой у лузі червона калина»
Солист «Бумбокса» Андрей Хлывнюк ушел в тероборону в первые дни войны. Именно ему принадлежит неофициальный гимн украинского сопротивления. 27 февраля Хливнюк выложил ролик, на котором он поет эту песню на фоне Софийского собора.
Музыка очень важна в каждой войне, говорит политтехнолог Николай Давидюк. Это медиа, как никакое другое, придает силы, поднимает боевой дух и объединяет. «Ой у лузі червона калина» поддержала украинцев и вдохновила иностранцев встать на сторону Украины.
4 марта южноафриканский музыкант The Kiffness выпустил ремикс Oy U Luzi Chervona Kalyna. По состоянию на 29 декабря его просмотрели на YouTube более 13 млн раз. 7 апреля Pink Floyd выпустила первую оригинальную композицию с 1994 года на мотив песни. Она собрала на Youtube 11 млн просмотров.
«Необходимо, чтобы мир смотрел и запоминал этот момент. Когда становится сложно, я возвращаюсь к пению Хлывнюка», – пишет редактор Wired Анжела Уотеркаттер.
Портрет Владимира Зеленского работы Александра Чекменева
В декабре на благотворительном аукционе, проходившем во время инвента «Предприниматель года» от Forbes, был установлен рекорд. CEO Ajax Systems Александр Конотопский приобрел портрет Владимира Зеленского за 6 млн грн. Эти деньги будут направлены на восстановление школ Киевщины, разбитых россиянами во время отступления.
Впервые фото было опубликовано на обложке журнала Time. Его автор – фотожурналист Александр Чекменев, фиксирующий вторжение в портретах людей: в частности, киевлян и жителей деоккупированных территорий.
«Единственное, что спросили в TIME, когда дали заказ: «Ты знаешь, как будешь снимать?», – вспоминает Чекменев. – Я ответил: «Не волнуйтесь, знаю». Когда в 2019 году фотограф помогал коллеге Артуру Бондарю на съемке Зеленского для The Guardian, практически случайно сделал фото президента в профиль. «Сохранил его, потому что подумал: оно мне понадобится», – вспоминает фотограф. В съемке для TIME Чекменев воспроизвел ракурс и свет из фотосета. «Кадр подчеркивает время, событие и состояние, – говорит он. – Это состояние войны, но взгляд идет к свету».
Иллюстрации Александра Грехова
Что не дает украинцам сойти с ума? ВСУ, пес Патрон, гномы из Jysk и «вата», говорится в иллюстрации художника Александра Грехова.
Грехов реагирует на главные информационные поводы вторжения изображениями: иногда юмористическими, иногда щемящими, и всегда точными. Например, иллюстрация карты Украины с подписью «Моя зона комфорта – это 603 548 километров квадратных».
Грехов – продуктивный творец военных мемов. Только за первый месяц вторжения он нарисовал более 60 картин. Одна из самых популярных его работ – иллюстрация с защитниками острова Змеиный, сформулировавших девиз войны. «Русский военный корабль, иди нах*й» – мощный быстрый мем, мантра о том, что мы не отдадим свои города, острова и землю», – говорит основатель агентства Postmen Ярослав Медведь.
Марка с «российским военным кораблем»
«Русский военный корабль» – первая марка, выпущенная во время вторжения. Релиз тиража состоялся 12 апреля и через пять дней вошел в историю филателии: «Укрпочта» продала 500 000 экземпляров из миллионного тиража, а очереди под Главпочтамтом стояли часами.
Ажиотаж подогрело и то, что через день после выпуска ВСУ нанесли ракетный удар по тому самому «русскому военному кораблю» – крейсеру «Москва». Чуть позже, но судно прислушалось к совету украинских пограничников и утонуло.
За марками охотились не только украинцы. 25 мая «Укрпочта» открыла интернет-магазин на маркетплейсе eBay и за день продала 1494 блока с марками «Русский военный корабль… все!». Продажа шла настолько стремительно, что ее приостановили алгоритмы защиты eBay. А 22 апреля марку приобрели на аукционе за 5 млн грн. «Купил какой-то Луис Перес, – говорит СЕО «Укрпочты» Игорь Смилянский. – Мы не знаем, кто это».
Автор рисунка на марке – художник Борис Грох. В настоящее время «Укрпочта» выпускает также магниты, футболки и свитшоты с этой иллюстрацией.
Песня «Стефания», Kalush Orchestra
Релиз «Стефании» состоялся до начала вторжения, но он стал одним из главных орудий в информационной войне. Выступая на Евровидении, лидер группы Олег Псюк призвал мир не забывать об «Азовстали». Поисковые запросы о мариупольской крепости стремительно выросли по всему миру.
Святослав Вакарчук относится к конкурсу со скепсисом, но считает: Kalush справились гениально. «Самым важным было не выступление, – говорит лидер «Океана Эльзы». – А то, что они сказали об «Азовстали». За это я буду благодарен им всегда».
Клип на «Стефанию» за семь месяцев собрал 46 млн просмотров на YouТube и более 80 000 комментариев со словами поддержки. Ролик снимался в городах и селах, ставших свидетелями войны: в Буче, Гостомеле, Ирпене и Бородянке. Для команды это не было простой задачей ни организационно, ни психологически.
«Стоишь в Ирпене в окружении машин, судьба хозяев которых непонятна», – вспоминает один из самых трудных моментов режиссер Максим Ксенда. Но команда не могла не показать эти кадры. «Мы хотели, чтобы люди увидели клип и поняли: это рядом, а не где-то далеко и их не касается», – говорит Ксенда.
Песня «Чути гімн», Skofka
Трек «Чути гімн» рэпер Skofka посвятил погибшему на войне другу детства Валентину Коноводову. Через три недели после релиза песня взлетела в топы YouТube. Сейчас у нее 4,5 млн прослушиваний на Spotify.
В начале войны Skofka рассчитывал на поддержку русских рэперов, с которыми он общался и следил за их творчеством. Быстро разочаровался. «У меня изменился взгляд и отношение к ним. Не слушаю их треки, – говорит рэпер в интервью «Суспільному». – Обязанность каждого украинца сейчас – поддерживать свое». Аудитория прислушивается к этому призыву: после начала вторжения треки Skofka на стримингах слушают втрое чаще, говорит основатель лейбла Enko Иван Клименко.
Песня «Шо ви браття», Jockie Druce
Основатель креативного агентства Banda Паша Вржещ в марте называл «Шо ви браття» рэпера Jockie Druce самым крутым кейсом информационной войны. Песню отличает духоподъемный месседж о том, что украинцы побеждают легко и играючи.
Создатели ролика на песню, Стефания Верейцы и Даня Нестеревич, предложили исполнителю сделать бодрящее видео. Вместо вездесущих картин войны с мертвыми телами и руинами в ролике использованы фрагменты мультфильмов, графические мемы, знаменитости. Клип охватил около 5 млн пользователей и собрал 2 млн просмотров за первые недели после публикации. Саму песню со словами «І так очевидно, що за нами перемога» сейчас послушали 1,1 млн раз в YouТube и 3,1 млн раз в Spotify.
Бородянский петушок
После ухода оккупантов с Киевщины, в апреле по соцсетям начало распространяться фото вдребезги разрушенного дома, на стене которого упорно висел шкафчик с керамическим петушком. Этот снимок и его главные герои – шкаф и петушок – мгновенно стали героями мемов и символами несокрушимости.
Петушок был создан на Васильковском майоликовом заводе, его наиболее вероятные авторы – супруги художников Валерий и Надежда Проторьевы. Впоследствии двух таких петушков во время прогулки по Киеву подарили Борису Джонсону и Владимиру Зеленскому.
«Такие символы региона, которые становятся известны во время войны, считаю «знаком», который следует использовать для создания новой истории и экспорта украинских культурных брендов», – пишет СЕО креативного агентства Grape Юрий Гладкий. «Стойкий» петушок уже начал вдохновлять креативщиков. Бренд Gunia Project выпустили линейку украшений в форме птицы, так же ее повторял дизайн премии «Предприниматель года» Forbes.
Документальные снимки украинских фотографов Мстислава Чернова и Евгения Малолетки
«В ту ночь пять танков вышли на улицы и начали хаотичный обстрел. Стреляли по улицам и жилым домам. Снаряд попал в угол квартиры, что на фото. Позже мы узнали, что при обстреле погибли две пожилые женщины, которые не могли спуститься в подвал. Их сожженные тела похоронили прямо у дома», – рассказывает украинский фотожурналист Евгений Малолетка в интервью The Guardian.
Неделю назад издание назвало его агентским фотографом года. До этого Малолетка и его коллега Мстислав Чернов получили премию «за влияние» «Репортеров без границ» – международной организации, которая защищает права людей на свободный доступ к достоверной информации.
Чернов и Малолетка были единственными репортерами международных СМИ, документировавшими последствия боевых действий в Мариуполе в течение 20 дней в марте 2022 года, приехав в город за несколько часов до начала вторжения. Они стали глазами мира в осажденном городе. Фотографы покинули Мариуполь, когда узнали, что из-за их публикаций на них охотятся россияне.
Фото Дмитрия Козацкого
За несколько дней до того, как украинские военные покинули территорию «Азовстали», боец полка «Азов» Дмитрий Козацкий с позывным Орест сделал фото военного, стоящего под лучами солнца.
Орест был на «Азовстали» с начала окружения Мариуполя. Цикл его фотографий «Свет победит», документировавших быт и людей на заводе, увидел весь мир. Козацкий написал пост, в котором попросил распространять его снимки и присылать на журналистские премии и фотоконкурсы.
