«Відблиск» Валентин Васянович /предоставлено пресс-службой
Категория
Жизнь
Дата

Слишком трудный для Netflix, важный для украинцев. В прокат выходит фильм «Отблеск» Валентина Васяновича – о военнослужащем, который возвращается из плена. Блиц с режиссером и продюсером

4 хв читання

«В «Отблеске» показываю, что мирная жизнь – это хрупкая субстанция, которую легко разрушить и трудно восстановить», – говорит режиссер Валентин Васянович. Фото предоставлено пресс-службой

Военная драма Валентина Васяновича «Отблеск» о хирурге, пережившем российский плен, дебютировала на Венецианском кинофестивале в 2021 году. И это первая украинская лента, попавшая в основную конкурсную программу. 16 мая фильм вышел в украинский прокат

Съемки пыток технологически сверхсложные, говорит режиссер «Отблеска» Валентин Васянович. Главный герой ленты – военный хирург, который попадает в плен в тюрьму «Изоляция» в Донецке. Его спасает профессия: истязавшие пленных агенты ФСБ должны были советоваться с врачом.

Мировая премьера «Отблеска» состоялась на Венецианском кинофестивале в 2021 году. Это первый украинский фильм периода независимости, который попал в основной конкурс фестиваля – ранее Украину в Венеции представляла, в частности, картина «Земля» Александра Довженко. Бюджет «Отблеска» – 31,3 млн грн.

Валентин Васянович

режиссер и оператор

До выхода фильма «Уровень черного», который в 2017 году выдвинули на «Оскар» от Украины, Валентин Васянович был известен как оператор фильма «Племя» Мирослава Слабошпицкого. С тех пор Васянович снял еще две картины. Антиутопия «Атлантида» получила венецианского «Золотого льва» как лучший фильм в программе «Горизонты», второй по престижности после основной, и была избрана представлять Украину на «Оскаре» в 2020-м. Сценарий к «Отблеску» Васянович написал в 2019 году, съемки прошли в следующие два года в Киеве.

«В «Отблеске» показываю, что мирная жизнь – хрупкая субстанция, которую легко разрушить и трудно восстановить», – говорит Васянович. Опыт плена в фильме занимает менее половины хронометража. После освобождения главный герой возвращается домой, где ему нужно привыкать к гражданской жизни и строить отношения с дочерью.

Создателей фильма консультировал военнослужащий Станислав Асеев, два года пробывший в российском плену в «Изоляции». Главную роль в «Отблеске» исполнил Роман Луцкий («Сторожевая застава»), также в фильме снялась Ника Мыслицкая – дочь Васяновича.

16 мая фильм выходит в украинский прокат. Как его создавали и что нужно знать об «Отблеске» перед просмотром – в блиц-интервью с режиссером Валентином Васяновичем и сопродюсером фильма Владимиром Яценко.

фильм «Отблеск» /предоставлено пресс-службой

Главный герой фильма «Отблеск» – хирург, возвращающийся из российского плена. Фото предоставлено пресс-службой

Почему украинцам стоит посмотреть «Отблеск»?

Владимир Яценко: У Валентина Васяновича есть странный и несколько жуткий талант – смотреть в будущее. Он имеет храбрость говорить о вещах, которые мы не желаем видеть. В частности, в «Отблеске». Нас ужасал этот фильм в 2021 году. После Ирпеня, Бучи и Ягодного мы понимаем, что «Изоляция» не была особым случаем – это парадигма взаимодействия россиян с людьми, которые в чем-то с ними не согласны.

Это фильм как набат. Он должен пробуждать людей. Побуждать думать о том, какие поступки они совершают на войне и какая ответственность за это будет их преследовать. Сделал ли ты всё, что мог? Талант Васяновича – поднимать подобные вопросы на эпическом уровне.

Одну из сцен пыток в фильме снимали пять дней. Как подготовить команду к воспроизведению пыток на экране? И что вы делали, чтобы не испугать зрителя?

Валентин Васянович: Снимать пытки технологически очень сложно. В кадре человек может висеть минутами, подвешенный за руки, пока его «бьют». На самом деле провисеть так хоть минуту – очень тяжело. Это все каскадерские сцены. Для них мы мастерили специальные корсеты, которые поддерживали тело актера, маскировали их, провели ряд технических репетиций. Для сцены, где пленнику сверлят колено, мы разработали специальный прибор для дрели, чтобы сверло заходило внутрь.

фильм «Отблеск» /предоставлено пресс-службой

«На сложных сценах я всегда держу дистанцию – снимаю без укрупнений, без приближения», – рассказывает режиссер Валентин Васянович. Фото предоставлено пресс-службой

Актеры воспринимают это как сложную, но интересную работу. Не думаю, что для кого-то это был травматический опыт. По зрителям – на сложных сценах я всегда держу дистанцию: снимаю без укрупнений, без приближения. Физическое расстояние до объекта, широкоугольная оптика, много фона и пространства вокруг героя делают картинку менее травматичной. И, конечно, у нас есть определенные рамки. Это могли быть более жестокие истории, но мы их не показываем.

Для съемок строили спецтехнику, декорации и применили спецэффекты. Какие сцены технически самые трудные?

В.В.: Самый сложный эпизод фильма – сцена с перемещениями. Главного героя приводят на допрос, пытают и ведут в подвал, где он становится свидетелем других пыток. Если внимательно присмотреться, когда героя начинают вести, куда-то исчезает стол, находившийся в начале сцены. Его нужно было незаметно убирать из кадра буквально в секунду, чтобы освободить путь камере. Затем со всей группой и техникой нужно было пройти три этажа по лестнице в подвал, где тем временем готовят вторую часть сцены. Чтобы снять этот эпизод, понадобились десятки репетиций.

Помещения «Изоляции» в фильме воспроизведены по рассказам свидетелей?

В.В.: Нет, это художественное видение. Мы достаточно свободно распоряжались материалом с показаний: не было задачи воспроизвести все на уровне фактур, интерьеров и событий. Большинство интерьеров было построено на Арт-заводе «Платформа». Мобильный крематорий [в фильме россияне используют его для сожжения замученных тел] арт-департамент разработал вместе с пиротехниками.

фильм «Отблеск» /предоставлено пресс-службой

Большинство интерьеров «Изоляции» построили на Арт-заводе «Платформа» Фото предоставлено пресс-службой

Сколько зрителей рассчитываете собрать в Украине? Полномасштабная война увеличила или уменьшила аудиторию?

В.В.: Может быть, даже уменьшила. История достаточно травматичная и эмоционально сложная, и непросто ее пережить, когда хочется, напротив, отвлечься. Но это эмоциональный опыт, который может обогатить человека.

В.Я.: Рассчитываем в Украине на несколько тысяч зрителей. Ожидаем людей, интересующихся страной, обществом, искусством. Думаю, что фильм будет работать в прокате две-три недели. Васянович – невероятный оператор, поэтому советую посмотреть это на большом экране.

Что касается стримингов, фильм точно будет на платформе Sweet.tv после кинотеатрального проката. Для Netflix, думаю, это слишком тяжелый фильм. Будем вести переговоры с Megogo и «Киевстар ТВ».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд