Документальный фильм «Иван и Марта» Сергея Буковского выйдет на экраны 16 ноября. От имени Марты, жены литературоведа и диссидента Ивана Дзюбы, авторы рассказывают о временах гонений и преследований украинской интеллектуальной элиты – шестидесятников.
«Добра в мире все-таки больше, чем зла. Иначе жизни вообще бы не было», – говорил Иван Дзюба режиссеру Сергею Буковскому в своем последнем интервью. Дзюба умер 22 февраля 2022 года в возрасте 90 лет.
Жизнь Дзюбы была полна борьбы. Перед премьерой фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» Дзюба призвал зрителей подняться в знак протеста против арестов украинских интеллектуалов. За этим следовали обыски и арест самого Дзюбы. За дружбу с ним исключали из университета.
В ленте «Иван и Марта» жена Дзюбы, которая на протяжении 62 лет была опорой литературоведу, литературному критику и, впоследствии, министру культуры Украины, рассказывает об их жизни на фоне истории поколения шестидесятников.
Прокат фильма «Иван и Марта» должен был начаться 2 ноября. Его перенесли из-за «стандартных процедур оформления документов с Госкино», говорила продюсер ленты Оксана Иванюк в комментарии «Детектору медиа». Поэтому прокат фильма будет продолжаться меньше. В сети кинотеатров «Планета Кино» говорят о неделе на экране. «Но если будут зрители, продлим», – добавляет генеральный директор сети Наталья Байдан.
Почему «Ивана и Марту» обязательно следует успеть посмотреть, рассказывают главный редактор издательства «Дух и Литера» Леонид Финберг, кинокритик Сергей Тримбач, продюсер Дарья Бассель и культурный менеджер София Челяк.
Леонид Финберг, социолог, главный редактор издательства «Дух и Литера», директор Центра исследований истории и культуры восточноевропейского еврейства НаУКМА
Сергей Буковский – один из сильнейших, лучших документалистов не только украинского, но и мирового кино. Он отмечен немалым количеством премий, а в этом году получил одну из самых важных – Премию имени Василия Стуса. А когда мастер берется за важную тему, выходит хороший фильм.
«Иван и Марта» – это рассказ в первую очередь о Марте Дзюбе. Она понимала: рядом с ней живет гений. Иван Дзюба – один из самых глубоких украинских гуманитариев, который сделал настолько много для украинской независимости и украинской гуманитаристики, что трудно поставить рядом кого-либо. Если конец 90-х был временем Василия Стуса, то следующее десятилетие – это годы Ивана Дзюбы. Он автор десятков книг и сотен статей очень высокого уровня.
Марта была его ангелом. Благодаря ей Иван Дзюба сделал немало: издал книги о Шевченко и десятках деятелей украинской культуры, положил начало «Энциклопедии современной Украины», организовал Национальную ассоциацию украинистов, которая в свое время инициировала диалоги об украинцах с русскими, поляками, евреями.
Буковский хотел сделать этот фильм гораздо раньше: он начинал его за пять или шесть лет до периода, когда выделили деньги на этот фильм. Когда приходил на комиссию с заявкой о фильме, там не знали, кто такой Иван Дзюба. Когда деньги выделили, Буковскому пришлось снимать фильм в значительной степени о Марте, потому что Иван Михайлович уже сильно болел. Однако продолжал писать блестящие тексты.
Во время просмотра я думал о том, как хорошо Сергей показал Марту – благородную, ироничную, глубокую, солидарную. И жалел, что в фильме практически нет Ивана Михайловича. Сергей очень хотел [показать его больше], но, к сожалению.
Дарья Бассель, продюсер, программный координатор Docudays UA
«Иван и Марта» – замечательный фильм. Это документ, сохранение нашей памяти и истории и одновременно мастерски сделанное, талантливое кино. Очень трудно создать увлекательный документальный фильм о событиях, произошедших полвека назад, использовав интервью в качестве основного инструмента. Но Сергею Буковскому это удалось.
Режиссер смог ухватить за хвост время – в ленте оно оказывается, мы чувствуем его течение. А еще мне очень импонирует, что эта лента о простых людях, которые совершают героические поступки, потому что должны, но при этом хотят оставаться простыми людьми. Думаю, это срезонирует многим украинцам.
«Иван и Марта» – кино, полное нежности, света и большой любви к нашей культуре и истории.
Сергей Тримбач, украинский кинокритик, киновед, киносценарист
Едва ли не главный, по-моему [заложенный в фильме], смысл заключается в утверждении ценности семейной жизни. Когда плывешь против течения, так важно иметь духовную и психофизическую поддержку. Марта выходила замуж за 30-летнего мужчину, больного туберкулезом, в итоге он прожил 90 лет. Сам бы Иван никогда не доплыл до этой земной точки.
«У Ивана не было страха, – говорит в фильме Марта Дзюба, – не было какой-то двойственности». И неожиданное продолжение: «Двойственность, которая была во мне: говорить там так, а там – иначе». И она, и он одолели то, что предстоит преодолевать ныне младшим: не бояться заглядывать в глаза завтрашнего дня, избегать двойных стандартов, мужественно идти навстречу испытаниям, не просчитывая более безопасных сюжетов. Только тогда ты завоюешь – себя, Украину и ее будущее.
София Челяк, культурный менеджер
В фильме, конечно, речь идет о политическом подвиге и работе на независимость [Украины], но история фильма построена вокруг нежной любви, выжившей, несмотря ни на что.
Марта – королева кадра. Строить фильм вокруг такой харизматичной, красивой женщины – огромный выигрыш для режиссера. А рассказывать историю о шестидесятниках через призму любви Ивана и Марты – лучшее его решение. Благодаря этому можно увидеть молодых людей, которые любили, радовались и жили так, как мы живем.
Мне было очень важно видеть галицкость госпожи Марты. Моменты, где она говорит, что специально сшила костюм из платка своей бабушки, чтобы выглядеть элегантно на суде. Или вскоре после знакомства с Иваном они с мамой поехали знакомиться с его родителями. Но больше всего запомнились моменты, где Марта влияла на решение или принимала то, через что должна будет пройти.
Антиколониальная борьба Ивана Дзюбы и поколения 60-ков в целом такая же, какую мы проходим сейчас. Мы являемся одним из первых поколений, которое не отрицает наследие предыдущих. Связь с шестидесятниками для нас интеллектуальная, текстовая. Через них мы выходим к тридцатникам, а там к общинам, то есть людям, жившим в конце XIX века.
История Ивана и Марты показывает нам, что никто не рождается героем. На самом деле мы все простые люди, которые приняли решение говорить о том, что не нравится, и бороться за то, во что мы верим.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.