Как частные школы в США воспитывают будущих предпринимателей, формируют у детей бизнес-мышление. Чему Украине стоит поучиться у американцев, чтобы инвестиции в образование и предпринимательство среди молодежи окупались за 10–15 лет
Будучи учеником обычной гимназии в небольшом промышленном городе Украины в середине нулевых, мне повезло получить уникальный опыт. После 10-го класса я попал в летнюю школу в США – Pennsylvania Governor’s School for Global Entrepreneurship (PGSGE) при одном из топ-30 американских вузов. Это был один из самых ценных опытов в моей жизни, который фундаментально повлиял на мое мировоззрение, карьеру и жизнь в целом.
О мотивации
Обучение в PGSGE было сосредоточено вокруг предпринимательства: короткие курсы по экономике, маркетингу, менеджменту, переговорам. Студенты (40 американцев и 10 иностранцев) были объединены в несколько команд, каждая из которых работала с конкретной компанией над ее бизнес-кейсом. В моем случае это была Martin Guitar – производитель одних из самых престижных классических гитар в мире. Нашим кейсом был апсейл гитарных струн Martin в музыкальных магазинах с целью повышения выручки этого сегмента бизнеса.
Первые же дни обучения для меня были потрясающим открытием. Я на 100% понимал, зачем учить каждый курс и в чем его смысл, так как перед нами стояла конкретная бизнес-задача, которую нужно было решить.
Самое главное в любом начинании – это понять мотивацию и ответить на вопрос «зачем?». На эту тему есть отличное выступление Саймона Синека на TED.
Об умении делать выводы
В первую же неделю обучения мы поехали на фабрику Martin и в несколько музыкальных магазинов Guitar Center (крупная сеть в США), где их менеджеры рассказывали нашей команде про свой бизнес, вызовы и цели. После встреч куратор курса прислал архив с десятками эксель-файлов с финансовой отчетностью, статистикой по продажам, маркетинговых отчетов и кучей операционных показателей.
Когда начались занятия по ключевым предметам (не сразу, а только после нашего знакомства с Martin), в глаза бросилась одна деталь. От нас ожидали, что теорию мы выучим дома, а занятия предназначены для того, чтобы обсудить конкретные кейсы, а также что можно сделать для их решения. Один из моих знакомых топ-менеджеров сказал: «Есть разница между статистом и аналитиком. Статист может подготовить отчеты и цифры, но что с ними делать, не скажет. Аналитик же может сделать выводы на основании данных и дать рекомендации, как на них можно повлиять». Американцы отлично понимают, что хороший предприниматель – это прежде всего аналитик, который умеет делать правильные выводы.
Об умении задавать вопросы
Большинство занятий и воркшопов PGSGE происходило в формате дискуссий. За каждой группой был закреплен ментор – в основном это были студенты MBA либо последних курсов лучших американских университетов, включая университеты Лиги Плюща. Так как перед каждой командой стоял конкретный бизнес-кейс, ролью ментора было:
- организовать работу команды над кейсом;
- направлять команду в правильном векторе;
- помогать с решением точечных технических задач;
- готовить команду к ключевым этапам проекта: анализу бизнеса, интервью с пользователями, интервью с менеджментом, финальной презентации кейса (кейс презентовался топ-менеджменту и акционерам Martin).
Менторы PGSGE выполняли полноценную роль тимлидов и менеджеров. Однако я практически не помню их участия в дискуссиях и обсуждениях. Они акцентировались на другом: задавали вопросы, которые провоцировали участников к обсуждению.
Аналогично построен и один из этапов собеседований в топовых консалтинговых компаниях Big 3 (McKinsey, Bain, BCG) – case interview. В нем перед кандидатом стоит кейс, где изначальные вводные составляют 20–30% информации, и для корректных выводов необходимо задавать точечные и наводящие вопросы интервьюеру. Магия таких собеседований заключается именно в умении задавать правильные вопросы – благодаря им кейсы решаются очень просто, даже при нулевых знаниях либо небольшом опыте. Этот же принцип прослеживается практически везде: начиная от собеседований людей на любую из позиций (см. книгу «Who: The A Method of Hiring») до выбора компании, в которую инвестировать private equity фондом.
Хорошая книга по этой теме для стартапов: «The Mom Test: How to talk to customers & learn if your business is a good idea when everyone is lying to you» Роба Фицпатрика.
О командной работе
Чтобы эффективно раскрутить кейс, с самого начала работы над проектом мы разделили зоны ответственности по мини-командам. Одни ребята отвечали за ресерч, другие – за финансовую аналитику, третьи – за маркетинг и т.д.
Каждое утро начиналось с довольно жесткого стендапа о проделанной работе вчера. Каждый участник команды задавал десятки вопросов, комментариев, предложений. Чтобы выстоять под натиском товарищей, нужно было быть глубоко в теме и проделать огромную домашнюю работу.
Такой подход сильно контрастировал с тем, что я видел в украинской школе, а позже – и в университете, так как 95% обучения в PGSGE было построено на индивидуальной работе. С учетом финального результата американский подход был крайне эффективен:
- чувство ответственности перед командой не позволяло отлынивать;
- уровень погружения в тему каждого из нас был огромен;
- если кто-либо в команде «буксовал», команда всегда была рядом, могла помочь и подстраховать.
Треть успеха предпринимателя и руководителя зависит от его умения собрать сильную команду. Вторая треть – это организация ее работы. Итого две трети успеха – это именно про команду и командную работу. По оценкам ряда изданий, именно social skills будут ключевыми в следующие 10–15 лет. Если командная работа настолько важна, почему мы так мало учились этому еще с детского сада?
О презентации
При работе над кейсом в PGSGE презентации нужно было делать каждую неделю, а в конце курса была большая презентация финального проекта другим студентам, менеджменту компании и ее акционерам. Американцы – прирожденные предприниматели, а хороший предприниматель – это прежде всего хороший продажник.
Проведению презентаций (и тем более перед большой аудиторией) меня в школе не учили, поэтому первый опыт был тяжелым: начиная от самой структуры презентации в PowerPoint, заканчивая речью на неродном языке. Студенты-американцы, напротив, чувствовали себя, как рыба в воде: презентация, подготовка которой у меня занимала два часа, от них требовала всего 20 минут. Выступление, которое мне приходилось готовить в письменном виде и заранее репетировать, они могли выдать в качестве импровизации, при этом вовлеченность аудитории была в разы выше.
Таким же наблюдением делятся практически все выпускники американских MBA, с кем мне приходилось общаться. Но сильные навыки презентации и продаж – это 20% теории и 80% практики.
У Украины потрясающий потенциал для развития. Однако огромная доля успеха в реализации этого потенциала заключается в том, насколько у нас получится построить масштабный «культ предпринимательства» еще со школьных лет и стать конкурентоспособными на глобальных рынках.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.