Орест получил специальную награду польской премии Grand Press Photo 2022, победил в фотоконкурсе The Prix de la Photographie в Париже, а «библейский» кадр с военным в лучах солнца попал в перечень 20 лучших фото 2022 года по версии The Guardian. В сентябре он вернулся из плена, и с декабря Козацкий снова служит.
Креативная кампания «Смелость»
Начало креативной войны против России соучредитель агентства Banda Паша Вржещ упоминает как хаотический бой. «Смелость» была первой тщательно спланированной и целостной кампанией Banda: у нее одно сообщение и много каналов. «Мы будем прокачивать украинскую крутизну как рекламную задачу», – говорил Вржещ Forbes в конце марта перед стартом проекта.
Кампания состоит из примеров украинской смелости. Спасатели извлекают людей с пожаров, волонтеры вывозят животных с оккупированных территорий, гражданские останавливают танки голыми руками. Для западной аудитории Banda использует цитаты местных политиков и СМИ. Например, заголовок статьи из раздела «Мысли» The New York Times: «Я думал, что знал, что такое смелость. Потом я увидел Украину».
Биллборды проекта видели жители США и городов Европы. Но первыми их увидели в Украине: кроме продвижения смелости за границей, проект должен был поднять боевой дух украинцев. «Нужно не растерять смелость, проявленную в первые дни войны, – объясняет Вржещ. – Смелость поддерживать военных, продолжать работать, волонтерить, жить».
Фильм «Снайпер. Белый ворон»
За месяц до выхода фильма «Снайпер. Белый Ворон» в прокат в сети сплыла пиратская версия фильма. Казалось, это поставило крест на сборах. Вышло иначе: за первый уик-энд фильм собрал 1,4 млн грн, а второй принес на 14% меньше, хотя обычно сборы падают на 30–40%. Суммарно за два уик-энда фильм собрал 26 063 зрителей и 3,1 млн грн.
«Снайпер. Белый Ворон» – первый украинский фильм, вышедший в прокат во время войны. Прототипом главного героя стал Николай Воронин – снайпер, один из «киборгов», защищавший Донецкий аэропорт и по сей день служащий в ВСУ.
В июле американский дистрибьютор выложил фильм на Amazon и Apple TV. Иностранная аудитория одобрительно реагирует на фильм: 63% зрителей Amazon Prime оценили ее в пять звезд, а рейтинг «Снайпера» на Rotten Tomatoes – 87%. Также фильм можно посмотреть на Netflix, где он отмечен значком Most Liked.
Картины Марии Примаченко
25 февраля в крышу Иванковского историко-краеведческого музея попал снаряд. Здание мгновенно загорелось. Местные вырвали решетку из окон и вынесли экспонаты, которые смогли вытащить. Первыми стали спасать картины Марии Примаченко. Эту историю бытового героизма не обнародовали, пока не освободили Киевщину.
Война открыла глаза на ценность живописи Примаченко и украинского культурного наследия в целом. Художницу посмертно наградили отличием «Национальная легенда Украины». 21 сентября в Киеве открылась выставка картин великой примитивистки «Мария Примаченко. Спасенное». На ней сообщили о проектах восстановления музея в Иванкове и создании художественной резиденции в Болотне, где до сих пор стоит здание Примаченко.
В апреле 2022 года картина «Моя хата, моя правда» была продана за €110 000 на аукционе Benefit for Ukraineʼs People & Culture в Венеции. А в мае полотно Примаченко «Цветы выросли у четвертого блока» продали на аукционе за $500 000 – на эти деньги приобрели 125 бусов для ВСУ. Сейчас это самая дорогая работа в истории украинского искусства.
Муралы Бэнкси
Известный стрит-артист Бэнкси – пацифист. Он часто создает новые муралы на местах катастроф, чтобы сохранить память – например, женскую фигуру в дверях театра «Батаклан», где из-за теракта погибли 90 человек. Поэтому появление его работ на стенах разрушенных построек Киевщины складывается в его творческий почерк.
В ноябре стрит-артист опубликовал в Instagram изображение гимнастки, выполняющей стойку на руках среди развалин в Бородянке. Позже он подтвердил причастность к еще шести работам в разрушенных войной местах в Киеве и Ирпене. На одной из них мальчик кладет на лопатки мужчину в кимоно, похожего на президента России Владимира Путина. Другая работа изображает двоих «качающихся» детей на противотанковом еже.
Для Украины очень важно, Бэнкси на ее стороне в информационной войне. «Не думаю, что Бэнкси приехал посмотреть на Бородянку «по фану», – говорит арт-менджер Екатерина Тейлор. – Он понимает свое влияние, поэтому много раз поднимал проблемы, требующие внимания».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.