7 декабря PinchukArtCentre открывает новую выставку «Объединенные», посвященную переосмыслению войны. Участники – 18 номинантов 7-й премии PinchukArtCentre 2022. Как молодые украинские художники видят войну и какое вознаграждение могут получить за свои работы
⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося.
В PinchukArtCentre внезапно исчез свет. «Будем подсвечивать работы фонариками», – шутит команда артцентра на пресс-показе. Когда электричество будет пропадать на открытой выставке, посетителям обещают помочь выйти из залов. С появлением света центр будет возобновлять работу. Двери экспозиции открыты до апреля: со среды по воскресенье включительно с 12:00 по 20:00.
За последние семь месяцев команда PinchukArtCentre открыла 19 выставок по всему миру. «Мы решили, что должны представлять, защищать и распространять украинскую культуру по всему миру», – говорит артдиректор PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф. Но именно «Объединенные» он называет самой важной. «Это культурное мероприятие, которое вернет Украине кислород и покажет ее силу», – добавляет Гельдхоф.
«Объединенные» – выставка, над которой с декабря 2021-го работали 18 художников-номинантов 7-й Премии PinchukArtCentre и две кураторки – Ксения Малых и Александра Погребняк. Художников выбрали среди более 1000 заявок. Номинанты конкурируют за главную премию – 370 000 грн и две специальные премии по 90 000 грн. Зрители онлайн-голосованием также могут выбрать фаворита, который получит 37 000 грн.
Победителя включат в шорт-лист Future Generation Art Prize 2023. Также эту работу представят на персональной выставке в PinchukArtCentre и The Future Generation Art Prize 2023 @ Venice на венецианском биеннале.
В этом году кураторы с художниками решили, что несмотря на наличие вознаграждений, их работы должны быть о том, как объединиться и стать лучше. Отсюда и название выставки – «Объединенные». Она состоит из видео и материальных объектов. «Выставка поможет глубже понять, кто мы, как быть вместе, как жить дальше, как продолжать делать то, что мы умеем лучше всего», – говорит куратор выставки Ксения Малых.
Кто среди номинантов 7-й Премии PinchukArtCentre 2022?
Нажмите «Читать больше»
- Михаил Алексеенко (32, Киев)
- Ян Бачинский (31, Львов)
- Юрий Билей (34, Ужгород/Вроцлав/Берлин)
- Артём Гумилевский (36, Николаев)
- Виктория Довгадзе (30, Львов)
- Юрий Ефанов (32, Киев)
- Дана Кавелина (27, Мелитополь/Львов/Берлин)
- Николай Карабинович (34, Киев/Антверпен)
- Дарья Кузьмич (31, Киев)
- Екатерина Лисовенко (33, Одесса/Киев)
- Кристина Мельник (29, Киев)
- Павла Никитина (25, Брно)
- Антон Саенко (33, Сумы/Киев),
- Александр Сироус (26, Харьков/Киев)
- Максим Ходак (21, Белая Церковь/Киев),
- Петр Владимиров (29, Луганск/Варшава) и Александра Майборода (26, Киев/Варшава)
- Даниил Ревковский (29, Харьков) и Андрей Рачинский (32, Харьков) и commercial public art (30, Киев/36, Одесса).
О чем говорят «Объединенные»
Петр Владимиров и Александра Майборода
«Строительные материалы для восстановления домов Киевщины»
Работа, которая открывает выставку и поднимает вопрос о целесообразности искусства во время войны. Зал превратили в складское помещение для хранения строительных материалов: на полу – куски гипсокартона, ковролин, деревянные двери. Рядом на стене – каталог почти 200 пунктов с описанием демонтированных материалов и выставками, частью которых они были.
«Художники просят передать все демонтированные строительные материалы из предідущих выставок и с текущей волонтерским организациям, чтобы те использовали их для восстановления домов Киевщины», – говорит куратор выставки Александра Погребняк.
Павла Никитина
«Один – февраль, два – март, три – апрель, четыре – май…»
Работа «спрятана» в углу одного из залов PinchukArtCentre. «Она пытается раствориться в этом зале», – объясняет куратор выставки Ксения Малых. Арт-объект посвящен детям, вынужденным уехать из Украины через полномасштабное вторжение.
В Брно, где живет Павла Никитина, художница проводила творческие занятия для детей, переживших эвакуацию. Она пыталась помочь им адаптироваться и отвлечься от трагических событий.
Ее скульптурная композиция показывает детей, которые ждут возвращения домой и играют в прятки. Они отказываются носить клеймо беженцев и воспринимают ситуацию как игру, в которой нужно считать месяцы и ждать возвращения в Украину, говорится в описании работы. «На самом деле они не прячутся, – говорит Малых. – Они готовы прямо сейчас идти искать своих друзей и вернуться к своей нормальной жизни».
Антон Саенко
«Краеобраз»
Белое пространство с прямоугольным отверстием в стене. В нем – тьма другой комнаты. Оттуда же слышны звуки фортепиано и напевают стихи репрессированного Советским Союзом украинского поэта Василия Стуса: «Нехай горить трава по осені…».
«Это новый пейзаж Саенко, – объясняет Малых. – Мы не знаем, есть ли там автор, кто сейчас играет, и в стихотворной форме дает нам вход в пейзаж». Сам Саенко считает, что пейзаж создать невозможно. Попытки обуздать природу завершаются одинаково: фигура художника терпит поражение, сливается с окружающей средой и становится частью пейзажа, говорится в описании работы.
Михаил Алексеенко
«Обломки»
Достаточно большой зал, посреди которого стоит рюмка. Она разбилась, но ее склеили из обломков хрусталя. На стене – видео, где художник возвращает крошечным частицам вид почти цельного изделия. Алексеенко нашел разбитую рюмку в Буче и попытался ее реставрировать.
Художник давно работает с советским наследием, переосмысливает его через бытовые вещи: бабушкин хрусталь, поверхности лакированной мебели, рассказывает Малых. На этот раз он иначе коснулся этого материала.
«Сейчас будет момент о надежде», – обращает внимание на видео Малых. Последний кусок хрусталя присоединяется к склеенным частям рюмки. Экран гаснет, видео начинается снова. «Даже из таких мелких фрагментов можно сделать цельную рюмку, – добавляет Малых. – Хотя следы остаются все равно».
Екатерина Лисовенко
«Я невозможн_а без тебя»
В триптихе Лисовенко использует образы трех мифологических персонажей: Медузы Горгоны, Минотавра и Кентавра. Антагонистов здесь объединяет одно – они борются, потому что защищают своих близких.
Напротив картин – стул с надписью на сиденье: «Место героя всегда свободно и всегда пусто». «Художница оставляет место для героя или героини, которых каждый здесь определяет самостоятельно», – говорит Погребняк.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.